Публикация "Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".
статья на тему

Гриценко Марина Николаевна

работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_nenya_m.n.docx48.56 КБ

Предварительный просмотр:

"Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".

Одна из важнейших задач воспитания  ребенка —  формирование  мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития- проблемно- поисковый, а главная форма организации – игра.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического  мышления  у детей.  В своей работе по развитию логического мышления использую логические блоки Дьенеша.

Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Предпологаю, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Дидактический материал, разработанный  теоретиком  и практиком так называемой "новой математики"  венгерским психологом и математиком  Золтаном  Дьенышем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Цель блоков Дьеныша: Создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дьенеша

В работе с детьми в этом направлении были определены следующие задачи:

-Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания - «не», «и», «или»)

-Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

-Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

-Развивать пространственные представления.

-Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

-Развивать самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

-Развивать познавательные процессы мыслительные операции. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

-Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Логический материал представляет собой набор из 48 объемных геометрических фигур, различающихся

Цветом - красные, желтые, синие;

Размером - большие, маленькие

Толщиной - толстые, тонкие.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трёх цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

На основе  логических блоков разработан игровой материал.

Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, что реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовать работу с учетом трёх уровней развития детей (низкий, средний, высокий)

Практически  все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. На занятиях по ФЭМП логические блоки можно использовать как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям.

Начала я работу с блоками со второй младшей группы с того, что предоставила детям  возможность самостоятельно с ними  познакомиться. В процессе    манипуляций   с  блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала    по соотношению       цвета,  формы,   в установлении   сходства и различия   между    предметами.  После  самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям. Такие как «Угощения для медвежат», «Магазин», «Мозаика цифр», «Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Логические кубики», «Логический поезд».

Умение       детей      оперировать   полученными    знаниями   помогает в конструировании,       аппликации,  рисовании     по    образцу:

*сначала  путем      накладывания

* затем  самостоятельно           выкладывая

*рисования  фигуры  на чистом листе, например,  как  игра «Художники».

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности на занятиях (как по познавательному развитию (ФЭМП), так и на речевом развитие - поскольку перед воспитателем старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, то блок могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове), в настольно – печатных играх, в сюжетно – ролевых,  в подвижных,  в дидактических играх, вне занятий, в развивающей среде группы. Ещё раз хочется подчеркнуть, что деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками  Дьеныша.

Для достижения взаимопонимания с родителями в вопросах воспитания и обучения детей, для привлечения их к активному сотрудничеству использую следующие формы работы: анкетирование,  консультации, бюллетени, буклеты . С родителями своих воспитанников проводила семинар практикум по игровому пособию Дьеныша, в форме игры «Мозаика цифр».

Таким образом  логико-математические игры способствуют развитию таких  умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня  я предлагаю тоже следовать древней  китайской пословице:

Послушай – и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймешь,

Сделай – и ты научишься.

_________________4e5c1c1856db0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей с нарушением речи через использование занимательных средств обучения

В современной дошкольной педагогике и психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения...

Консультация для воспитателей МБДОУ «Филимоновский детский сад» Развитие логико – математического мышления у детей 3- 4 лет с использованием игр – блоки Дьенеша. Доронина Татьяна Васильевна воспитатель первой категории

Логические блоки,  разработанные Золтаном Дьенешем  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»

Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавливать причинно &ndash...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»

   Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавлив...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»

 Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша...