Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности старших дошкольников как средство формирования художественно-творческих способностей.
статья (средняя группа)

Задворных Марина Геннадиевна

 

Эта статья для педагогов  дошкольных учреждений, а так же  подойдет и для ознакомления учителей с тем, что такое интеграция в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности старших дошкольников как средство формирования художественно-творческих способностей.

 

   В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и

общества.

            Начальные старты становления и развития творческой, деятельной, личности закладываются в дошкольном детстве, и поэтому цель дошкольного образования - обеспечить эти старты.

              Именно в дошкольном детстве, начиная с раннего возраста, закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной  деятельности.

            Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.

             Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошкольном детстве. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.

            Именно в дошкольном периоде жизнедеятельности при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера. Ученые рассматривают процесс воспитания не только как воздействие взрослого на ребенка, но и как деятельность самого ребенка. Правильная организация детской деятельности, педагогическое руководство ею является основной воспитательно-образовательной задачей.

             В формировании художественно-творческих способностей важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. В этом процессе искусство является фактором формирования личности. Художественная культура выступает как компонент образования. Для развития художественной культуры личности важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие.

         Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности, под которой мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания в воспитание и образование детей, является важным фактором в формировании художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

        Работа учреждения в системе интеграции эффективна в том случае, если каждый педагог понимает значение интеграции, формы ее осуществления, влияние интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка, становление личности, потребность во взаимодействии друг с другом.

   Сейчас в дошкольных учреждениях не редко предпочитают проводить с детьми интегрированные занятия, но к сожалению не все педагоги понимают, что такое интеграция и часто выдают комплексные занятия за интегрированные. Поэтому  для начала,  давайте разберемся, что же такое интеграция?

    Для понимания сущности интеграции следует прибегнуть к использованию терминологических методов. Слово «интеграция» произошло от латинского integratio — «восстановление», '"восполнение", от integег, что означает «целый», то есть речь идет о некоем целом, которое было по каким-либо причинам разрушено, утратило свою целостность, но затем восстановило эту целостность благодаря взаимодействию между элементами этого целого. В «Философском энциклопедическом словаре» интеграция трактуется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов, причем отдельные части и элементы могут обладать различной степенью автономии. Процесс интеграции предполагает разнообразные уровни взаимодействия между элементами. Существенный момент в данном определении — это упорядочивание элементов внутри системы, причем уровни интеграции могут быть различными, так как составляющие целостность элементы могут частично сохранять автономию или утрачивать. Элементы, части системы могут быть разнородными. Объединение элементов, частей возможно при уcловии общецелевой и функциональной направленности. Из этого следует, что ядром понятия «интеграция» является процесс упорядочивания разнородных элементов в некоторую целостность, систему, причем эта система в дальнейшем может развиваться .

С понятием интегративности тесно связано понятие комплексности, наиболее разработанное и нашедшее широкое распространение в теории и практике, особенно в практике дошкольного образования. Рассмотрим сущность комплексности. Понятие «комплекс» возникло в недрах психологии, затем адаптировалось в других науках. Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», комплекс (от латинского соmplexus — связь, сочетание) в самом общем смысле слова представляет собой определенные соединения отдельных процессов в некое целое. Сравним комплекс и интеграцию. Оба понятия выражают некую целостность. Элементы, части и комплекса, и интеграции могут быть разнородными, однако характер взаимосвязей, взаимоотношений между ними отличны. Интеграция предполагает различные уровни взаимоотношений между элементами, в том числе и уровень, подобный тому, который характерен для комплекса, то есть комплексное некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции. Следовательно, понятие «интеграция» более широкое по отношению к понятию «комплекс».

Интегративность и комплексность в образовательном процессе предполагают упорядочивание, объединение на различных уровнях компонентов этого процесса, например, содержания образования. Интегративность предполагает больший диапазон и разнообразие в разработке содержания образования детей, поскольку можно устанавливать между элементами этого содержания различные по глубине связи и отношения в зависимости от образовательных задач. Комплексность же проявляется в содержании более ограниченно, так как связана, прежде всего с сочетанием различных видов искусств и художественной деятельности детей. И так интегративность и комплексность — родственные понятия, характеризующие различные процессы. Комплексность представляет собой одно из проявлений интегративности. Известно, что освоение детьми одного из видов художественной деятельности положительно сказывается на овладении другого, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства. Видимо, этим объясняется феномен, неоднократно подтвержденный жизнью: художественно-творческие способности развиваются в комплексе. Человек, пишущий стихи и рассказы, порой прекрасно рисует (творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, В. Шекспира).

Развитие психических процессовоснова интеграции разных видов искусства, успешного усвоения разных видов художественной деятельности и усвоения их взаимосвязи .

               Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего в себе то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли "защитного пояса", который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости, пошлости и безвкусицы. Синтез искусств помогает детям построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях, осознать собственную значимость.

                 Эстетическое воспитание и образование играет особо важную роль на этапе становления личности ребенка, происходящем в дошкольном детстве.

              Проблема взаимосвязи разных видов художественной деятельности в работе с детьми занимает особое место в исследованиях педагогов и психологов. На протяжении десятилетий ее изучали известнейшие специалисты в области психологии, педагогики, эстетики, как в нашей стране, так и за рубежом.

 «Интеграция понимается нами — пишет Т.С. Комарова, — как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности (разнообразные игры: дидактические, подвижные; игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную). Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, воображение, эмоционально-положительное отношение к деятельности эстетического характера, а также памяти и внимания). В интеграции не все содержания включаются в процесс художественного творчества на равных основания: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие содержания и виды деятельности».

        Современные исследования показали, что интеграция возможна при  выполнении трех условий:

     1. Объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

2. В интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

3. Интегрируемые предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Именно на эти условия должны, в первую очередь, указывать существенные признаки интеграции, которые в каждой из областей человеческого знания будут иметь свои характерные особенности. Нас интересует характеристика интегративных процессов во взаимодействии изобразительной и театрально-игровой деятельности.

Главной предпосылкой интеграции этих двух видов деятельностей послужило то, что в процессе интеграции деятельности обогащается не только собственное содержание этих деятельностей, но и сами реализуются на более качественном педагогическом уровне. Результат этого процесса — целостное художественно-эстетическое развитие детей. Интеграция в данном случае обладает значительно большими возможностями формирования у детей целостных ориентиров, нравственно-эстетических отношений, пробуждает интерес. Яркая речь художественных текстов, хорошо выполненные персонажи, или эмоционально насыщенные образы, исполняемые детьми, повышают эмоциональность восприятия, образность формируемых на их основе представлений, содействует эстетическому воспитанию детей. Следовательно, интеграция этих видов деятельности — один из важнейших факторов оптимальной организации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки детей и педагогов.

   Художественно-творческие способности - это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как

можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления. На сформированность художественно -творческих способностей у детей дошкольного возраста влияет процесс интеграции, при котором происходит целостное художественно -эстетическое развитие детей

    Художественная деятельность влияет на всестороннее развитие и формирование личности, включает в себя такие виды деятельности, как музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрально-игровую. Каждый из этих видов деятельности вносит свое содержание, раскрывая сущность художественной деятельности. Вместе с тем, эти деятельности направлены на художественно-эстетическое развитие детей, в процессе этих деятельностей создаются возможности формирования художественно-творческих способностей. Рассмотрим подробно возможности театрально-игровой и изобразительной деятельности.

В дошкольном учреждении художественное воспитание осуществляется следующим образом:

  • путем воспитания способности непосредственно эстетически
    воспринимать явления действительности;
  • через ознакомление с искусством;
  • включением детей в художественную деятельность: пение,
    танцы,   чтение   стихов   и   рассказывание   сказок,   игры-
    драматизации, рисование, лепка и т.д.

Эти пути тесно связаны между собой, являясь основой успешного осуществления всех видов художественной деятельности. Следовательно, развитие у детей способности художественного восприятия вызывает необходимость обогащать их соответствующими впечатлениями, знакомить с идейно и художественно полноценными, доступными детскому пониманию, произведениями искусства. Действуя на сознание и чувства, искусство способствует не только художественному развитию, но и умственному, и моральному воспитанию.

Опыт и исследования показывают, что комплексное использование искусств в работе с детьми дошкольного возраста в художественной деятельности, а именно интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельностей, необходимо для формирования и развития элементов эстетической культуры. Одним из важных элементов эстетической культуры является эстетическое чувство и эстетический вкус.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности и к искусству. Наблюдения и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей эстетического чувства, формированию образных представлений, воображения.

Изобразительная деятельность имеет свои особенности именно в дошкольном детстве потому, что у дошкольников развивается творческая активность, дети начинают создавать оригинальные продукты своей деятельности. Овладев способами деятельности ребенок чувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях в процессе художественной деятельности.

Перечислим некоторые принципы, на которых мы основываем интеграционный процесс изобразительной и театрально-игровой деятельности:

  • тщательный отбор и доступность материала эмоциональному
    опыту ребенка и опыту восприятия;
  • активная творческая деятельность детей;
  • учет индивидуальных предпочтений и интересов;
  • взаимосвязь всех педагогов детского учреждения;
  • эстетика предметно-развивающей среды (оформление спектакля,
    детского праздничного утренника, детских работ).

Работая в системе интеграции выше перечисленных видов деятельности, педагогу необходимо:

  • создавать условия для развития творческой активности детей;
  • приобщать детей к художественной культуре;
  • создавать условия для совместной деятельности детей и взрослых;
  • обеспечивать взаимосвязь деятельности в едином педагогическом процессе.

Для выполнения данных условий необходимо создание определенных условий. Главное в интеграционном процессе — это организация работы. Разумная организация этих деятельностей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. Все это приведет в конечном итоге к целостности педагогического процесса и форм его реализации. А это уже продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых, основанная на творчестве всех участников процесса. Образуется огромное творческое поле, где формируются художественно-творческие способности у детей. В результате этого:

  • обогащается духовный мир ребенка;
  • раскрываются индивидуальные способности детей;
  • развиваются основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, фантазия, воображение, наблюдательность, коммуникабельность, чувство ритма, смелость;
  • воспитывается чувство ответственности перед коллективом (в
    спектакле, коллективной работе и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеграция изобразительной,музыкальной,театрально-игровой и художественно-творческой деятельности.

«Ознакомление детей с жанровой живописью через интеграцию изобразительной, музыкальной, театрально-игровой и художественно-речевой деятельности» Интеграция предпологает ...

Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".

Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников....

ИНТЕГРАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

     В условиях, когда меняются цели, ценности, нормы, образцы поведения, дальнейшее развитие и стабилизация общества, государства, реализация прав и свобод зависят во многом от ...

Формирование художественно-творческих способностей старших дошкольников через интеграцию изобразительной и театрально-игровой деятельности.

В этой статье вы узнаете что такое интегрированное занятие и чем оно оличается от комплексного. Прочтете о влиянии интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка и становлении ли...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...

План самообразования «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»

План самообразования «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»...