Проект "Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста".
проект по математике (младшая группа)
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель.
Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания. Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры Ф. Фребеля | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Автор: Радионова Регина Владимировна
Организация: МБДОУ «Детский сад №43 п Покровский Городок»
Населенный пункт: Московская обл., Одинцовский г.о., п. Покровский городок, 15
Название проекта: «Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Возрастная группа: Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Направление: познавательное развитие.
Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.
Тип проекта: по продолжительности: долгосрочный; по количеству участников: групповой.
Сроки реализации: 2020– 2021 учебный год
Руководители проекта: воспитатель.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №43 п .Покровский городок».
Актуальность реализации проекта:
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель.
Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания. Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Гипотеза: В современном мире представлено огромное количество игровых пособий. Если дети познакомятся и научатся использовать в игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», то смогут самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровыми наборами по образовательным областям.
Цель: накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Основной принцип: интеграция образовательных областей.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развитие логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
- Способствовать обогащению активного словаря, формированию грамматически правильного строя речи.
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к участникам игр, взаимопомощь.
- Воспитывать любознательность, интерес к игровой деятельности детей.
Методы и приёмы:
- Настольные, дидактические игры.
- Познавательные беседы.
- Продуктивная деятельность.
Краткое содержание проекта
«Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля»
в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Подготовительный этап
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей раннего возраста, материала по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Методист
Воспитатели группы
Октябрь
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: ООП дошкольного учреждения, ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
Методист
Воспитатели группы
Октябрь
Определение цели и задач проекта.
Воспитатели группы
Октябрь
Разработка проекта «Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста».
Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Методист
Воспитатели группы
Октябрь
Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта.
Организации группового пространства, отвечающего современным ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.
Методист
Воспитатели группы
Октябрь
Отбор лучших разработок для внедрения проекта.
Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам занимательных игр с использование набора «Дары Ф. Фребеля» .
Методист
Воспитатели группы
Октябрь
Основной этап
Консультация для педагогов МБДОУ по теме: «Теоретические основы педагогики Фридриха Фрёбеля».
Воспитатель
Ноябрь
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
Проведение дидактических игр и игр-занятий.
Непосредственная образовательная деятельность.
Воспитатели группы
Ноябрь –
Апрель
Проведение мастер-класса для родителей «Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста». Семинар-практикум «Использование игры в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста».
Консультация на тему: «Сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?», «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
Воспитатели группы
Ноябрь-
Апрель
Заключительный этап
Анализ полученных результатов.
Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия формы, величины, цвета, целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировки в нем, в развитии тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр.
Воспитатели группы
Апрель
Итоговое мероприятие: НОД на тему: «Большая стирка».
Воспитатели группы
Апрель
Презентация проекта «Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста».
Воспитатели группы
Апрель
Планируемые результаты:
Для детей.
*Дети расширяют представления об окружающем мире.
*Умеют пользоваться карточками-схемами к играм.
*Используют в самостоятельной игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», игровыми наборами.
*Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
*Развивается умение логически мыслить, находить выход из проблемной игровой ситуации.
*Развивается интерес к познавательной деятельности.
*Формируется уважительное отношение к участникам игр.
Для педагога:
- Пополнение предметно-развивающей среды настольными играми «Дары Ф.Фребеля», наборами «Цвет и форма», «Узоры», «Мосты»,
-Привлечение родителей к совместной деятельности.
Для родителей:
- Взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности.
-Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».
Этапы проекта.
I этап – Подготовительный
Определение целей и задач проекта.
Организация предметно-развивающей среды.
Организация совместной игровой деятельности.
Прогнозирование результата.
Разработка перспективного планирования, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Введение детей в ход проекта.
II этап - Основной (реализация проекта).
Планируемые мероприятия (см. перспективное планирование)
III этап - Заключительный
Подготовка и проведение фотовыставки.
Продукты проекта:
Оформленный проект.
Презентация «Мы играем с наборами и «Дарами Ф.Фребеля».
Фотовыставка.
Картотека игр с «Дарами Ф.Фребеля».
Творческие работы детей, выполненные в ходе самостоятельной деятельности.
Обеспечение:
Для детей:
«Дары Ф.Фребеля».
Игровые наборы «Цвет и форма», «Узоры», «Мосты».
Карточки-схемы к играм.
Иллюстрации, картинки.
Для педагога:
Литература: Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Перспективное планирование
«Занимательные игры с использованием игровых наборов и даров Ф. Фребеля»
№ п/п | Тема | Кол-во занятий |
Октябрь | ||
1 | «В мире фигур» (познавательное развитие) | 1 |
2 | «В лесу» (художественно-эстетическое развитие) | 1 |
3 | «Посади дерево» (художественно-эстетическое развитие) | 1 |
4 | «Лови-лови» (физическое развитие) | 1 |
Всего занятий в октябре - 4 | ||
Ноябрь | ||
1 | «Эстафеты» (физическое развитие) | 1 |
2 | «Пастушок» (художественно-эстетическое развитие) | 1 |
3 | «Три медведя» (художественно-эстетическое развитие) | 1 |
4 | «Кафе» (социально-коммуникативное развитие) | 1 |
Всего занятий в ноябре – 4
| ||
Декабрь | ||
1 | «Путаница» (речевое развитие) | 1 |
2 | «Тайные агенты» (физическое развитие) | 1 |
3 | «Украшаем ёлку» (художественно-эстетическое развитие) | 1 |
4 | «Новый год» (художественно-эстетическое развитие) | 1 |
Всего занятий в декабре - 4 | ||
Январь | ||
1 | «Волшебники» (речевое развитие) | 1 |
2 | «На севере» (познавательное развитие) | 1 |
3 | «Джунгли» (познавательное развитие) | 1 |
4 | «Большая стирка» (познавательное развитие) | 1 |
Всего занятий в январе - 4 | ||
Февраль | ||
1 | «Дорожное движение» (социально-коммуникативное развитие) | 1 |
2 | «Приглашаем в теремок» (социально-коммуникативное развитие) | 1 |
3 | «Что для чего» (речевое развитие) | 1 |
4 | «Спрятанная игрушка» (физическое развитие) | 1 |
Всего занятий в феврале - 4 | ||
Март | ||
1 | «Я умею…» (физическое развитие) | 1 |
2 | «Настроение» (социально-коммуникативное развитие) | 1 |
3 | «Магазин» (социально-коммуникативное развитие) | 1 |
4 | «Пир на весь мир» (познавательное развитие) | 1 |
Всего занятий в марте - 4 | ||
Апрель | ||
1 | «Ручеек» (физическое развитие) | 1 |
2 | «Космос» (познавательное развитие) | 1 |
3 | «Морские обитатели» (познавательное развитие) | 1 |
4 | «Небоскреб» (речевое развитие) | 1 |
Всего занятий в апреле - 4 | ||
Май | ||
1 | «Настольные спортивные игры» (физическое развитие) | 1 |
2 | «На лугу. Цветы» (познавательное развитие) | 1 |
3 | «На лугу. Насекомые» (познавательное развитие) | 1 |
4 | Итоговое занятие. Повторение | 1 |
Всего занятий в мае - 4 |
Планирование совместной деятельности с детьми по познавательному развитию
«Занимательные игры с использованием набора « Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Месяц | Тема | Образовательная область | Содержание | Обеспечение |
Октябрь | «В мире фигур» | познавательное развитие | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений. | Наборы №№ 5,7,J1 |
«В лесу» | художественно-эстетическое развитие | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Посади дерево» | художественно-эстетическое развитие | Становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование осмотрительно и бережного отношения к природе. | Наборы №№ 7,8,9,10,J2 | |
«Лови-лови» | физическое развитие | Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности. | Набор №№ 1,2 | |
Ноябрь | «Эстафеты» | физическое развитие | Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности. | Наборы №№ 1,J1 |
«Пастушок» | художественно-эстетическое развитие | Формирование представлений о простейших средствах музыкальной выразительности, экспериментирование с музыкальными звуками, развитие игровой деятельности. | Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1 | |
«Три медведя» | художественно-эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. | Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 | |
«Пир на весь мир» | познавательное развитие | Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, игровой деят-ти | Наборы №№ 2,3,4,5,6,7,8,9, 10, J1 | |
Декабрь | «Путаница» | речевое развитие | Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 |
«Тайные агенты» | физическое развитие | Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | Наборы №№ J1,J2 | |
«Украшаем ёлку» | художественно-эстетическое развитие | Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса к изобразительному творчеству. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Новый год» | художественно-эстетическое развитие | Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса готовности к совместной деятельности со сверстниками. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
Январь | «Волшебни-ки» | речевое развитие | Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие коммуникативных навыков. | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 |
«На севере» | познавательное развитие | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Джунгли» | познавательное развитие | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Большая стирка» | познавательное развитие | Формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности ребенка. | Наборы №№ 7,8,9,10, J2 | |
Февраль | «Дорожное движение» | социально-коммуникативное развитие | Формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира. | Наборы №№ 1,2,9 |
«Приглашаем в теремок» | социально-коммуникативное развитие | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 6,7,8,9,10 | |
«Что для чего» | речевое развитие | Формирование активного словаря, развитие игровой деятельности, развитие творчества, мышления, мелкой моторики | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 | |
«Спрятанная игрушка» | физическое развитие
| Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | Наборы №№ 1,2, 10, J1 | |
Март | «Я умею…» | физическое развитие | Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи. | Набор №1 |
«Настроение» | социально-коммуникативное развитие | Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование первичных представлений о себе и других людях. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Магазин» | социально-коммуникативное развитие | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 | |
«Кафе» | социально-коммуникативное развитие | Формирование позитивных установок к различным видам труда, развитие творческой активности, реализация самостоятельной конструктивной деятельности. | Наборы №№ 7,8,9,10 J1,J2 | |
Апрель | «Ручеек» | физическое развитие | Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в игре и совместной деятельности педагога и детей. | Наборы №№ 1,9 |
«Космос» | познавательное развитие | Формирование представлений о разнообразии мира, развитие общения со сверстниками, воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности. | Наборы №№ 7,8,9,10, J2 | |
«Морские обитатели» | познавательное развитие | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Небоскреб» | речевое развитие | Развитие диалогической речи, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие самостоятельной конструктивной деятельности. | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6, J1, | |
Май | «Настольные спортивные игры» | физическое развитие | Овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, развитие координации движений. | Наборы №№ 3,4, 5, 5p, J1, 8,9,10 |
«На лугу. Цветы» | познавательное развитие | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«На лугу. Насекомые» | познавательное развитие | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
Итоговое занятие. Повторение |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
Представление педагогического опыта на городских педагогических чтениях в форме мастер - класса по теме " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной дея...
Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста...
Презентация "Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста".
Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дощкольников. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми младшего дошкольного возраста,...
«Использование игровых наборов «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Использование игровых наборов«Дары Фребеля»в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...
Проект Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
laquo;Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»...