Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" Мастер - класс для музыкальных руководителей ДОУ г. Ярославля 17.03.2017.
презентация
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом " Д. Лихачёв. .
Приобщение дошкольниов к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный. игровой фольклор и прикладное детское творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_master-klass.ppt | 2.67 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом». Д.Лихачёв
Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений . Народная игровая культура Устное народное творчество Декоративно-прикладное искусство Поликультурное пространство музея Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников . Данная программа разработана на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Виды совместной и самостоятельной деятельности . - Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок. Знакомство с устным народным творчеством, народными игрушками, играми, народными музыкальными инструментами и изобразительным искусством, народными праздниками. Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций. Метод проектов (собирание коллекций альбомы, мини-музеи). Праздники (народные и обрядовые), театрализованные музыкальные развлечения, семейные вечера.
Итоги освоения содержания программы . Ребёнок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны, стремится к знакомству с их культурой. Ребёнок относит себя к определённому этносу, имеет представления об особенностях этого этноса. Знает название нескольких рас России и мира, называет особенности внешнего вида, произведения устного народного творчества, народных игр и игрушек. Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей. С удовольствием рассказывает о своих друзьях. Знает способы налаживания межэтнического общения и использует их в игровых и реальных ситуациях. С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры (праздники, проекты, выставки).
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Важно что бы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатокам народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а так же: доброжелательно относился к инициативе ребёнка одобрял его инициативу предоставлял возможность к самостоятельным действиям создавал условия для этих действий
Жанры детского фольклора Загадки. Пословицы и поговорки. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, прибаутки, дразнилки, припевки, колядки, скороговорки, заклички). Игровые и плясовые песни. Народные игры. Словесные игры. Подвижные игры. Русский хоровод. Игры-хороводы. Русский народный танец. Сказки (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки).
Духовно-нравственное воспитание – это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим, усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей. Поэтому мы и обращаемся к русскому фольклору. « Фольклор » – в переводе с английского означает « народная мудрость »
Жанровая система русского фольклора. Календарные обрядовые песни Песни свадебного цикла Песни военно-бытовые Песни семейно-бытовые Песни трудовые Эпос Танцевальные жанры Лирические песни Частушки Песни городские Инструментальная музыка
Главные компоненты в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры. Создание эффективной предметно-развивающей среды Использование активных форм работы.
.
Эффективные формы работы . Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности. Использование малых форм фольклора в режимных моментах. Дидактические и пальчиковые игры, игровые упражнения на развитие образных жестов, движений, интонационной речевой выразительности. Знакомство с народными традициями на музыкальных, физкультурных занятиях, во время прогулок. Использование игр-драматизаций, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы. Организация совместной работы педагогов, родителей и детей ( разучивание ролей, песен, изготовление костюмов, атрибутов). Проведение фольклорных праздников с совместным участием педагогов, родителей и детей. Анкетирование, сбор отзывов по проведённым мероприятиям. Проектная деятельность. Совместное участие детей, педагогов и родителей.
Создание методической базы и развивающей среды: - Картотеки народных игр - Картотека народных обрядов и традиций - Картотека народных бытовых праздников - Картотека русских народных инструментов - Библиотека по теме «Русское народное творчество» - Инструменты русского народного оркестра - Ростовые куклы - Кукольный театр - Демонстрационный и иллюстрационный материал - Фонотека русских народных песен и мелодий - Костюмы и реквизит для проведения русских народных праздников - Максимальная реализация образовательного потенциала для развития предметно- пространственной среды в группах для самостоятельной деятельности детей (насыщенная, трансформируемая, вариативная, полифункциональная, доступная, безопасная
« Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский.
Спасибо за внимание ! При создании презентации использованы репродукции лаковых миниатюр Палеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...
Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества
Статья о воспитании дошкольников средствами устного народного творчества...
Выступление Гусевой М. А. на мастер-классе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" (17.03.2017)
Выступление музыкального руководителя Гусевой М.А. на мастер-классе для музыкальных руководителей города. Материал раскрывает понятия духовно-нравственного воспитания, знакомит с жанровой систем...
Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)
Духовно- нравственное воспитание - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...
Консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами устного народного творчества"
Наиболее доступным средством воспитания в этом направлении является русский фольклор....
Формирование грамматического строя речи средствами устного народного творчества» Мастер-класс
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, уникальная способность, которую он получил от природы. На формирование этой способности природа отвела всего несколько лет. До...
Технология духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 Технология духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества...