Использование сюжетно-ролевой игры в образовательном пространстве с детьми младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме

Зайнуллина Светлана Юрьевна

Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_syuzhetno-rolevoy_igry_v_pervoy_mladshey_gruppe.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра  занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Малыши приходят в детский сад такие разные, непохожие друг на друга, с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Нужно научить детей играть, содействовать объединению их в игре;  тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.  Всего этого можно добиться с помощью сюжетно-ролевой игры.

Работу по развитию данного вида  игр в первой младшей группе следует осуществить в двух направлениях:

  • Создание необходимой игровой среды;        
  • Непосредственное руководство играми детей.

С помощью родителей оборудовали игровую среду, приобрели новые игрушки, все это привлекло малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д.

Однако для развития сюжетно-ролевой игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

В начале большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулируют с игрушками. Задача воспитателя:  направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета.

С этой целью проводятся дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д. Используется такой приём, как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию – используется и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке.

Для обогащения сюжетно-ролевых игр детей подбираем простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку.

Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание.

Конечно же, вначале игры выбираем сюжет простой, затем постепенно его усложняем, вводим новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т.д. С этой целью проводим наблюдения с детьми за работой младшего воспитателя, повара, врача, организовываем целевые прогулки, на которых обращаем внимание на трудовые действия шофёра, дворника.

Во время наблюдения также обращаем внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомим детей с названиями блюд. Впоследствии, играя, дети не просто ставят кастрюлю на плиту, а «варят» суп, компот и т.д.

Детям 2-3 лет нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.

Обогащая ролевые действия в играх, постепенно дети приходят к совместной игре, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей.

Вначале они группируются на основе действия по его направленности: шофер ведет машину, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т.д.

Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

В группе устраиваем игры-развлечения со всеми детьми, организуя сюжетно-ролевую игру по собственному замыслу (празднование дня рождения куклы Маши, веселое путешествие по городу и т.д.).

В плане воспитательной работы  следует уделять большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игры детей с разными игрушками, намечая специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.

В результате совместной игровой деятельности, дети научаться переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко используются в работе игры-показы. Так, во время игры с куклой говорим: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем последовательно одеваем куклу. Дети наблюдают за действиями педагога.

Чтобы закрепить навыки, мы предлагаем повторить наши действия. Вначале малышам требуется помощь воспитателя, а затем они научаться самостоятельно, одевать и раздевать кукол. При этом нужно обращать внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.

В результате проведенной работы малышей удастся сплотить в единый коллектив. Дети научаться играть небольшими группами, причём станут проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научаться уступать игрушки товарищам, взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной и совместной игре. Игровой опыт у детей значительно обогатиться посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей «Чудесная корзинка» (с использованием здоровьесберегающих технологий и электронных образовательных ресурсов)

Цель:  Развитие познавательных способностей.Задачи:Образовательные:- формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере);- развивать грамматически...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

«Вариативность использования маркеров игрового пространства с детьми младшего дошкольного возраста».

laquo;Вариативность использования маркеров игрового пространства с детьми младшего дошкольного возраста»....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ младшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ (с использованием игровых технологий) « Подбери клубочек»

Проявляет интерес к участию в совместных подвижно - дидактических, развивающих играх, интересуется предметами ближайшего окружения ( игрушки , кошка и котенок), участвует в разговорах во время рассмат...

Проект "Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста".

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых в...

Презентация "Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста".

Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дощкольников. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми младшего дошкольного возраста,...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....