Кружковая деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Книжный дизайн"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Программа кружковой деятельности в подготовительной к школе группе по теме "Книжный дизайн" направлена на развитие способностей и творческого потенциала дошкольников, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, также на развитие устойчивого интереса к книге и бережного к ней отношения.
Книжный дизайн ориентирован на создание не просто красивых оригинальных предметов, но немаловажное значение имеет практическая составляющая результатов творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Книжный дизайн в подготовительной к школе группе | 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Увинский детский сад №2»
Планирование кружковой деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
в подготовительной к школе группе «Юные дизайнеры»
Тема: Книжный дизайн
на 2016-2017 учебный год
Составил: воспитатель
первой квалификационной категории
Шулятьева Елена Валентиновна
Ува
2016
Актуальность темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы кружка с требованиями жизни. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации».
Как отмечает Г. Н. Пантелеев – член Союза профессиональных художников, старший научный сотрудник центра Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в практике детского сада нередко смешивают содержание понятий «изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и собственно «деятельность детского дизайна». Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, оформление книги, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т.д. относятся к детскому дизайну. Эта деятельность близка занятиям творческого конструирования, но вместе с тем подготавливаем ребёнка к основам социопространственного творчества. В результате дизайн-деятельности у детей развивается элементарное дизайнерское мышление, которое позволяет комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Новизна программы состоит в том, что предлагается ознакомление детей с книжным дизайном, что способствует в процессе кружковой деятельности получить знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы.
Целью является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Сопутствующая цель: развитие устойчивого интереса к книге, а также бережного отношения к ней.
Основные задачи:
- развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;
- развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитать художественный вкус и чувство гармонии;
- ознакомить детей с основами книжной графики в среде дошкольного учреждения и библиотеки;
-приобщать к художественной литературе.
Форма работы: программа предполагает проведение одного занятия в две недели, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год – 16. Возраст детей 6-7 лет, количество детей – 23 человека, длительность – 25-30 минут.
Особенностью является совместная с детской библиотекой организация некоторых занятий с целью приобщения детей к художественной литературе.
Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду и независимо от уровня развития по изо-деятельности, такая форма работы необходима для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.
Основные методы:
- Объяснительно - иллюстративные (демонстрация разных видов детских книг)
- Создание игровой ситуации
- Репродуктивные (работа по образцам)
- Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
- Словесные, наглядные, практические, игровые методы
Основной принцип – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. Создание творческой атмосферы способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ, выставки детских работ.
Работа с родителями
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с книжным дизайном. При этом используются:
-выступления на родительских собраниях,
- консультации,
- анкетирование,
- привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества,
-посещение родителями выставок детских работ, детской библиотеки.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области:
а) художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений о видах искусства. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида: рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование.
Создаются условия для приобщения дошкольников к художественной литературе.
б) речевое развитие: формируется культура речи и общения, речевое творчество, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
в) познавательное развитие: развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды книг, профессии людей), формируется способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, творческая активность, расширяется кругозор.
в) социально-коммуникативное развитие: решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье; становление самостоятельности, целенаправленности собственных целей; формирование позитивных установок к творчеству.
г) в области “Физическое развитие”: энергетика и динамизм детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений гиподинамии, неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.
В результате:
- у детей формируются первоначальные представления о книжном дизайне;
- развиваются умения, дающие возможность создавать предметы окружающего мира по законам красоты;
- дети знакомятся с художниками-иллюстраторами;
- у них развивается чувство ритма, симметрии, цвета;
- формируется творческое мышление;
- развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа;
- совершенствуются практические навыки детей;
- у детей развивается умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Используемая литература:
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Изд.дом «Цветной мир, 2011
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2009
Перспективное планирование
месяц | Тема, литература | Задачи | Метод. приемы | Материалы оборуд-ние | Работа с родителями, социумом |
октябрь | 1.«Загадочный мир книги» | Дать элементарные представления об истории и производстве книг; | Беседа, рассматривание разных видов книг, чтение стих-я | Виды детских книг (книжки-малышки, раскладушки, объемные, непромокаемые и т.д.) | Посещение детской районной библиотеки; Выступление зав.детской библиотекой «Книга в жизни человека» на родительском собрании. |
2.»Красная книга» (коллективная работа) | Создать книжку-картинку на основе детских рисунков животных, занесенных в Красную книгу. Научить объединять свои странички общим узором. Обогащать словарь (книжная графика, иллюстрация). Воспитывать интерес к книжной иллюстрации. | Рассматривание Красной книги животных; Беседа об основных частях книги, практическая работа по сборке книги, оформление обложки | Страницы книги-картон, готовые рисунки детей, выполненные с родителями или в самостоятельной деятельности, клей, кисти, дырокол, лента, | Совместное творчество детей и родителей «Животные Красной книги»; Участие в конкурсе «Мир животных глазами ребенка» (турстанция Инвис) | |
ноябрь | 3,4.Знакомство с книжной графикой на примере творчества И.Я.Билибина. (книжки-картинки) №2 стр.160 | Познакомить с творчеством художника-иллюстратора детских книг И.Я.Билибина. Уточнить предс тавления о структуре книжки -картинки. Вызвать интерес к оформлению кни жек-самоделок по замыслу. Развивать вообра жение. Воспиты вать интерес к книжной иллюст рации, бережное отношение к книгам. | 1.Анализ иллюстраций, рассказ о художнике И.Я.Билибине, рисование обложки задуманной книги; | Книжки с иллюстрац И.Я.Билибина, Листы А4 – 2 шт., сложен ные пополам и скреплен ные), фломастеры, цв.карандаши, карточка со словом «Сказки» для приклеивания, клей, кисточки | Выставка книг с иллюстрациями И.Я.Билибина; Чтение р.н.с. «Иван-царевич и Серый волк» Консультации для родителей по теме: «Художники-иллюстраторы детских книг»; |
2.(продолж) рисование сюжета задуманной сказки; Организация выставки «Книжки-картинки» | |||||
Посещение детской библиотеки, рассматривание книг. | |||||
декабрь | 5. «Жар-птица» (иллюстрация с сюрпризом) №2 стр.162 | Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно-выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и живописные элементы. Продолжать осво ение художествен ного приема «наложение». Воспитывать художественный вкус. | Показ и пояснение способа создания аппликативного образа; Описание пера жар-птицы; создание образа по своему замыслу. | Книжки-самоделки с рисунками детей к сказке «Иван-царевич и Серый волк» цв.бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для накладной аппликации, ножницы, клей, клее вые кисти, цв.каранд, фломастеры, краски. | информационный стенд «Художники-иллюстраторы детских книг»; |
6.Коллективная работа «Новогодняя книга стихов» (форма снежинки, снеговика или др.) | Вызвать интерес к созданию коллективной книги; Учить рисовать буквицы (первая буква своего новогоднего стихотворения), оформлять страницу общей книги одним стилем. Воспитывать умение работать в коллективе для общей цели. | Декламирование стихов к новогоднем утреннику; Рассматривание буквиц в детских книгах, показ способа написания разных буквиц, Практическ оформление своей странички, сборка книжки-самоделки. | Детские книги с красивыми и разнообразными буквицами; обложка книги (на выбор), лист А4, готовый текст стихотворения ребенка, изобразительные материалы на выбор, клей. | Презентация готовой книги родителям и сотрудникам ДОУ | |
январь | 7.«Сказка-ложь, да в ней намек» (Книжка-образ) | Познакомить с новым видом книжек- книжки-образы. Вызвать желание ее изготовить. Учить анализировать готовые книжки-образы, определять каким способом она создана. Закрепить знания о народных сказках, главных героях. Прививать интерес к чтению сказок. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Показ способа изготовления, показ разных книжек-образов, анализ и объяснение, пояснение, рассказывание сказки | зеленая нить для вязания (трава); шаблон колобка (большой круг желтого цвета), картинки героев сказки, клей, фломастеры, цветные карандаши, клеевые кисти. | Акция «Подарок маленьким детям» (книжки-самоделки) |
8.»Оттиски и отпечатки» (поля книжки) №2 стр.164 | Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений или элементов декора способом «принт» (печать), графическими и пластическими средствами. Вызвать интерес к «оживлению» полученных форм. Развивать творческое воображение. | Рассказ «фиолетовой» истории про Мальчика; беседа; Обощение ответов, показ способов печатания, экспериментирование, оформление полей книжек-самоделок | Краски, старые зубн ые щетки, срезы ово щей, губки, тряпочки, газеты для сминания и штамповки, пробки и др.бытовые предметы, трубочки для коктейля, Пластическ материалы, стеки, зубо чистки, соломинки, колпачки фломастеров ткань грубо го плетения. | Привлечение родителей к сбору бросового материала (зубные щетки, оттиски, губки и т.п.); Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами» | |
февраль | 9.«Мои первые стихи» (17.02. день рождения А.Барто) (книжка-раскладушка) | Познакомить с видом книг – книжка-раскладушка. Учить анализиро вать готовые книжки-образы, определять каким способом она создана. Показать приемы оформле ния страниц в одном стиле (орнамент на полях); Воспитывать у детей любовь и бережное отно шение к книгам, интерес к творчес тву А.Барто. | Беседа о творчестве А.Барто, показ книжек-раскладушек, анализ и объяснение, показ и пояснение способа ее изготовления. | Длинный прямоугольный лист бумаги, иллюстрации к стихам А.Барто, изобразительные материалы. | Выставка книжек-самоделок в детской библиотеке; Презентация книжек детям младшей группы. |
10.«Живые закладки» №1 стр.52 | Уточнить представления детей о закладках как функциональном предмете и его вариантах (по материалу, способу изготовления, декору). Вызвать интерес к конструированию закладки с динамичным элементом – бегунком. Развивать творческое воображение. | Беседа о закладках, показ «живых закладок», пояснение способа изготовления, изготовление закладок детьми | Полоски картона двух размеров (для закладки и бегунка). Фломастеры, ножницы, клей. | Инфомационный лист «История закладок»; «Как превратить чтение в удовольствие», | |
март | 11.Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным | 1. Развивать у детей познавательную активность. 2. Продолжать знакомить с книжной графикой. 3. Расширять представление о творчестве художников-иллюстраторов Ю. Васнецова и Е. Чарушина. 4. Развивать умение различать характерные особенности рисунка этих художников. 5. Упражнять в умении рисовать приёмом «тычка» с помощью клеевой кисти или смятой бумаги. 6. Обогащать словарь детей: книжная графика, иллюстрации, художники-иллюстраторы. 7. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, интерес к творчеству художников-иллюстраторов. | Рассматривание иллюстраций художников-иллюстраторов, сравнение, беседа, практическое упражнение | гуашь (чёрная, серая, оранжевая, белая, клеевые кисти, смятая бумага, баночки с водой, тряпочки, влажные салфетки, фоны с контуром кошки, аудиозапись классической музыки, модели характерных особенностей техники рисования художников-иллюстраторов, портреты Ю. Васнецова и Е. Чарушина.) | Консультация для родителей «Значение изготовления книжек-самоделок для развития детей» Акция «Вместе почитаем» (детям младших групп) |
12.«Кто-то смотрит к нам в окошко» (Книжки с глазками) | Познакомить с видом книг – книжка с глазками. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку. Учить анализировать готовые книжки-образы, опреде лять каким способом она создана. Учить рисовать живот ное, ориенти руясь на готовую часть (глазки); Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, любовь и бережное отношение к книгам. | Показ и пояснение способа изготовления книжки с глазками, практическое упражнение рисования животных , использование нетрадиционных техник рисования | Готовые книжки-шаблоны с прорезями для глаз, фабричные глазки, схемы рисования животных, книги-образцы, пр.карандаши, цв.карандаши, фломастеры, губки, газеты для сминания, краски, масляная пастель, кисти, баночки с водой. | Помощь в приобретении материала (глазки); Выставка готовых книжек-самоделок,
Презентация сотрудникам и детям ДОУ | |
апрель | 13.«У лукоморья дуб зеленый…» (книжка-схема) | Вызвать желание изготовить книжку по мотивам стихотворения А.Пушкина, закрепить знание стихотворения с помощью опорных схем, учить рисовать схемы-подсказки. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книгам, интерес к творчеству А.Пушкина. | Декламирование стихотворения, рассматривание иллюстраций к стихотворени, схематичное рисование схем-подсказок, | Листы плотной бумаги А6 по 6-8 шт., изобразительные материалы, дырокол, отрезки ленточки для сборки книги, | Выставка книг А.С.Пушкина; декламирование стихотворения детям старшей группы; Посещение детской библиотеки «Творчество А.С.Пушкина». |
14.«Времена года» (объемная книжка-дерево) | Продолжать знакомить детей с книжками-образами. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку по временам года. Развивать у детей познавательную активность, твор чество детей, самостоят-ть, ручную умелость. Закрепить симмет ричный способ вырезания, обведение по контуру. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам, | Д/и «Времена года»; отгадывание загадок, симметричное вырезание, пояснение способа выполнения | Цветная бумага, образец объемной книжки-дерева, клеевые карандаши, фломастеры | Организация выставки в группе. | |
Май (педагогическая диагностика) | 15.Фотокнижка «Мои игрушки» | Познакомить с видом книг – фотокнижка. Вызвать желание изготовить книжку-самоделку. Выявить уровень сформир-сти умений, дающие возможность создавать пред меты окружаю щего мира по законам красоты, представлений о книжном дизайне; Развивать самостоят-сть, инициативность, художественный вкус. Воспитывать у детей любовь и бережное отноше ние к книгам, игрушкам. | Рассказ ребенка о своей игрушке; пояснение, практическая работа | Фото с игрушкой; Сказка (стих-е) напечатанная о игрушке, листы цветного картона, дырокол, лента, клей, клеевые кисти, материалы для декорирования (пайетки, тесьма, печатки, блестки и т.п.) | Привлечение родителей к подготовке материала (фотографии ребенка со своими игрушками), а также сочинение сказки, рассказа или стихотворения о своей любимой игрушке. |
16. «До свидания, детский сад!» (книжка-альбом) | Вызвать желание у детей создать коллективную книгу-альбом о жизни в детском саду; выявить приобретенные умения по изготовлению книжек-самоделок, сформированность представлений о книжном дизайне, творческое воображение. | Беседа, обсуждение формата книги (размер, стиль, вид книги) | Фотовыставка «Наш детский сад!», различные изобразительные материалы, плотный лист бумаги А4, дырокол, лента, печатки, кисти, тонированная бумага | Презентация детских работ для родителей, сотрудников и детей ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"
Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....
Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Школа модельеров (в мире одежды)»
Цель: обогащение и закрепление знаний детей теме «Одежда».Задачи: - познакомить детей с историей возникновения одежды, ее видами;- создать условия для получения знаний об этапах изготовления тка...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему "Дизайн новогоднего конверта"
В ходе занятия дети придумывают и создают по своему авторскому замыслу дизайн новогоднего конверта, который впоследствии может использоваться при подготовке новогодних поздравлений и сюрпризов для бли...
«Мир вокруг нас» Презентация кружковой деятельности в подготовительной к школе группе
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний, обучение детей быть милосе...
Дополнительная кружковая деятельность в подготовительной к школе группе "Скоро в школу"
Рабочая программа воспитателя по дополнительной образовательной деятельности. Кружок "Скоро в школу"....
Отчёт по кружковой работе в подготовительной к школе группе "Скоро в школу"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад общеразвивающего вида № 27" Отчёт по кружковой работе в ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Программа кружка
Елена Валентиновна! Очень понравилась программа кружка "Книжный дизайн", которая составлена очень профессионально. Есть чему поучиться, спасибо!