Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/
В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на расширение и активизацию словаря детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Тема занятия: «Овощи».
Аннотация: в статье представлен конспект НОД по развитию речи «Овощи и фрукты», разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на расширение и активизацию словаря детей дошкольного возраста.
Актуальность:
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к организации современного занятия и систематизировать основные принципы использования системно – деятельностного подхода на занятиях по развитию речи.
2. Определить структуру и содержание технологической карты
Пояснительная записка.
Занятие для детей второй младшей группы составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
В группе 23 ребенка младшего дошкольного возраста. Из них 14 мальчиков и 9 девочек. Уровень развития познавательных способностей детей: высокий уровень – 36%, уровень выше среднего – 50%, средний уровень – 9%, уровень ниже среднего – 5%. В мире ребенка четвертого года жизни главной фигурой является взрослый. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Неутомимая жажда познавать, наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. На четвертом году жизни дети интенсивно осваивают новые слова, знания о мире и природе.
Тема занятия: «Овощи».
Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов, реализуемой примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 3-е издательство. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.
Цель: развитие познавательной инициативы младших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях, расширение представления детей об овощах на основе описания их внешних характеристик.
Задачи:
Обучающие задачи:
- способствовать развитию грамматического строя речи;
- развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников;
- формировать представления об овощах.
Развивающие задачи:
- развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний;
- учить составлять элементарные описания овощей (предложения из 4-5 слов) с использованием мнемодорожек
- развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей;
- развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи;
- развивать психические процессы – образное мышление, воображение (развитие речи).
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе и окружающему миру;
- воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом
Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);
2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);
3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);
Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: муляжи овощей, корзина, мнемодорожки с описанием овощей, салфетки. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.
Планируемый результат:
В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.
Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.
Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.
Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема «Овощи».
Возрастная группа: младшая группа детей 3-4 лет.
Форма НОД: познавательная деятельность.
Форма организации групповая
Учебно-методический комплект: примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 3-е издательство. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.
Цель: расширять представления детей об овощах на основе описания их внешних характеристик.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие
Вид детской деятельности, лежащей в основе организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, игровая.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций по теме «Овощи», беседы «Что растет на огороде?», экскурсия на огород. Дидактические игры «Найди и назови», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», хороводная игра «Огород»
Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: муляжи овощей, корзина, поднос, тарелка для овощей
Раздаточный: мнемодорожки с описанием овощей на каждого ребенка
Задачи образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
|
|
Этапы деятельности, занятия | Цели | Форма организации совместной деятельности детей и взрослых | Содержание деятельности | Результат | |
педагога | детей | ||||
1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. Закрепление у детей знания овощей, развивать слуховое внимание и мышление. | Воспитатель собирает детей возле себя Игра «Внимание» Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Ребята, давайте вспомним, как мы ходили с вами на огород? Какие овощи росли на грядках? Физ. Минутка Летом в огород пойдем, урожай там соберем. 1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать. Мы морковки натаскаем, Мы картошки накапаем, Срежем мы кочан капусты Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко, И вернемся по дорожке. Воспитатель: Какой замечательный собрали урожай! (показывает корзину) Хотите узнать, что в корзинке? Но для этого вам нужно отгадать загадки. 1. Собираем мы в лукошко очень крупную … 2. Сто одежек, и все без одежек. 3. Растут на грядке зеленые ветки, а на ветках - красные детки. 4. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. 5. Он совсем-совсем зеленый, и овальный, удлиненный. Помидора верный брат, тоже просится в салат. Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Каким, одним словом мы назовем всю эту красоту. Правильно, овощи. . | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.
Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. Поощряет детей к высказыванию. Организует физическую деятельность. Показывает последовательность действий. Задает загадки, стимулирующие процесс мышления и активизирующие знания об овощах | Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадки. | Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. Активизация речи и мыслительных процессов детей в период отгадывания загадок. |
2.Основной Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Актуализировать знания детей, развитие мышления. Развитие познавательного интереса в процессе деятельности. Закрепление у детей знаний и представлений об овощах. Развивать умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними. | 1 Беседа-разговор об овощах. -А овощи у нас все одинаковые? (Нет) Чем они могут отличаться? (Красный-желтый; большой-маленький; круглый-овальный) -Правильно. Овощи отличаются цветом, размером и формой. (Рассматривание демонстрационного материала) - Для чего нужны овощи? Что можно приготовить из них? Давайте своих гостей угостим вкусным салатом. Воспитатель берет один овощ, с помощью мнемодорожки дает образец описательного рассказа и кладет его в тарелочку Схема описательного рассказа на тему «Овощи». План рассказа:
Педагог вызывает по очереди детей, которые описывают овощи, перед тем, как положить его в тарелочку. С помощью воспитателя, опираясь на схему, дети составляют рассказ об овощах. Воспитатель: - Давайте приготовим ещё что-нибудь вкусное Пальчиковая игра «Капуста» Мы капусту рубим, (двигать прямые кисти вверх-вниз) Мы морковку трём, (трём правым, кулачком по левой ладони) Мы капусту солим, (пальцы в щепотку) Мы капусту жмём. (сжать обе кисти в кулаки) - Ребята мы с вами много блюд приготовили из овощей, а где же они росли? (На огороде). | Использует наглядные средства. Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Привлекает к обсуждению. Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Стимулирует любознательность и интерес к деятельности. Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность. Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Организует физическую деятельность. Показывает последовательность действий. Поощряет детей к игровой деятельности.
| Рассматривают представленные материалы. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу. Сосредотачивают внимание на действиях воспитателя. Активно играют. | Закрепление знаний о признаках овощей Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми. |
3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | Закреплять в речи детей обобщающие слова: овощи; развивать внимание и подражательность. | Молодцы ребята! Мне очень понравилось как вы работали на занятии. Особенно активно работали Ульяна С., Георгий С., Милана Ц. Скажите, пожалуйста какого цвета и формы морковка, капуста. Как одним словом можно их назвать (овощи). Какие овощи вы знаете? Где растут овощи? (на грядке, в огороде) Сюрприз с грядки Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с овощами). - Вам понравилось наше занятие? А что именно? | . |
|
|
Самоанализ занятия
Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность - подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, при проведении пальчиковой гимнастики, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности: лого ритмическое упражнение – «поход на огород», беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время рассказа об овощах, пальчиковая гимнастика. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей
Познание: Закрепляла умение описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;
«Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать
Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений;
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы при помощи схем-мнемоквадратов. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Сюрприз с грядки». Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с овощами). Дети угадывали, что за овощи они едят) так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь, продолжать учить описывать овощи с помощью мнемоквадратов. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были выполнены.
www.uchmet.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешного выполнения программы является внедрение в образовательном процес...
Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС
Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...
Презентация "Проектирование и реализация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Презентация будет полезна педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....
Итоговая работа (курсы Учмет): «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Итоговая аттестация на тему:«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Краткая аннотация:–актуальность;–основная часть: цель,...
«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».
laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...
Проектирование логопедического занятия в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возрастаопределяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностныхкачеств, в том числе обеспечи...
«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».
Цель консультации:повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного р...