Требование к занятию в ДОУ
методическая разработка на тему
Методические рекомендации при подготовке к занятию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_zanyatiyu_kiseleva_k.yu_.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Киселева К.Ю.
Воспитатель дошкольного отделения № 2
МБОУ «Излучинская ОНШ»
«Требования к занятию ДОУ»
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.
Современные занятия в детском саду стали более гибкими по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения. В основе любого занятия должно быть - гуманное, уважительное отношение к детям, создание эмоционально-положительного настроя группы и самого педагога, использование различных форм “занятий с увлечением”, насыщение играми и самостоятельными творческими делами. Именно это, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.
Современные тенденции в педагогике призывают к постоянному обращению к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. Исходя из этого, педагог должен моделировать равноправный диалог, а не жестко-оценочные ситуации (правильно - неправильно). В этом случае дети будут стремиться быть “услышанными” взрослым.
Одним из требований к педагогу при подготовке к занятию является знание психофизических особенностей ребенка. Подбор и классификация дидактического материала, правильное использование его в ходе занятия, помогают передавать информацию различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, что делает занятие боле продуктивным, а формы познания разнообразными.
При разработке гибкого плана:
- необходимо учитывать соотношение всех видов деятельности фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы;
- определиться с общей целью, ее конкретизацией в зависимости от разных этапов занятия;
- выбрать критерии оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);
- планировать характер общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия;
- использовать разные форм общения (монолога, диалога, полилога ) с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
- Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге “ребенок - педагог“ и “ребенок - дети“.
При подготовке к занятию необходимо учитывать максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста составляет: в первой младшей – 10 занятий, во второй младшей группе – 11 занятий, в средней группе – 12, в старшей – 15, в подготовительной – 17.
Продолжительность занятий для детей: ясельного возраста от 1,5 до 3-х лет не более 8-10 минут (допускается проводить одно занятие в первую, и одно во вторую половину дня, в теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки); 4-й год жизни – не более 15 мин; 5-й год жизни – не более 20 мин; 6-й год жизни – не более 25 мин; 7-й год жизни – не более 30 мин. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку.
Перерывы между занятиями не менее 10 минут.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).
В середине учебного года (январь-февраль) организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, ИЗО).
Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительных групп проводится в форме самообслуживания (дежурство по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.д.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.
Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.
Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.
В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, требования к занятию являются:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
В заключении, необходимо уточнить следующее - слово "занятие" как таковое теперь не используется, его заменило словосочетание «образовательная деятельность с детьми», что правильно по новым образовательным стандартам. Уже есть дополнения к новому СаНПиНу где слово занятие снято. Данное нововведение уже актуально для программы "Успех" и программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Список используемой литературы:
- Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004
- Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Дошкольная педагогика/ Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007
- Колесникова Л. Учение без утомления. // Дошкольное образование. -2008 – №5–56–60 с.
- Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. – 2002 – №4–87–90 с.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007
- ОТ рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Усова А.П., Обучение в детском саду, М.: Просвящение, 1970
Также были использованы ресурсы сети интернет, материалы статей педагога - психолога МДОУ детского сада комбинированного вида №50 «Дефектолог» и воспитателя Харченко В.Я. (МДОУ №45 г. Пудож, Республика Карелия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...
Памятка для воспитателей " Требования к занятиям по художественно- эстетическому развитию"
Памятка " Требования к занятиям по художественно- эстетическому развитию"...
требования к занятиям по этикету
Требования к занятиям по этикету...
Требование к занятию в ДОУ
Материал для педагогов...
Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/ В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с...
Методические требования к занятию по математике в ДОУ
Методические требования к занятию по математике в ДОУ...
Консультация: «Как подготовить и провести занятие в соответствии с ФГОС ДО», «Требования к конспекту занятия».
Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;Применение форм и методов в работе с детьми;Организация НОД, помощь в постан...