Консультация: «Как подготовить и провести занятие в соответствии с ФГОС ДО», «Требования к конспекту занятия».
консультация
- Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- Применение форм и методов в работе с детьми;
- Организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-trebovaniya_k_nod_soglasno_fgos-21g.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Как подготовить и провести занятие в соответствии с ФГОС ДО», «Требования к конспекту занятия».
При постановке цели и задач непосредственной образовательной деятельности необходимо помнить:
Цель всегда одна. Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть от 3-х до 6-ти.
Формулирование образовательных задач должно отвечать этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам, современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей. Их обязательно начинать с глагола. Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная и т.д.
Образовательные задачи направлены на вовлечение каждого ребёнка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.
Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС:
- Расширять знания о…
- Обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира.
- Закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие – либо программные знания, умения, навыки).
- «Актуализировать знания детей о …, «Создавать условия для получения детьми знания о …», «Мотивировать детей к самостоятельному изучению …», «Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …», «Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения».
- Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:
- «Актуализировать знания детей о …», «Закрепить в самостоятельной деятельности умение…», «Дать возможность применить на практике полученные знания о…».
- «Расширить знания детей…через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности», «Содействовать усвоению…овладению…».
Примерные формулировки развивающих задач НОД:
- Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие стремления к новизне.
- Формирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинать с глагола.
- В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или её компоненты, надо сделать выбор глагола:
Если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов, «начать работу по развитию…» и т. д..
Если функция достаточно сформирована, необходимо закрепить какой-либо навык, то выбор глагола будет следующий — «продолжать развивать…», «продолжать формировать», «совершенствовать…»;
«Развивать умение логически излагать…»
«Развивать слуховое внимание при определении слов…»
«Способствовать развитию плавности речи…»
«Продолжать развивать…».
Примерные формулировки воспитательных задач НОД:
Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребёнка, его эмоционально – волевой сферы. Формирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то - качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:
— если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать…», «воспитывать…» и т. д.
— если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий — «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать…».
При планировании хода непосредственно образовательной деятельности необходимо помнить:
НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
- Организационный момент;
- Актуализацию имеющихся знаний;
- Сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;
- Сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
- Итог НОД. Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.
В ходе НОД надо помнить: В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать её. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше. Не торопите детей с ответами!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания. Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно. Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребёнка, а потом вместе с ним или с другими детьми найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой-либо эксперимент. Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чём-то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего-то не знаешь?» («Можно спросить у кого-нибудь») «Спросите меня!»
При подведении итога НОД надо помнить:
Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия. «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?»,
Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги каждого ребёнка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности».
Технологическая карта НОД согласно ФГОС ДО
1. Заголовок.
Указывается непосредственно-образовательная деятельность (НОД), организованная образовательная деятельность (ООД), образовательная ситуация (ОС) в зависимости от обозначения, принятого в учебном плане образовательной организации. В названии можно обозначить направление деятельности. (Конспект НОД по познавательному развитию (Формирование целостной картины мира)). Далее указывается тема занятия (Фрукты и овощи).
2. Возраст обучающихся (для детей старшего дошкольного возраста 5-6лет).
3. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД.
4. Указывается вид, тип НОД (усвоение новых знаний и умений, закрепление ранее приобретённых знаний, творческое применение знаний и умений, комплексное, классическое по разделам обучения, интегрированное, комбинированное, проч.).
5. Указываются формы организации обучения (индивидуальная, индивидуально-коллективная (подгрупповая), фронтальная (обще групповая)).
6. Цель НОД, задачи.
Цель — это образ желаемого результата (намерение, желание, устремления, мечты, социальный заказ, проч.), это финальный и общий результат, протяжённый во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяжённых во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много. И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен её решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишется по 10-15 задач. Пяти максимум шести хватит. Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание». В задачах не рекомендуется употреблять глагол «учить»! Грамотно писать: «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д. Задачи можно разделить на три группы: развивающие, обучающие, воспитывающие (воспитательные) или на две группы развивающие и образовательные (обучающие и воспитательные).
7. Далее указывается интеграция образовательных областей.
8. Указывается интеграция детских видов деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально-художественная).
9. Прописывается предварительная работа (если таковая проводилась).
10. Планируемый результат.
11. Указываются средства и оборудование:
Технические (проектор, ноутбук, музыкальные записи, проч.);
Методические (наглядные пособия, тетради, картины, проч.);
Организационные (столы, маски для игры, спортивные принадлежности, бумага, картон, клей, кисточки, проч.).
12. Ход НОД:
1. Мотивационный этап – Вводная часть (организация детей) предполагает организацию детей.
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность
(последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).
2. Содержательный этап – Основная часть (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения
(минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
3. Рефлексивный этап – Заключительная часть (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности.
Ход занятия пишется в прямой речи. Указываются все действия педагога, которые он выполняет по ходу НОД, предполагаемые ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий в соответствии с ФГОС "Спички детям не игрушка"
Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Сист...
Конспект занятия в соответствии с ФГОС Космос - это интересно"
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно т...
Конспект занятия в соответствии с ФГОС "Во саду ли, в огороде"
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах. Каждый человек должен любить и беречь природу. А...
Консультация для педагогов ДОУ «Как правильно оформить конспект занятия в соответствии с ФГОС»
Цель консультации: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах оформления педагогической документации.Задачи: вспомнить правила и требования к оформлению педагогической доку...
СТАТЬЯ "ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности &ndash...