Технология духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 17

 

 

 

Технология

духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества

 

Автор:

Воспитатель

Таргонская

Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы опыта…………………………...………………….....4

2.Педагогический опыт........................................................................................11

2.1 Описание основных методов и форм, используемых

в представляемом педагогическом опыте……………………………………...11

2.2 Научность в представленном педагогическом опыте………………….....15

2.3 Новизна (инновационность) представляемого педагогического

опыта……………………………………………………………………………..16

2.4.  Описание основных элементов предоставляемого   педагогического опыта…………………………………………………………………………….18

3. Результативность педагогического опыта……………………..…………..30

Заключение……………………………………………………………………...35

Список литературы……………………………………………………………..37

Приложения ………………………………………………………….................39

 

 

Введение

Проблема нравственного воспитания признается одной из актуальных. Неслучайным видится обращение педагогической теории и практики к формулировке воспитательного идеала в контексте базовых нравственных ценностей как ответной реакции усиливающихся явлений глобализации, ведущих к разрушению нравственных основ и духовных связей.

Огромный потенциал возможностей духовно-нравственного воспитания заложен в содержании русских народных сказок.

Сказки представляют собой одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность нравственных и эстетических переживаний духовно развивает и обогащает и личность ребенка.

Огромные возможности нравственного воспитания заложены в содержании читаемых детям сказок. Сказки расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность нравственных и эстетических переживаний духовно развивает и обогащает и личность.

Сказки формирует нравственные ценности и оказывает влияние на их мировосприятие и отношение к людям.

Опираясь на сказки, подобранные с учетом нравственного содержания, я воспитываю в детях любовь к родителям, своим братьям и сестрам, уважительное отношение к людям.

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы опыта

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Еще И. Г. Песталоцци о воспитании нравственности говорил, как о «процессе формирования истинной человечности, уважения к человеческому достоинству, стремлению к взаимопомощи и других нравственных качеств [3, с.95].

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных чувств, выработки умений и привычек морального поведения.

А. Е. Дмитриев нравственное воспитание  определяет как целенаправленное и систематическое воздействие на чувства, сознание, поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, которые в полной мере бы соответствовали требованиям современной морали [1, с.74].

Под нравственным воспитанием понимают целенаправленную деятельность по формированию личности гражданина, которая осуществляется учебно-воспитательными учреждениями. В тоже время признаётся и наличие целенаправленных, стихийных влияний.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Нравственность в словаре С.И. Ожегова определяется как внутренние, духовные свойства, какими пользуется индивид, общепризнанные моральные нормы, правила поведения, характеризуемые данными свойствами.

Л.А. Григорович определят нравственность как индивидуальную черту, соединяющая такие качества и свойства, как гуманность, честность, организованность, содружество.

Нравственность при этом отражает общечеловеческие ценности - вечные требования к формам взаимоотношений между людьми, правила существования, которые выработаны тысячелетиями. Нравственность как совокупность норм и ценностей ориентирует людей поступать в соответствии с принятыми в обществе представлениями о зле и добре.

Воспитывая привычки нравственного поведения (например, культуру общения), воспитатель добивается, чтоб ребенок делал все осознанно, т. е. чтобы его внешние положительные проявления выражали его внутреннее искреннее желание. Например, если ребенок делает подарок другу, то для того чтобы его порадовать, а не для того, чтобы получить что-то хорошее взамен. Это важно для предотвращения возникновения равнодушного отношения к сверстникам и взрослым [9, с.62].

В дошкольном возрасте важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умения отзываться на чужую боль других людей, учить оценивать свое поведение, поступки литературных героев, воспитывать симпатию, добиваться проявления гуманных чувств. Необходимо воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу, умение ставить цель, делать необходимое вне зависимости от собственного желания. У дошкольников важно воспитывать активность, самостоятельность, готовность преодолевать препятствия, умение доводить дело до конца.

Методы нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях, как отмечает Р. С. Буре, должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования практического опыта, а на то, чтобы поставить дошкольника в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становится для него личностно значимым.

Решению задач нравственного развития способствует организация педагогического процесса на основе личностно-ориентированной модели, предусматривающей тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим наличие у детей собственных предложений, суждений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Итак, в целом, можно отметить, что дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. В возрасте пяти-семи лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к более сознательной. При этом нравственная норма начинает выступать для них как регулятор взаимоотношений и поведения между людьми. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, духовных и эстетических ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.

Сегодня введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях ФГОС дошкольного образования отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, в основе которого, лежит воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм».

В примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Социально коммуникативное развитие» обозначены задачи, направленные на нравственное воспитание детей, как, например, «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и  нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; развитие  эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим; развитие умения договариваться; воспитание уважительного отношения к своей семье, к окружающим; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Воспитание нравственных качеств отображено и в образовательных областях «Речевое развитие» в разделе «Приобщение к художественной литературе», задачи этого раздела: «воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; продолжать способствовать формированию интереса к книгам; регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

В педагогической науке проблема нравственного воспитания нашла отражение в исследованиях А.Д. Алфёрова, Н.Н. Болдырева, Н.П. Иванова, Р.В. Овчаровой, М.И. Шиловой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, В. И. Петровой, З.И. Васильевой, Х.Т. Бозоровой, Л.В. Володиной. В их работах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у подрастающего поколения нравственного сознания, нравственных ориентиров, нравственного поведения и нравственных чувств.

Педагогический терминологический словарь определяет нравственное воспитание как одну из форм воспроизводства наследования нравственности в обществе, как национальную традицию.

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных чувств, выработки умений и привычек морального поведения.

Проблемам нравственного воспитания уделяли и уделяют внимание многие педагоги. А. Е. Дмитриев нравственное воспитание  определяет как целенаправленное и систематическое воздействие на чувства, сознание, поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, которые в полной мере бы соответствовали требованиям современной морали.

Нравственность в словаре С.И. Ожегова определяется как внутренние, духовные свойства, какими пользуется индивид, общепризнанные моральные нормы, правила поведения, характеризуемые данными свойствами.

Л.А. Григорович определят нравственность как индивидуальную черту, соединяющая такие качества и свойства, как гуманность, честность, организованность, содружество.

Нравственность при этом отражает общечеловеческие ценности - вечные требования к формам взаимоотношений между людьми, правила существования, которые выработаны тысячелетиями. Нравственность как совокупность норм и ценностей ориентирует людей поступать в соответствии с принятыми в обществе представлениями о зле и добре.

Р. С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

По мнению Бабаевой Т.И., в процессе нравственного развития и воспитания у человека формируется гуманное отношение к миру, реализуется регулятивная функция морали, обеспечивается регуляция поведения в соответствии с принятыми нормами, формируется направленность личности, ее мировоззрение, система нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения.

В целом, как показывают исследования Р.С. Буре, Л.В. Коломийченко и др. эффективность нравственного воспитания во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от правильной организации совместной деятельности детей, от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет.

Задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоят в приобщении к традиционным ценностям, в формировании любви к Родине, народу, в развитии самосознания; в охране и укреплении физического, духовного здоровья; в создании одухотворенного образовательного и игрового пространства жизнедеятельности ребенка.

Нравственные представления дошкольника могут влиять на его обыденную жизнь, ребенок может проявлять попытки совершать нравственные действия: убирать мусор во дворе, поливать растения на клумбе, испытывать желание помирить поссорившихся детей. 

На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста у ребенка формируются  основы самых глубоких, важных человеческих чувств: правдивости, честности, чувства долга, любви к Родине,  уважения к труду. Проявления этих чувств бывают достаточно очень наивны: чувство любви к природе, например, может выражаться в форме симпатии к бродячим собачкам и кошечкам, в желании их приютить, принести домой.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Итак, можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание дошкольников представляет собой целенаправленную деятельность педагога по формированию у дошкольников нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.

Устное народное творчество как средство нравственного воспитания рассматривается в работах И.С. Маматовой, М.Ю. Рудковской, А.А. Кудряшовой,  Н.А. Курмелевой, З.А. Гриценко и других. При условии учета возрастных и индивидуальных особенностей детей с помощью произведений устного народного творчества воспитываются способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения, происходит приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, к общечеловеческим ценностям.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_nravs2.docx504.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17

Технология

духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества

Автор:

Воспитатель

Таргонская

Татьяна Сергеевна


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

#1058;еоретические основы опыта…………………………...………………….....4

#1055;едагогический опыт........................................................................................11

Описание основных методов и форм, используемых

в представляемом педагогическом опыте……………………………………...11

Научность в представленном педагогическом опыте………………….....15

Новизна (инновационность) представляемого педагогического

опыта……………………………………………………………………………..16

Описание основных элементов предоставляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………….18

3. Результативность педагогического опыта……………………..…………..30

Заключение……………………………………………………………………...35

Список литературы……………………………………………………………..37

Приложения ………………………………………………………….................39


Введение

Проблема нравственного воспитания признается одной из актуальных. Неслучайным видится обращение педагогической теории и практики к формулировке воспитательного идеала в контексте базовых нравственных ценностей как ответной реакции усиливающихся явлений глобализации, ведущих к разрушению нравственных основ и духовных связей.

Огромный потенциал возможностей духовно-нравственного воспитания заложен в содержании русских народных сказок.

Сказки представляют собой одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность нравственных и эстетических переживаний духовно развивает и обогащает и личность ребенка.

Огромные возможности нравственного воспитания заложены в содержании читаемых детям сказок. Сказки расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность нравственных и эстетических переживаний духовно развивает и обогащает и личность.

Сказки формирует нравственные ценности и оказывает влияние на их мировосприятие и отношение к людям.

Опираясь на сказки, подобранные с учетом нравственного содержания, я воспитываю в детях любовь к родителям, своим братьям и сестрам, уважительное отношение к людям.


#1058;еоретические основы опыта

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Еще И. Г. Песталоцци о воспитании нравственности говорил, как о «процессе формирования истинной человечности, уважения к человеческому достоинству, стремлению к взаимопомощи и других нравственных качеств [3, с.95].

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных чувств, выработки умений и привычек морального поведения.

А. Е. Дмитриев нравственное воспитание определяет как целенаправленное и систематическое воздействие на чувства, сознание, поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, которые в полной мере бы соответствовали требованиям современной морали [1, с.74].

Под нравственным воспитанием понимают целенаправленную деятельность по формированию личности гражданина, которая осуществляется учебно-воспитательными учреждениями. В тоже время признаётся и наличие целенаправленных, стихийных влияний.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Нравственность в словаре С.И. Ожегова определяется как внутренние, духовные свойства, какими пользуется индивид, общепризнанные моральные нормы, правила поведения, характеризуемые данными свойствами.

Л.А. Григорович определят нравственность как индивидуальную черту, соединяющая такие качества и свойства, как гуманность, честность, организованность, содружество.

Нравственность при этом отражает общечеловеческие ценности - вечные требования к формам взаимоотношений между людьми, правила существования, которые выработаны тысячелетиями. Нравственность как совокупность норм и ценностей ориентирует людей поступать в соответствии с принятыми в обществе представлениями о зле и добре.

Воспитывая привычки нравственного поведения (например, культуру общения), воспитатель добивается, чтоб ребенок делал все осознанно, т. е. чтобы его внешние положительные проявления выражали его внутреннее искреннее желание. Например, если ребенок делает подарок другу, то для того чтобы его порадовать, а не для того, чтобы получить что-то хорошее взамен. Это важно для предотвращения возникновения равнодушного отношения к сверстникам и взрослым [9, с.62].

В дошкольном возрасте важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умения отзываться на чужую боль других людей, учить оценивать свое поведение, поступки литературных героев, воспитывать симпатию, добиваться проявления гуманных чувств. Необходимо воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу, умение ставить цель, делать необходимое вне зависимости от собственного желания. У дошкольников важно воспитывать активность, самостоятельность, готовность преодолевать препятствия, умение доводить дело до конца.

Методы нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях, как отмечает Р. С. Буре, должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования практического опыта, а на то, чтобы поставить дошкольника в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становится для него личностно значимым.

Решению задач нравственного развития способствует организация педагогического процесса на основе личностно-ориентированной модели, предусматривающей тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим наличие у детей собственных предложений, суждений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

Итак, в целом, можно отметить, что дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. В возрасте пяти-семи лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к более сознательной. При этом нравственная норма начинает выступать для них как регулятор взаимоотношений и поведения между людьми. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, духовных и эстетических ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.

Сегодня введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях ФГОС дошкольного образования отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, в основе которого, лежит воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм».

В примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Социально коммуникативное развитие» обозначены задачи, направленные на нравственное воспитание детей, как, например, «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим; развитие умения договариваться; воспитание уважительного отношения к своей семье, к окружающим; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Воспитание нравственных качеств отображено и в образовательных областях «Речевое развитие» в разделе «Приобщение к художественной литературе», задачи этого раздела: «воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; продолжать способствовать формированию интереса к книгам; регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

В педагогической науке проблема нравственного воспитания нашла отражение в исследованиях А.Д. Алфёрова, Н.Н. Болдырева, Н.П. Иванова, Р.В. Овчаровой, М.И. Шиловой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, В. И. Петровой, З.И. Васильевой, Х.Т. Бозоровой, Л.В. Володиной. В их работах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у подрастающего поколения нравственного сознания, нравственных ориентиров, нравственного поведения и нравственных чувств.

Педагогический терминологический словарь определяет нравственное воспитание как одну из форм воспроизводства наследования нравственности в обществе, как национальную традицию.

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных чувств, выработки умений и привычек морального поведения.

Проблемам нравственного воспитания уделяли и уделяют внимание многие педагоги. А. Е. Дмитриев нравственное воспитание определяет как целенаправленное и систематическое воздействие на чувства, сознание, поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, которые в полной мере бы соответствовали требованиям современной морали.

Нравственность в словаре С.И. Ожегова определяется как внутренние, духовные свойства, какими пользуется индивид, общепризнанные моральные нормы, правила поведения, характеризуемые данными свойствами.

Л.А. Григорович определят нравственность как индивидуальную черту, соединяющая такие качества и свойства, как гуманность, честность, организованность, содружество.

Нравственность при этом отражает общечеловеческие ценности - вечные требования к формам взаимоотношений между людьми, правила существования, которые выработаны тысячелетиями. Нравственность как совокупность норм и ценностей ориентирует людей поступать в соответствии с принятыми в обществе представлениями о зле и добре.

Р. С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

По мнению Бабаевой Т.И., в процессе нравственного развития и воспитания у человека формируется гуманное отношение к миру, реализуется регулятивная функция морали, обеспечивается регуляция поведения в соответствии с принятыми нормами, формируется направленность личности, ее мировоззрение, система нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения.

В целом, как показывают исследования Р.С. Буре, Л.В. Коломийченко и др. эффективность нравственного воспитания во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от правильной организации совместной деятельности детей, от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет.

Задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоят в приобщении к традиционным ценностям, в формировании любви к Родине, народу, в развитии самосознания; в охране и укреплении физического, духовного здоровья; в создании одухотворенного образовательного и игрового пространства жизнедеятельности ребенка.

Нравственные представления дошкольника могут влиять на его обыденную жизнь, ребенок может проявлять попытки совершать нравственные действия: убирать мусор во дворе, поливать растения на клумбе, испытывать желание помирить поссорившихся детей.

На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста у ребенка формируются основы самых глубоких, важных человеческих чувств: правдивости, честности, чувства долга, любви к Родине, уважения к труду. Проявления этих чувств бывают достаточно очень наивны: чувство любви к природе, например, может выражаться в форме симпатии к бродячим собачкам и кошечкам, в желании их приютить, принести домой.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Итак, можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание дошкольников представляет собой целенаправленную деятельность педагога по формированию у дошкольников нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.

Устное народное творчество как средство нравственного воспитания рассматривается в работах И.С. Маматовой, М.Ю. Рудковской, А.А. Кудряшовой, Н.А. Курмелевой, З.А. Гриценко и других. При условии учета возрастных и индивидуальных особенностей детей с помощью произведений устного народного творчества воспитываются способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения, происходит приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, к общечеловеческим ценностям.


#1055;едагогический опыт

Описание основных методов и форм, используемых

в представляемом педагогическом опыте

Эффективность нравственного воспитания дошкольников возможно при создании следующих педагогических условий:

  • процесс нравственного воспитания должен быть целенаправленным взаимодействием педагога и воспитанников, и направлен на формирование и развитие целостной личности ребенка, соответствующей требованиям общественной морали;
  • для осуществления нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями;
  • организуя процесс нравственного воспитания, воспитатель должен выбирать методы, формы и приемы работы учитывая возрастные психологические потребности и интересы дошкольников;
  • для формирования у дошкольников устойчивых, осознанных моральных качеств, необходимо, чтобы процесс нравственного воспитания был организован в непосредственно-образовательной деятельности;
  • процесс воспитания должен быть направлен на развитие всех детей, обеспечивать оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности;
  • процесс нравственного воспитания должен происходить непрерывно, в котором поэтапно формируются практические умения дошкольников, способствующие развитию их нравственной самооценки.

Мной большое внимание уделяется формированию нравственной ориентации растущей личности: освоению моральных норм и нормативного поведения, основ альтруистического поведения, умений проявлять эмпатическне чувства. Особое место среди личностных качеств, которые формируются в дошкольном детстве, занимают нравственные - доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатия, умение учитывать позицию другого и т. п. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в общество.

Опираясь на произведения, подобранные с учетом нравственного содержания, я воспитываю в детях любовь к родителям, своим братьям и сестрам, уважительное отношение к людям. Проблема нравственного воспитания решается с учетом единства нравственного и умственного развития в процессе чтения.

Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, выработанную в веках.

Сказка - средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Основные возможности воспитания сказкой заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Воспитание сказкой - это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.

В дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу.

Мы создали «банк сказок». Этот банк использовался нами в режимных моментах, в ходе проведения НОД, на прогулках, в играх.

Мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

В процессе чтения сказок, знакомства с пословицами и поговорками детей знакомят с такими духовно-нравственными понятиями, как добро, послушание, вежливость, правдивость, справедливость, честь, совесть, смелость.

Нами использовались следующие методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

  • формирование нравственного поведения (методы формирования нравственного сознания (упражнения, поручения, требование, воспитывающие ситуации, положительный пример взрослого);
  • формирование нравственного сознания (методы стимулирования чувств и отношений (объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример);
  • методы стимулирования (методы формирования нравственного поведения (поощрение, соревнование, одобрение, награждение).

В режимных моментах, с использованием произведений фольклорных жанров, мы использовали следующие методы нравственного воспитания детей: методы формирования навыков и привычек поведения; методы формирования нравственных представлений, суждений, сценок; методы коррекции поведения.

Одним из наиболее действенных средств комплексного нравственного и эстетического воспитания ребенка является приобщение его к устному народному творчеству.

Устное народное творчество как средство обучения и воспитания имеет социально-педагогический эффект: она расширяет горизонты познания мира и людей, воспитывает вкус и понимание красоты родного слова, предупреждает, учит, побуждает к деятельности, а также имеет важную значимость, является одним из важнейших и сильнейших по воздействию нравственно - педагогических средств формирования личности.


Научность в представленном педагогическом опыте

Научность в опыте обеспечивается тем, что опыт опирается на достижения науки и практики в области дошкольного воспитания:

- по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста (Р.С. Буре, Н. Короткова, А.Д. Кошелева, В.И. Логвинова, В.Я. Лыкова, Н.Я. Михайленко, П.Г. Саморукова и др.)

- по организации игровой деятельности (Н. Л. Белопольская, Т. А. Власова, Т. В. Егорова, Н. В. Елфимова, Е. К. Иванова, И. Ф. Марковская, С. С. Бычкова, В. Я. Воронова, Л. М. Костина, А. П. Усова);

- по социальному развитию дошкольников (Г. М. Андреева, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, Л. С. Выготский, A. B. Мудрик, Д. И. Фельдштейн и др.);

- по проблеме нравственного воспитания (Р.В. Овчарова, М.И. Шилова, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, В. И. Петрова, З.И. Васильева).

В основу опыта легли следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).

2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).

3. Принцип активности, творчества.

4. Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).

5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, воспитание гражданских качеств дошкольника);

6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями, детской библиотекой).


Новизна (инновационность) представляемого педагогического

опыта

Инновационность опыта, в ракурсе духовно-нравственного воспитания прослеживается в индивидуальном плане, программе, в определении тем занятий, в использовании новых технологий (ИКТ, здоровьесеберегающие технологии, игровые технологии). При организации воспитательно-образовательного процесса по проблеме нравственного развития дошкольников реализуется принцип индивидуально-личностного подхода к воспитанникам.

В формировании нравственных качеств приотритет отдается общечеловеческим ценностям: я воспитываю детей на идея гуманизма, любви к природе, необходимости помощи ближним, милосердия, толерантности, эмпатии. Использую творческий подход к работе, поощряю детскую инициативность, придерживаюсь демократичности в общении, открыта к диалогу и сотрудничеству.

Работа по нравственному воспитанию строится с учётом результатов педагогической диагностики, разработаны оригинальные методики по оценке развития нравственных чувств детей среднего дошкольного возраста.

Работая в инновационном режиме, провожу интегрированные виды деятельности.

Были разработаны конспекты непосредственно-образовательной деятельности с использованием художественных фольклорных произведений «Лиса и Волк», «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Петушок и бобовое зернышко и др.

Также разработан конспект родительского собрания по теме: «Сказка ложь – да в ней намек..». Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки, используя и знакомя детей с живописными произведениями на сказочные сюжеты.

В группе созданы условия для духовно-нравственного развития детей: организуются дидактические игры, продуктивная деятельность, групповые и индивидуальные беседы, чтение сказок, игры-драматизации по сказкам, используется показ детям кукольных спектаклей, презентаций, применяется средства ИКТ. Накоплен иллюстративный наглядный материал и обогащена развивающая среда.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

«Толерантное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей....

Доклад "Патриотические воспитание дошкольников посредством устного народного творчества"

Данная статья "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества" актуальна, так как в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его ...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества".

Данная презентация составлена к докладу "Патриотическо воспитание дошкольников посредством устного народного творчества". Цель данной работы - приобщение детей к национальной культуре, развитие интере...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством устного народного творчества.

Презентация Цель: Приобщение детей к русскому фольклору. Задачи: Способствовать эмоциональному развитию детей 3-его года жизни средствами устного народного творчества. Вызвать положительное отношение ...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Доклат посвящен патриотическому воспитанию дошкольников по средством устного народного творчества...