Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Савинова Татьяна Владимировна

Технологическая карта  организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/ 

 

 

В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на расширение и активизацию словаря детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема занятия: «Овощи».

Аннотация: в статье представлен конспект НОД по развитию речи «Овощи и фрукты», разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на расширение и активизацию словаря детей дошкольного возраста.  

 

 

Актуальность:

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС к организации современного занятия и систематизировать основные принципы использования системно – деятельностного подхода на занятиях по развитию речи.

2. Определить структуру и содержание технологической карты  

 

 

Пояснительная записка.

Занятие для детей второй младшей группы составлено в соответствии с   основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

В группе 23 ребенка младшего дошкольного возраста. Из них 14 мальчиков и 9 девочек. Уровень развития познавательных способностей детей: высокий уровень – 36%, уровень выше среднего – 50%, средний уровень – 9%, уровень ниже среднего – 5%. В мире ребенка четвертого года жизни главной фигурой является взрослый. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Неутомимая жажда познавать, наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. На четвертом году жизни дети интенсивно осваивают новые слова, знания о мире и природе.

Тема занятия: «Овощи».

Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов, реализуемой примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 3-е издательство. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.

 Цель: развитие познавательной инициативы младших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях, расширение представления детей об овощах на основе описания их внешних характеристик.

    Задачи:

Обучающие задачи:

  • способствовать развитию грамматического строя речи;
  • развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников;
  • формировать представления об овощах.

Развивающие задачи:

  • развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний;
  • учить составлять элементарные описания овощей (предложения из 4-5 слов) с использованием мнемодорожек
  • развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей;
  • развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи;
  • развивать психические процессы – образное мышление, воображение (развитие речи).

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к природе и окружающему миру;
  • воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом  

Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.

     Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);

2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);

3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);

Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: муляжи овощей, корзина, мнемодорожки с описанием овощей, салфетки. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.

Планируемый результат:

В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.

Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.

Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.

Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема «Овощи».

Возрастная группа: младшая группа детей 3-4 лет.

Форма НОД: познавательная деятельность.

Форма организации групповая

Учебно-методический комплект: примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 3-е издательство. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.

Цель: расширять представления детей об овощах на основе описания их внешних характеристик.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, игровая.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций по теме «Овощи», беседы «Что растет на огороде?», экскурсия на огород. Дидактические игры «Найди и назови», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», хороводная игра «Огород»

Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: муляжи овощей, корзина, поднос, тарелка для овощей

Раздаточный: мнемодорожки с описанием овощей на каждого ребенка

 

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей

 воспитанников группы

Обучающие задачи:

  • способствовать развитию грамматического строя речи;
  • развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников;
  • формировать представления об овощах.

Развивающие задачи:

  • развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний;
  • учить составлять элементарные описания овощей (предложения из 4-5 слов) с использованием мнемодорожек;
  • развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей;
  • развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи;
  • развивать психические процессы – образное мышление, воображение (развитие речи).

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к природе и окружающему миру;
  • воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.  

  • обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих свойства, качества, признаки предметов (Катя, Мирон, Милана П.);
  • развивать умение согласовать слова в предложения, состоящие из двух-трех слов (Семен, Даша);
  • способствовать стимулированию активных ответов (Георгий, Вова, Ульяна С.);
  • развивать умение концентрировать внимание на объекте (Макар)
  • способствовать развитию желания прийти на помощь ближнему (Милана Ц., Ульяна П., Стас).

Этапы деятельности, занятия

Цели

Форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Закрепление у детей знания овощей, развивать слуховое внимание и мышление.

Воспитатель собирает детей возле себя

Игра «Внимание»

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте вспомним, как мы ходили с вами на огород? Какие овощи росли на грядках?

Физ. Минутка

Летом в огород пойдем, урожай там соберем.

1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать.

Мы морковки натаскаем,

Мы картошки накапаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко,

И вернемся по дорожке.

Воспитатель:

Какой замечательный собрали урожай! (показывает корзину)

  Хотите узнать, что в корзинке? Но для этого вам нужно отгадать загадки.

1. Собираем мы в лукошко очень крупную …

2. Сто одежек, и все без одежек.

3. Растут на грядке зеленые ветки, а на ветках - красные детки.

4. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.

5. Он совсем-совсем зеленый, и овальный, удлиненный. Помидора верный брат, тоже просится в салат.

Воспитатель:

Молодцы, все загадки отгадали. Каким, одним словом мы назовем всю эту красоту. Правильно, овощи.

 . 

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.

 

 

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. Поощряет детей к высказыванию.

Организует физическую

деятельность.  

Показывает последовательность действий.

Задает загадки, стимулирующие процесс мышления и активизирующие знания об овощах

Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки.

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.

Активизация речи и мыслительных процессов детей в период отгадывания загадок.

2.Основной

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

Актуализировать знания детей, развитие мышления.

Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.

Закрепление у детей знаний и представлений об овощах.

Развивать умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними.

1   Беседа-разговор об овощах.

-А овощи у нас все одинаковые? (Нет) Чем они могут отличаться? (Красный-желтый; большой-маленький; круглый-овальный)

 -Правильно. Овощи отличаются цветом, размером и формой. (Рассматривание демонстрационного материала) 

- Для чего нужны овощи? Что можно приготовить из них? Давайте своих гостей угостим вкусным салатом.

Воспитатель берет один овощ, с помощью мнемодорожки дает образец описательного рассказа и кладет его в тарелочку 

Схема описательного рассказа на тему «Овощи».

План рассказа:

  1. Какой формы?
  2. Размер
  3.  Какого цвета?
  4. Что можно из него приготовить

Педагог вызывает по очереди детей, которые описывают овощи, перед тем, как положить его в тарелочку.  

С помощью воспитателя, опираясь на схему, дети составляют рассказ об овощах.

Воспитатель:

- Давайте приготовим ещё что-нибудь вкусное

Пальчиковая игра «Капуста»  

Мы капусту рубим,

(двигать прямые кисти вверх-вниз)

Мы морковку трём,

(трём правым, кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим,

(пальцы в щепотку)

Мы капусту жмём.

(сжать обе кисти в кулаки)

 - Ребята мы с вами много блюд приготовили из овощей, а где же

они росли? (На огороде).

Использует наглядные средства.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Привлекает к обсуждению.

Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям.

Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.

Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

 

Организует физическую  деятельность.

Показывает последовательность действий.

 Поощряет детей к игровой деятельности.

 

 

 

Рассматривают представленные материалы.

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий.

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу.

Сосредотачивают внимание на действиях воспитателя.

Активно играют.

Закрепление знаний о признаках овощей  

Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми.

3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

Закреплять в речи детей обобщающие слова: овощи; развивать внимание и подражательность.

Молодцы ребята! Мне очень понравилось как вы работали на занятии. Особенно активно работали Ульяна С., Георгий С., Милана Ц. Скажите, пожалуйста какого цвета и формы морковка, капуста.  Как одним словом можно их назвать (овощи).

Какие овощи вы знаете?

Где растут овощи? (на грядке, в огороде) 

Сюрприз с грядки

Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с овощами).

- Вам понравилось наше занятие? А что именно?

   .

 

 

 

Самоанализ занятия

 Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.

Задачи:

 - Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;

- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме;

 - Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

 - Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.

- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;

 - Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;

- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

 - Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.

Организационная деятельность - подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.  На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, при проведении пальчиковой гимнастики, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности: лого ритмическое упражнение – «поход на огород», беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время рассказа об овощах, пальчиковая гимнастика. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

 Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей

Познание: Закрепляла умение описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;

«Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать  

 Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений;  

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы при помощи схем-мнемоквадратов. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Сюрприз с грядки». Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с овощами). Дети угадывали, что за овощи они едят) так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь, продолжать учить описывать овощи с помощью мнемоквадратов. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были выполнены.

   www.uchmet.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешного выполнения программы является внедрение в образовательном процес...

Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС

Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...

Итоговая работа (курсы Учмет): «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Итоговая аттестация на тему:«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Краткая аннотация:–актуальность;–основная часть: цель,...

«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».

laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...

Проектирование логопедического занятия в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возрастаопределяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностныхкачеств, в том числе обеспечи...

«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».

Цель консультации:повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного р...