публикация "Игровые технологии в работе с дошкольниками"
статья по логопедии на тему
Очень часто педагоги путают понятия игровые приёмы и игровые технологии. Данная публикация поможет разобраться в этом вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
публикация | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в работе с дошкольниками.
Учитель-логопед МКДОУ «ЦРР-д/с №4»
п.г.т. Анна Воронежской области
Володина И.Г.
Игровые технологии – один из видов педагогических технологий. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные критерии педагогической технологии:
- Концептуальность
- Системность
- Управляемость
- Эффективность
- Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру образовательной технологии, которая состоит из трех частей:
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
К числу современных образовательных технологий в ДОУ можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология
- технология «ТРИЗ» и др.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В первую очередь, игровые технологии нашли широкое применение в дошкольном образовании, потому что реализация программ ДО в форме игры – один из принципов ФГОС ДО.
Выбор игровой технологии обоснован тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует у них над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в работе каждого дошкольного педагога является повышение мотивации к занятиям, актуализация знаний дошкольников, обеспечение заинтересованного восприятия изучаемого материала, стимуляция речевой активности, формирование положительного отношения к образовательному процессу в целом, который благодаря игре становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Однако очень часто большинство педагогов ДОУ допускают ошибку, полагая, что игровые технологии - это использование сюжетных, ролевых и других игр в учебном процессе, а также развивающих дидактических игр или игровых (сказочных) персонажей в практике работы с детьми. С точки зрения понятия «технология» это совершенно неверно. Чтобы стать настоящей игровой технологией, комплекс игр должен соответствовать критериям педагогической технологии, отмеченным ранее.
Таким образом, настоящих игровых технологий ДО в полном смысле этого слова не так уж и много на сегодняшний день. Общепризнанными являются следующие:
- Технология развивающих игр Б.П. Никитина
- Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
- Технология «Цветные палочки Кюизенера
- Технология саморазвития М. Монтессори
Каждая из этих технологий представляет собой систему различных педагогических игр, которые в отличие от игр вообще, обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Кроме того, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Исходя из выше сказанного, каждый творческий дошкольный педагог может сам составлять игровые технологии из отдельных игр и элементов. Для этого необходимо ориентироваться в системе педагогических игр вообще.
Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы.
Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя (самостоятельные) - это творческие игры, другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на дидактические и подвижные игры.
Рассмотрим, разновидности творческих игр. Для развития воображения детей дошкольников решающее значение имеют ролевые игры, в которых игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается, главным образом, также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Для возникновения и развития сюжетно – ролевой игры необходимо наличие у ребенка развернутых представлений об окружающих его предметах ( об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях общественной жизни.)
Прежде чем начать игру, ребенок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить какой строительный материал и какие игрушки необходимы ему для игры. Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развитием, они придают устойчивость сюжету.
Задачи сюжетно – ролевой игры это развитие творческой деятельности и воображения , навыков сотрудничества, взаимодействия , взаимопомощи , ответственности за свои действия , а так же речевых умений и навыков.
Театрализованная игра - разновидность сюжетно- ролевой игры, требующая наличия у дошкольников уже сформированных речевых , коммуникативных , поведенческих навыков . Данные виды игр способствуют развитию у детей выразительных средств языка (интонации, мимики, жестов) , а так же умения передавать эмоции персонажей, навыков импровизации несложных сюжетов песен, сказок.
Строительная игра многообразна, и чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Такие игры способствуют развитию конструктивного праксиса и мелкой моторики детей.
Следующая группа игр - игры с правилами, направленны на развитие информационно-коммуникативных и поведенческих умений:
«Позвони другу»
Задачи: развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.
«Пресс-конференция»
Задачи: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ, формировать речевые умения.
«Зеркало»
Задачи: развить у детей мимику, жесты, движения. Открыться, почувствовать себя более раскованно, свободно, формировать речевые умения ведения диалога.
«Разговор через стекло»
Задачи: развить умение мимику и жесты.
«Моё настроение»
Задачи: развить умение описывать свое настроение, распознавать настроение других..
Дидактическая игра – это всё многообразие обучающих игр. Их основное назначение - развитие познавательной сферы дошкольников. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила. В то же время дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Подвижные игры каждый дошкольный педагог также использует постоянно в своей практике, в таких играх одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.
Так выглядит один из вариантов классификация игр, которые мы, педагоги дошкольники, постоянно применяем в своей работе с детьми.
В заключении хочется отметить, что в настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.
Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....
Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».
Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...
Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».
Цель мастер класса Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....
«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»
Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....