Выступление из опыта работы«Инновационные практики в работе с дошкольниками»
материал по теме

Разгонова Лилия Александровна

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому, создавая развивающую среду, групповой  комнаты, нужно учитывать особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Организовывается среда так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_dlya_seminara_vystuplenie_razgonovoy_l.a.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЛАСТОЧКА»

Выступление из опыта работы

«Инновационные практики в работе с дошкольниками»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Разгонова Лилия Александровна

Лесной, 2017

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому, создавая развивающую среду, групповой  комнаты, нужно учитывать особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Организовывается среда так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.  

«Доска выбора» -  один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей.  Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Под каждой пиктограммой находятся кармашки. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы.

Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»

С раннего возраста воспитание ребенка должно включать обучение организации. Взрослый должен помогать ему, создавая такие условия, в которых малышу будет легче всего формировать необходимые навыки. Организация пространства в группе очень важна.

Использование тематических картинок (маркировка) научит ребенка правильно сортировать игры и игрушки в группе. Маркируется и сама игровая зона и вся игровая система хранения для данной зоны. Маркеры идентичны! Для педагогов данный вариант тоже удобен, ведь они всегда будут знать, где что лежит.

Наблюдая за детьми: их общением друг с другом, отношениями приходишь к выводу, что многих конфликтных ситуаций в любых видах деятельности можно было бы избежать, если бы изначально в группе существовала определённая база правил, которая распространялась на различные виды деятельности ребёнка. Знакомство ребят с темой нормотворчества можно начинать в средней группе с того, что рассказала им о существовании в нашей жизни определённых правил, а так же о том, что некоторые правила для удобства обозначают в виде “знаков” правил.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы — нормотворческие.

Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновениями детских инициатив, при котором каждый ребёнок настаивает на своём варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берёт на себя ответственность за соблюдения правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы. На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть, либо приводят пример с помощью короткого рассказа. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.

На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могу рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря её проживанию в воображаемом плане.

На четвёртом этапе педагог просит детей встать в круг и поочереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создаётся обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

На пятом этапе педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребёнок высказывает своё мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.

На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребёнка предоставлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный “знак” правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

Восьмой этап связан с выполнением “знака” правила и выставление его на видное место.

В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этап, разделив лист бумаги на две части линией и попросить с левой стороны нарисовать сложившуюся ситуацию, а с правой нарисовать правильные действия в данной ситуации. И затем, встав в круг обсудить нарисованное вместе с детьми.

Наличие в детском саду зоны «Open space» позволяет реализовать идею разновозрастного сотрудничества, гибкого планирования и трансформации пространства по содержательным, а не только режимным основаниям. 

Зачем среда «Open Space»?
ϖ Предоставить возможность детям находиться без воспитателя. Отказ от позиции «Знайки», «Мальвины». Воспитатель: наблюдатель, по просьбе ребенка-тьютор.
ϖ Предоставить возможность ребенку заниматься тем, чего нет в группе. (мультстудия, студия звукозаписи, интерактивная песочница, робототехника).
ϖ Возможность ребенку трансформировать пространство по собственному замыслу (бросовый материал, мягкие модули, мебель на колесиках, рулоны
бумаги, куски ткани).

В условиях работы площадок у всех участников (детей, родителей) появится возможность свободно и самостоятельно передвигаться по игровому пространству, выбирать по собственной инициативе вид деятельности, общаться, взаимодействовать, презентовать свои проектные идеи.

Наличие в детском саду открытых игровых площадок позволит реализовать идею разновозрастного сотрудничества, гибкого планирования и трансформации пространства по содержательным (а не режимным) основаниям.

Вполне естественна потребность ребенка чуть расширить свою личную зону в незнакомом месте, принести туда частичку своего дома — это дарит уверенность и спокойствие, чувство защищённости и гармонии. Любимая игрушка, взятая в детский сад, маленький пупсик в кармане – детям такие вещи нужны как воздух. И это тоже личное пространство, к которому нельзя относиться пренебрежительно.

«Секретница» - это важный элемент индивидуального пространства ребенка в группе, так как это личная вещь ребенка, крепиться к стульчику, на котором есть картинка, точно такая же, как на кроватке, шкафчике, вешалке для полотенец.

Это секретный карманчик, в который ребенок может положить личную вещь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

  Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

Выступление из опыта работы "Инновационные образовательные технологии и мастерство педагогов ДОУ"

Материал из опыта работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Урень Нижегородской области о применении инновационных технологий педагогами в группах детского сада....

Выступление из опыта работы ДОУ «Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения»

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в вы...

Выступление на педагогическом совете Мастер-класс "Форма работы с дошкольниками по профориентации"

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации» Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использов...

Выступление на педагогическом совете "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ".

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...