публикация статьи "Нетрадиционные технологии..
статья на тему

Янышева Русиля Равильевна

Нетрадиционные технологии  в творчестве дошкольников. "Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке."  В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Нетрадиционные технологии  в творчестве  дошкольников.

«Только творческий  педагог  

может развить творческое начало в ребенке»

В.А.Сухомлинский

Творчество  дошкольников  неразрывно  связано  с  работой  воображения,  познавательной  и  практической  деятельностью. Свобода  творческого  выражения  дошкольника  определяется  не  только  образными  представлениями и желанием  передать  их  в  рисунке,  но  и  тем, как  он  владеет  средствами изображения. Усвоение  детьми  в  процессе  обучения  различных  вариантов  изображения, технических  приёмов  способствует  их  творческому  развитию.  Чтобы  расширить  возможности  малышей  в  выражении  впечатлений от  окружающего  мира,  я  использовала на  занятиях  по  изобразительной  деятельности  различные  нетрадиционные  материалы  и  средства  изображения: ватные  палочки,  бумажные  трубочки,  пробки  от  пластиковых  бутылок,  от  тюбиков   крема,  зубной  пасты, пластмассовые  трубки,  зубные  щётки, деревянные  палочки,  соломка,  поролон,  свечи;   листья  деревьев,  цветов,  травы, овощные  штампы и печати  и т.д..  Необычный  материал  изображения  вовлекает  детей  в  творческий  процесс.  Чем  разнообразнее   художественные   материалы, тем интереснее с ними работать. У  детей  появляется  возможность  использовать  дополнительные  средства.  Возникают  новые  идеи,  связанные  с  комбинациями  разных  материалов,  ребёнок  начинает  экспериментировать,  творить.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступными  из  них  являются  рисование  пальчиком,  ладошкой,  кулачком,  печатание,  обрывание  бумаги и это  использовала  в   работе  с  младшими  дошкольниками.   В  старшем  возрасте  эти   же техники  дополняют   художественный  образ,  создаваемый  с  помощью  более  сложных:  монотипия,   граттаж,   кляксография,   рисование   по  мокрому   фону,  рисование   мятой    бумагой,   набрызг,   изонить    и    др.

Чем  младше  ребёнок,  тем  больше  он  испытывает  страх  перед  чем-то  новым,  необычным.  Справиться   с  кисточкой  или   карандашом – дело    непростое,    а      вот      рисование    собственной    ладошкой   или   пальчиком  –  сплошное  удовольствие.   Малыши  с радостью  шлёпают  ладошкой по  листу  бумаги  и   радуются   новым   ощущениям. Я  старалась   учить  детей  пользоваться пальцами  рук  рационально:  не  одним  указательным  пальцем,  а  всеми.

Главный  художник  - малыш,  а  я  - его  помощник, дополняла несколько  деталей  или  подсказывала,  как  это  можно  сделать – и на  глазах   у   ребёнка    возникает  картина.

            Дети  искренне  радовались тому,  что  у  них  получилось. Страх  перед рисованием  пропадало,  возникало  желание   рисовать  ещё  и  ещё.  Старалась живо, эмоционально  объяснять  детям  способы действий и показывала приёмы  изображений.  Чтобы  преодолеть  неуверенность,  давала  возможность  ребёнку  сначала попробовать,  а  потом  уже  рисовать  самостоятельно. Поощряла  каждое  усилие  ребёнка,  поддерживала  его.  Важно знать  о  том,  что  обучение  приёмам  изобразительной  деятельности, в  том  числе и нетрадиционным,  должно  проходить на  положительном  эмоциональном  фоне и  с  постепенным  нарастанием  сложности. Во  время  рисования пальчиками,  ладошкой  ребёнок  получает  необыкновенное  чувственное  наслаждение  при  тактильных  контактах  с  краской,  бумагой, водой.  Проба   нового  изобразительного  материала  воспринималось  ребёнком  как  игра  с  неизвестным. А  получившийся  продукт деятельности приносило  малышу  большую  радость.  Сам  процесс  рисования  для  ребёнка – сплошное  удовольствие.

          Очень  важно  даже  в  маленьком  человечке  разглядеть  индивидуальность,  принять  и  поддержать  его  интересы,  потребности,  развить  его  творческие  способности  и  позаботиться  об  эмоциональном  благополучии. Чтобы  активизировать внимание детей  на  занятии,  побудить их  к  деятельности,  активно  использовала  игровые  приёмы,  сюрпризный  момент,  художественное    слово,     музыкальное   сопровождение.

У  старших  дошкольников  и жизненный  опыт  больше, чем  у  малышей,  и  уровень владения  техническими приёмами  гораздо  выше. Поэтому   им   вполне   доступны   такие   нетрадиционные   техники,   как:

печать;   «набрызг»;  рисование по трафарету;  монотипия.   В   процессе   обучения    обращала   внимание   ребят  не  только  на  техническую,  но  и  на  выразительную  сторону  изобразительной  деятельности.   Учила   детей   передавать  форму  и  цвет  предмета,  композицию  в  рисунке.    Нетрадиционные    техники    позволяло  маленьким    художникам,     отойдя    от  предметного  изображения,   выразить  в  рисунке   свои  чувства  и  эмоции,  дают  свободу,     вселяло      уверенность       в  своих     силах,  расширило  творческие  возможности  детей.  

      Приобретая   соответствующий  опыт  рисования  в  нетрадиционной  технике,  ребёнок  становился  всё более  уверенным  в  своих  силах.  Дальнейшее  творчество приносило  ему  всё больше  радости,  даже  от  обычной    работы  с  кистью  и  красками.  

           Самая  большая  для  меня  радость, когда  я  слышала  детский  вопрос: «А  мы  ещё  будет  так  рисовать?». Значит,  ребёнку  понравился  процесс    рисования   и   он   хочет   продолжения  этой  деятельности.

            Нетрадиционные  методы   изобразительной деятельности развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, повышают самооценку

                  Владея  разными  навыками   и   способами   изображения   предметов   или    действительности   окружающего  мира,  ребенок    получает  возможность  выбора,  что,  в  свою  очередь,  обеспечивает  занятию   творческий    характер.   Практика   моей  работы  с   дошкольниками   показала,  что   нетрадиционные  техники  эффективны  для  создания  выразительных  образов  и  развития  творческих  способностей    детей.

         Нетрадиционный   подход  к  выполнению   изображения  даёт  толчок  развитию  детского  интеллекта,  подталкивает  творческую  активность  ребёнка,  учит   нестандартно  мыслить.

       У детей  повысилась  творческая    активность,  эмоциональность,  самооценка.  Дети  научились  использовать  хорошо  знакомые  им  предметы  в   качестве  художественных  материалов, удалось  заинтересовать  детей,  зажечь  их  сердца,  разбудить  в  них  творческое    начало,   не  навязывая  собственных  мнения  и  вкусов.  Ведь  рисование  для   ребёнка  -  радостный,  вдохновенный  труд,  к  которому,  по моему    мнению,  не  надо  принуждать,  но  очень  важно  стимулировать  и  поддерживать  ребёнка,  постепенно  открывая  перед  ним  новые  возможности  изобразительной   деятельности  

Успех  работы  с  дошкольниками во  многом  зависит  от  взаимодействия  с  родителями.  Чем  теснее  это  взаимодействие,  тем  успешнее  становится  ребёнок.  Я  уверена,  что каждый  успех  ребёнка  в  творчестве  и  в  личностном  плане    следует довести  до  сведения  родителей,  тем самым  ребёнок  имеет  возможность  получить  похвалу  не  только  от  воспитателя,  но  и  от  родителей,  что  для  него  очень  важно  и  что  способствует  «удовлетворению  притязаний  на  признание».        Регулярно  организованные тематические  выставки  детских  рисунков  дала возможность  родителям   познакомиться  с  творчеством  своих  детей – с  одной  стороны,  а  с  другой – повышается  их  интерес  к  продуктам  художественного  творчества.  

   И  родители  наших  воспитанников становятся активными участниками различных конкурсов, выставок,  где  как  раз и  демонстрируют умелое  использование нетрадиционных  материалов  и техник.  Очень важно,  чтобы  родители  формировали  у  своих  детей  уверенность в себе и своих возможностях при создании  изображения  предметов доступными средствами  выразительности, чтобы  поддерживали творческие  проявления  детей.

           Таким  образом,   использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  но  и  в  общем   психическом   развитии  ребёнка.  Ведь  в  конце  концов  самоценным  является  не  конечный  продукт – рисунок  или   аппликация,  а  развитие  личности  ребёнка,  его  творческого  потенциала.    Нетрадиционные  техники  рисования  техники  рисования  открывают  большие  возможности  развития  творческих  способностей,  фантазии,  воображения   у  детей.  Границы  нетрадиционных  способов  изображения  можно  постоянно  расширять,   сочетая   их   друг    с    другом,     придумывая    новые.

Дерзайте,   фантазируйте   и   к    вам   придёт   радость- радость творчества,  удивления  и  единения  с  вашими  воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на публикацию в Интернете статьи "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании"

Наш ребенок и компьютер... На  каком этапе следует нам познакомить наше чадо с ПК и следует ли это делать до школы?...

публикация "Игровые технологии в работе с дошкольниками"

Очень часто педагоги путают понятия игровые приёмы и игровые технологии. Данная публикация поможет разобраться в этом вопросе....

II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии воспитания и обучения» г. Чебоксары, публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников посредством ИКТ-технологий»

II Международная научно-практическая конференция«Современные технологии воспитания и обучения»г. Чебоксары,публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активн...

Публикация "Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".

работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в ш...

Публикация "Квест-технологии в работе со старшими дошкольниками"

Квест - игры стали интересны и увлекательны в последние несколько лет. Для дошкольного возраста идея квеста идеально подходят: команды или одиночки, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания,...

Публикация "ТРИЗ-технологии"

В современных образовательных условиях много говорят о теории (технологии) решения изобретательских задач (ТРИЗ–технологии). В ней заложены значительные возможности общего и умственного развития...