Выступление Гусевой М. А. на мастер-классе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" (17.03.2017)
презентация

Выступление музыкального руководителя Гусевой М.А. на мастер-классе для музыкальных руководителей города. Материал раскрывает понятия  духовно-нравственного воспитания, знакомит с жанровой системой русского фольклора - богатейшего источника духовно-нравственного развития детей,с практикой работы по приобщению детей к истокам народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2017g.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим, усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

Духовно  - нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

• духовно- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

• духовно- нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);

• духовно- нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);

• духовно-нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Привитие детям чувства любви к своему родному краю, к Родине, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России, приобщение детей к народному творчеству, художественной и музыкальной деятельности – является главными задачами педагогов ДОУ. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её  творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству – фольклору.  

Фольклор является богатейшим источником познавательного и  духовно - нравственного развития детей. Поэтому мы и обращаемся к фольклору.

Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Поэтому мы обращаемся к фольклору,  как к средству развития духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Какова же жанровая система русского фольклора? Что она в себя включает?

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды:

  • календарные обрядовые песни (скоморошечьи, хороводные, плясовые, заклички);
  • песни свадебного цикла (хоровые);
  • песни военно-бытовые (солдатские);
  • песни семейно-бытовые (колыбельные, отпевальные, плачи);
  • песни трудовые (ямщицкие);
  • эпос (былины, баллады, сказания);
  •  танцевальные жанры;
  •  лирические песни (напевы); 
  • частушки (страдания, припевки)
  • песни городские (романсы, лирические, протяжные). Они появились позднее
  • Инструментальную музыку.

Уже с рождения ребёнок знакомится с народным творчеством. Это - колыбельные песни, в которых мать рассказывает, что в родном доме ребёнка ждёт любовь и ласка, что мир может быть добрым и злым и как в этом мире жить. Колыбельные песни учат детей петь задушевно и ласково, с теплотой, воспитывают любовь к матери. Частушки, лирические песни – это песни с особенностями содержания – учат ценить юмор, колоритность исполнения. Через хороводы дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, красотой родной природы.

А теперь поговорим об  истории развития русского фольклора.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя,  кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности.

Народные песни создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и музыке; передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Первые записи народных песен относятся к 17 веку. Собиратели песен: А С. Пушкин, Н.В. Гоголь,  Алексей Васильевич Кольцов и др. А также композиторы П.И.Чайковский, Николай Андреевич Римский -  Корсаков, М.И. Глинка.

Исторически сложилось, что русские песни  пели в сопровождении музыкальных инструментов или "под язык».
Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал  влияние и на фольклор.

Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок.

В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру!  

Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, а мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского. Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России. Ведь очень часто они сопровождались песнями с текстами о героях, царях и добрых деяниях их родин.
 

Зародился русский танец в 907 году,
 на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными. 

На западе принято считать, что всевозможные трюки и прыжки, исполняемые в русских танцах, были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. И изобретательный народ придумал такой выход из ситуации. 

Русские танцы имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров (Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца «Плетень», «Воротца»).

Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска.
Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки.  Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.
Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под  народные мелодии или под частушки.
Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.
Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Пляски-импровизации: 
Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.  
Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Чеботуха", "Тимоня", "Валенки».
Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы,  разнообразные комбинации.

Русские танцы разносюжетны и разнохарактерны:

«Барыня», «Берёзка», «Калинка», «Матаня», «Метелица», Русская пляска», «Тройка», «Трепак», «Яблочко» и др.

Народные музыкальные инструменты.

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как мандолина, семиструнная гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). В XIX веке музыкантом В. В. Андреевым был создан оркестр русских народных инструментов, в котором русские народные инструменты, такие как балалайки и домры, были усовершенствованны.[1

Исконно  русские  инструменты: ложки,  бубен, трещотки,  рожки,  свирель,  гусли,  жалейка.

Инструменты: баян,   домра,  балалайка  пришли к нам с Запада.

В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры мы выделяем такие компоненты:

  • Создание эффективной  предметно-развивающей среды.

В процессе активных форм работы собраны предметы старины, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, кринки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес                                                                                          у ребёнка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть русского народа.

Большую помощь в развитии интереса у детей к народному быту, к традициям старины, к старинным русским забавам оказывают мини-музеи, созданные в группах, экскурсии в библиотеку, где детям в доступной форме рассказывают и показывают предметы национального старинного обихода.

Педагоги  широко  используют народный фольклор во всех его проявлениях:

Знакомят  со сказками, пословицами и поговорками, загадками, песенками, частушками, календарно – обрядовыми песнями, танцевальными жанрами (хороводами), инструментальной музыкой  в исполнении оркестра русских народных инструментов и

 музицируют  на русских народных музыкальных инструментах.

В процессе познания фольклора во всех его проявлениях дети усваивают нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Учатся уважительно относиться к труду, удивляться и восхищаться  мастерству человеческих рук.  

  • Народные праздники и традиции.

Раскрытие личности в  ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры у нас занимают народные праздники и традиции. В народных традициях веками накоплены тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В результате освоения народных традиций дети узнают о гостеприимстве и хлебосольстве русского человека, взаимосвязи музыкально-поэтического творчества с трудом и бытом, обычаями русского народа, воспитывается интерес у детей к истории своей семьи, культурным традициям своего края, к культурному наследию нашей страны – всё то, что приобретает в наши дни особую значимость.

У нас в детском саду уже стало традицией проводить праздники и развлечения, в том числе и народные праздники с участием детей в совместной деятельности с родителями и педагогами.

 С участием взрослых и детей мы проводили «Рождество».  Разучивались с детьми рождественские колядки, весёлые игры – «Зимушка-зима» и др. На празднике были шутки , смех, игры и соревнования с Бабой-Ягой. Детям очень понравился праздник.

 Проводился праздник «Широкая Масленица». Взрослые с большим желанием откликнулись исполнить роли «Зимы», «Весны», Скомороха», «Бабы-Яги», «Лешего». «Масленица проходила с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением детей блинами. Праздник из зала перенёсся на улицу, где прошли  игры-соревнования с Бабой – Ягой, поиски пропавшей «Масленицы», катанием на санках.

Праздник «Пасхи» проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми. Взрослые, как всегда, участвуют в празднике вместе с детьми, способствуя  развитию у детей  познавательной активности, зарождению ответного душевного чувства и интереса к обычаям и культуре русского народа.

Проводились фольклорные праздники: «Встреча Весны», «Праздник птиц», «Ярмарка», «Красная горка», «Праздник берёзки», «Осенины» и др.

Приобщение дошкольников к народной культуре проводим в форме бесед, различных игр, посиделок, сказочных путешествий, театрализованных представлений.

 Только совместно со взрослыми удаётся донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Разработаны сценарии праздников, сделана подборка костюмов для взрослых и детей.

  • Народные игры.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные  традиции. Особенность русских народных игр в том, что все они имеют нравственную основу. Приобщение дошкольников к русским народным играм даёт положительный воспитательный и развивающий эффект (дети усваивают моральные нормы, традиции, устои семьи, коллектива и общества).

Формы работы.

В процессе своей деятельности мы нашли, на наш взгляд, наиболее эффективные формы работы по приобщению дошкольников к устному народному творчеству.

  • Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами, сказками через театрализованную деятельность.
  • Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.
  • Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.
  • Знакомство с народными играми и традициями на музыкальных, физкультурных занятиях, во время прогулок.
  • Использование игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.
  • Организация совместной работы педагогов, родителей  и  детей (разучивание ролей, песен, изготовление костюмов, атрибутов к играм-драматизациям) и др.
  • Проведение фольклорных, народных обрядовых праздников («Колядки», «Широкая Масленица», «Пасха», «Красная горка», «Осенины», «Ярмарки») в совместном  участии детей в музыкально-театрализованной деятельности  с педагогами и родителями.
  • Анкетирование родителей, сбор отзывов о проведённых мероприятиях (удовлетворённость родителей).
  • Проектная деятельность. Среднесрочные проекты: «Широкая Масленица»,  «Пасха» (сентябрь – апрель) в совместном участии с детьми, педагогами и родителями.
  • Создание предметно-развивающей среды:

- библиотека по теме «Русское народное творчество»;

- картотеки народных игр;

- картотека народных обрядов и традиций;

- картотека русских народных инструментов;

- инструменты русского народного оркестра;

- ростовые куклы;

- кукольный театр;

- демонстрационный и иллюстрационный материал;

-фонотека русских народных мелодий и песен;

-реквизит и костюмы для проведения русских народных  праздников;

-максимальная реализация образовательного потенциала для развития предметно-пространственной среды в группах для самостоятельной деятельности детей (создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,  вариативной, доступной и безопасной  образовательной среды, пополнение атрибутов для ряжения, музыкальных инструментов, фонотеки и др.)

Таким образом,  систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:

  • у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
  • обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
  • у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
  • у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
  • у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;
  • развита эмоционально-волевая сфера;
  • воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.

Подготовила: Гусева М.А. музыкальный руководитель высшей к.к.

«МДОУ Детский сад № 42»   Мастер-класс для музыкальных руководителей г. Ярославля

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества

Статья о воспитании дошкольников средствами устного народного творчества...

Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества.

  В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит н...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" Мастер - класс для музыкальных руководителей ДОУ г. Ярославля 17.03.2017.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом " Д. Лихачёв....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

проект "Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества"

Проект на тему: «Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества»( для детей средней группы)АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Использование устного народного творчества в дош-кольном у...

Консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами устного народного творчества"

Наиболее доступным средством воспитания в этом направлении  является русский фольклор....