Формирование художественно-творческих способностей старших дошкольников через интеграцию изобразительной и театрально-игровой деятельности.
статья

Канаховская Елена Николаевна

В этой статье вы узнаете что такое интегрированное занятие и чем оно оличается от комплексного. Прочтете о влиянии интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка и становлении личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование художественно-творческих способностей  старших дошкольников через интеграцию изобразительной и театрально-игровой деятельности.

Сейчас в дошкольных учреждениях очень часто предпочитают проводить с детьми интегрированные занятия, но к сожалению не все педагоги понимают что такое интеграция и часто выдают комплексные занятия за интегрированные. Поэтому для начала давайте разберемся , что же такое интеграция?.

   С понятием интегративности тесно связано понятие комплексности, наиболее разработанное и нашедшее широкое распространение в теории и практике, особенно в практике дошкольного образования. Рассмотрим сущность комплексности. Понятие «комплекс» возникло в недрах психологии, затем адаптировалось в других науках. Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», комплекс (от латинского соmplexus — связь, сочетание) в самом общем смысле слова представляет собой определенные соединения отдельных процессов в некое целое. Сравним комплекс и интеграцию. Оба понятия выражают некую целостность. Элементы, части и комплекса, и интеграции могут быть разнородными, однако характер взаимосвязей, взаимоотношений между ними отличны. Интеграция предполагает различные уровни взаимоотношений между элементами, в том числе и уровень, подобный тому, который характерен для комплекса, то есть комплексное некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции. Следовательно, понятие «интеграция» более широкое по отношению к понятию «комплекс».

     Известно, что освоение детьми одного из видов художественной деятельности положительно сказывается на овладении другого, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства. Видимо, этим объясняется феномен, неоднократно подтвержденный жизнью: художественно-творческие способности развиваются в комплексе . Человек, пишущий стихи и рассказы, порой прекрасно рисует (творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, В. Шекспира).

 «Интеграция понимается нами — пишет Т.С. Комарова, — как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности (разнообразные игры: дидактические, подвижные; игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную). Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, воображение, эмоционально-положительное отношение к деятельности эстетического характера, а также памяти и внимания). В интеграции не все содержания включаются в процесс художественного творчества на равных основания: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие содержания и виды деятельности».

 Интеграция предполагает различные уровни взаимоотношений между элементами, более широкий диапазон и разнообразие в разработке содержания образования детей. Можно устанавливать между элементами различные по глубине связи соотношения в зависимости от образовательных задач.

Комплексность проявляется в содержании более ограниченно, связь между элементами неглубока, т.к. она определяется общей задачей — обогащением художественного образа различными средствами, когда элементы содержания сохраняют свою автономность.

        Современные исследования показали, что интеграция возможна при  выполнении трех условий:

     1. Объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

2. В интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

3. Интегрируемые предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях .

Именно на эти условия должны, в первую очередь, указывать существенные признаки интеграции, которые в каждой из областей человеческого знания будут иметь свои характерные особенности. Нас интересует характеристика интегративных процессов во взаимодействии изобразительной и театрально-игровой деятельности.

Главной предпосылкой интеграции этих двух видов деятельностей послужило то, что в процессе интеграции деятельности обогащается не только собственное содержание этих деятельностей, но и сами реализуются на более качественном педагогическом уровне. Результат этого процесса — целостное художественно-эстетическое развитие детей.

              Именно в дошкольном детстве, начиная с раннего возраста, закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной  деятельности.

            Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.

             Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошкольном детстве. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.  

             В формировании художественно-творческих способностей важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. В этом процессе искусство является фактором формирования личности. Художественная культура выступает как компонент образования. Для развития художественной культуры личности важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие.

На формирование художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста влияет процесс интеграции, при котором происходит целостное художественно- эстетическое развитие детей. Для детей дошкольников художественная деятельность — это способ общения с миром, это их речь, это выражение своего «Я» через рисунок, танец, музыку, театр. Заметим, что отношение детей к окружающему их миру проявляется в яркой эмоциональной форме.

Эта теория глубоко развита Л.С. Выготским. Делая вывод, ученый учитывал то, что обучая ребенка, не нужно излишне нагружать его детализированными знаниями.

Основная задача педагога должна заключаться в том, чтобы открыть перед ребенком мир вообще: научить его воспринимать окружающий мир более широко и разнообразно, используя для этого мир звука, цвета, слова, движения, жеста, запаха. Основным новообразованием в дошкольном возрасте по Л.С. Выготскому является переход к совершенно новому типу деятельности, где ребенок получает возможность воплощать свои замыслы, идти от мысли к ситуации, а не наоборот.

        Работа учреждения в системе интеграции эффективна в том случае, если каждый педагог понимает значение интеграции, формы ее осуществления, влияние интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка, становление личности, потребность во взаимодействии друг с другом.

        Интеграция способствует усвоению знаний, навыков, умений и развитию художественно-творческих способностей. Устраняет перегрузки детей и взрослых, расширяя и углубляя их социально-нравственный и эстетический опыт.

     Художественно-творческие способности - это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как

можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления.

    Художественная деятельность влияет на всестороннее развитие и формирование личности, включает в себя такие виды деятельности, как музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрально-игровую. Каждый из этих видов деятельности вносит свое содержание, раскрывая сущность художественной деятельности. Вместе с тем, эти деятельности направлены на художественно-эстетическое развитие детей, в процессе этих деятельностей создаются возможности формирования художественно-творческих способностей. Рассмотрим подробно возможности театрально-игровой и изобразительной деятельности.

В дошкольном учреждении художественное воспитание осуществляется следующим образом:

  • путем воспитания способности непосредственно эстетически
    воспринимать явления действительности;
  • через ознакомление с искусством;
  • включением детей в художественную деятельность: пение,
    танцы,   чтение   стихов   и   рассказывание   сказок,   игры-
    драматизации, рисование, лепка и т.д.

Эти пути тесно связаны между собой, являясь основой успешного осуществления всех видов художественной деятельности. Следовательно, развитие у детей способности художественного восприятия вызывает необходимость обогащать их соответствующими впечатлениями, знакомить с идейно и художественно полноценными, доступными детскому пониманию, произведениями искусства. Действуя на сознание и чувства, искусство способствует не только художественному развитию, но и умственному, и моральному воспитанию.

Опыт и исследования показывают, что комплексное использование искусств в работе с детьми дошкольного возраста в художественной деятельности, а именно интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельностей, необходимо для формирования и развития элементов эстетической культуры, Одним из важных элементов эстетической культуры является эстетическое чувство и эстетический вкус. Эстетическое чувство определяется как субъективное переживание оценочного отношения к предметам или явлениям. Эстетический вкус определяется, как субъективное освоение объективных нормативов, оценок прекрасного и безобразного; он формируется на протяжении всей жизни человека.

Ряд авторов определяет эстетический вкус как способность человека понимать и оценивать эстетические особенности предметов, явлений природы, общественной жизни. Эстетический вкус выражает оценку действительности, всего многообразия эстетический ценностей с позиций выработанных у человека в процессе общественной практики и представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом.

Сейчас мы рассмотрим один из видов художественной деятельности — изобразительную, которая оказывает большое влияние на развитие у детей элементов эстетической культуры и способствует формированию художественно-творческих способностей.

Дети очень восприимчивы к любому виду художественной деятельности, тем более к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста, так как глубоко волнует ребенка, вызывая положительные эмоции. В ней ребенок может отражать полученные в окружающей жизни впечатления.

Многие педагоги и психологи считают, что изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания. Изобразительную деятельность они определяют как художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому — это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности творчества у детей дошкольного возраста, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности и к искусству. Наблюдения и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей эстетического чувства, формированию образных представлений, воображения. Остановимся особенно на рисовании. Исследование показало, что рисование нельзя рассматривать как графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого является колорит, форма, композиция. Рисование у детей — это создание художественного образа, где в процессе наблюдения передаются все его характерные свойства.

Дети учатся отображать сюжет; усваивают некоторые элементы узора, постепенно приобретая первичные навыки в технике рисования.

Педагоги и психологи считают, что в процессе рисования у детей развиваются: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

В рисовании есть свои изобразительные средства. Одно из них — колорит.

Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуя на него. Широко распространено мнение, что дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности, но для этого необходимо развивать у них восприятие цвета, чувство цвета. Очень важно формировать с самого раннего детства представления о колорите, его сочетании, усвоении знаний о цветах, его оттенках и способах их получения, обучения передаче цвета предметов в изображении — только в этом случае можно добиться нужных результатов.

Еще одно средство выразительности в рисовании — ритм. Исследования ученых показали, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. Одна форма проявления — ритмичность рисовальных движений, двигательный ритм; другая — в пространственной организации места, пространственный ритм, замечает Т.С. Комарова.

Важным средством выразительности в рисования является форма предмета и ее ритмическое расположение: размещение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства. Итак, мы видим, что формирование эстетической культуры связано с развитием художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста, по мере развития и обогащения восприятия и представления детей о цвете, форме, строении предметов.

Изобразительная деятельность имеет свои особенности именно в дошкольном детстве потому, что у дошкольников развивается творческая активность, дети начинают создавать оригинальные продукты своей деятельности. Овладев способами деятельности ребенок чувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях в процессе художественной деятельности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать, сопереживать разыгрываемые события.

Театр — это синтетический вид искусства, в котором можно успешно объединять многие виды детской деятельности. Объединение деятельностей возможно потому, что атмосфера театра — это стихия естественная для ребенка. Именно театр позволяет реализовывать и развивать огромные творческие и эмоциональные возможности детей, не всегда востребованные повседневной жизнью.

«Создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — отмечал психолог и педагог Б.М. Теплов.

Это еще раз доказывает нам, что театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место, находить адекватные способы действия).

 В театрализованной деятельности ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Для того чтобы решить эти жизненные задачи от ребенка требуется главное — творческая активность личности, формирование его художественно-творческих способностей (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики).

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как именно в игре ребенок чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. В связи с чем, театрализованную деятельность принято называть театрально-игровой. Эта деятельность пользуется у детей неизменной любовью.

Рассмотрим значение игры в жизни ребенка, точнее использование игровой методики в театральной педагогике. Ведь она включает в себя и простейшие, общедоступные задания, развивающие психофизические процессы, и более сложные ситуативные игры, игры-импровизации. Все это происходит через игру — любимое дело детей.

Игровая ситуация создает психологическую установку, "настраивает" психику ребенка на занятие театральным искусством. Игра не является чем-то чужеродным для театрализованной деятельности. Включение игры в занятия обосновано генетическим родством игры и искусства. Их связывает свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций языка, то есть действие в «воображаемом поле» (Л.С. Выготский)  или в "предлагаемых обстоятельствах" (КС. Станиславский).

 Объединяет их обязательное получение удовольствия и выражение отношения к происходящему, то есть выявления личностного смысла для ребенка того, что он переживает или с чем действует,

Психолог А.Н. Леонтьев называл игру «предэстетической деятельностью». По его мнению, игра является «одной из возможных форм перехода к продуктивной деятельности». На этом положении и основаны интегрированные занятия театрально-игровой и изобразительной деятельностей. Именно игра связывает их. Перечислим некоторые принципы, на которых мы основываем интеграционный процесс изобразительной и театрально-игровой деятельности:

  • тщательный отбор и доступность материала эмоциональному
    опыту ребенка и опыту восприятия;
  • активная творческая деятельность детей;
  • учет индивидуальных предпочтений и интересов;
  • взаимосвязь всех педагогов детского учреждения;
  • эстетика предметно-развивающей среды (оформление спектакля,
    детского праздничного утренника, детских работ).

Работая в системе интеграции выше перечисленных видов деятельности, педагогу необходимо:

  • создавать условия для развития творческой активности детей;
  • приобщать детей к художественной культуре;
  • создавать условия для совместной деятельности детей и взрослых;
  • обеспечивать взаимосвязь деятельности в едином педагогическом процессе.

Для выполнения данных условий необходимо создание определенных условий. Главное в интеграционном процессе — это организация работы. По нашему мнению, только разумная организация этих деятельностей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. Все это приведет в конечном итоге к целостности педагогического процесса и форм его реализации. А это уже продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых, основанная на творчестве всех участников процесса. Образуется огромное творческое поле, где формируются художественно-творческие способности у детей. В результате этого:

  • обогащается духовный мир ребенка;
  • раскрываются индивидуальные способности детей;
  • развиваются основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, фантазия, воображение, наблюдательность, коммуникабельность, чувство ритма, смелость;
  • воспитывается чувство ответственности перед коллективом (в
    спектакле, коллективной работе и т.д.)

Развитие художественно-творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителям любой другой профессии для формирования интересной и неординарной личности. И так стало очевидным, что интеграция способствует сближению детей и взрослых, раскрытию их внутреннего мира, приближение к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеграция изобразительной,музыкальной,театрально-игровой и художественно-творческой деятельности.

«Ознакомление детей с жанровой живописью через интеграцию изобразительной, музыкальной, театрально-игровой и художественно-речевой деятельности» Интеграция предпологает ...

Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности старших дошкольников как средство формирования художественно-творческих способностей.

Эта статья для педагогов  дошкольных учреждений, а так же  подойдет и для ознакомления учителей с тем, что такое интеграция в педагогическом процессе....

развитие художественно-творческих способностей у детей через интеграцию различных видов деятельности

данная презентация включает в себя опыт работы дошкольного отделения по одной из годовых задач, направленной на развитие художественно-творческих способностей....

Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников через интеграцию разных видов деятельности.

Научить детей дошкольного  правильно воспринимать и любить классическую музыку....

Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»

Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»Представляю свой опыт раб...

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной  системы посредством игровой деятельности"...