публикация статьи "Нетрадиционные технологии..
статья на тему
Нетрадиционные технологии в творчестве дошкольников. "Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке." В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netraditsionnyh_tehnologii_v_tvorchestve_doshkolnikov.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные технологии в творчестве дошкольников.
«Только творческий педагог
может развить творческое начало в ребенке»
В.А.Сухомлинский
Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует их творческому развитию. Чтобы расширить возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, я использовала на занятиях по изобразительной деятельности различные нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, бумажные трубочки, пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, пластмассовые трубки, зубные щётки, деревянные палочки, соломка, поролон, свечи; листья деревьев, цветов, травы, овощные штампы и печати и т.д.. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий процесс. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными из них являются рисование пальчиком, ладошкой, кулачком, печатание, обрывание бумаги и это использовала в работе с младшими дошкольниками. В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: монотипия, граттаж, кляксография, рисование по мокрому фону, рисование мятой бумагой, набрызг, изонить и др.
Чем младше ребёнок, тем больше он испытывает страх перед чем-то новым, необычным. Справиться с кисточкой или карандашом – дело непростое, а вот рисование собственной ладошкой или пальчиком – сплошное удовольствие. Малыши с радостью шлёпают ладошкой по листу бумаги и радуются новым ощущениям. Я старалась учить детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Главный художник - малыш, а я - его помощник, дополняла несколько деталей или подсказывала, как это можно сделать – и на глазах у ребёнка возникает картина.
Дети искренне радовались тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадало, возникало желание рисовать ещё и ещё. Старалась живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывала приёмы изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, давала возможность ребёнку сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряла каждое усилие ребёнка, поддерживала его. Важно знать о том, что обучение приёмам изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным нарастанием сложности. Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Проба нового изобразительного материала воспринималось ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносило малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.
Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие способности и позаботиться об эмоциональном благополучии. Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использовала игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение.
У старших дошкольников и жизненный опыт больше, чем у малышей, и уровень владения техническими приёмами гораздо выше. Поэтому им вполне доступны такие нетрадиционные техники, как:
печать; «набрызг»; рисование по трафарету; монотипия. В процессе обучения обращала внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учила детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке. Нетрадиционные техники позволяло маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяло уверенность в своих силах, расширило творческие возможности детей.
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок становился всё более уверенным в своих силах. Дальнейшее творчество приносило ему всё больше радости, даже от обычной работы с кистью и красками.
Самая большая для меня радость, когда я слышала детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования и он хочет продолжения этой деятельности.
Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, повышают самооценку
Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Практика моей работы с дошкольниками показала, что нетрадиционные техники эффективны для создания выразительных образов и развития творческих способностей детей.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить.
У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов, удалось заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Регулярно организованные тематические выставки детских рисунков дала возможность родителям познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.
И родители наших воспитанников становятся активными участниками различных конкурсов, выставок, где как раз и демонстрируют умелое использование нетрадиционных материалов и техник. Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления детей.
Таким образом, использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка. Ведь в конце концов самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Нетрадиционные техники рисования техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их друг с другом, придумывая новые.
Дерзайте, фантазируйте и к вам придёт радость- радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ссылка на публикацию в Интернете статьи "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании"
Наш ребенок и компьютер... На каком этапе следует нам познакомить наше чадо с ПК и следует ли это делать до школы?...
публикация "Игровые технологии в работе с дошкольниками"
Очень часто педагоги путают понятия игровые приёмы и игровые технологии. Данная публикация поможет разобраться в этом вопросе....
II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии воспитания и обучения» г. Чебоксары, публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников посредством ИКТ-технологий»
II Международная научно-практическая конференция«Современные технологии воспитания и обучения»г. Чебоксары,публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активн...
Публикация "Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".
работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в ш...
Публикация "Квест-технологии в работе со старшими дошкольниками"
Квест - игры стали интересны и увлекательны в последние несколько лет. Для дошкольного возраста идея квеста идеально подходят: команды или одиночки, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания,...
Публикация "ТРИЗ-технологии"
В современных образовательных условиях много говорят о теории (технологии) решения изобретательских задач (ТРИЗ–технологии). В ней заложены значительные возможности общего и умственного развития...