Педагогический проект " Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Кондратьева Елена Викторовна

                                                          «Русский фольклор –душа русского искусства.

                                                                          И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

                                                                               Ребенку доступно и понятно народное творчество,

                                                                                          а значит и интересно. С фольклором малыш встречается                     

                                                                           раньше,  чем с литературой, и именно фольклор

                                                        является своеобразным проводником

                                            в прекрасный мир природы.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25eb9169a6124320868ac69368b24136.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  моей творческой презентации:  « Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников. »

                                                          «Русский фольклор –душа русского искусства.

И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

                                                                               Ребенку доступно и понятно народное творчество,

                                                                                          а значит и интересно. С фольклором малыш встречается                    

                                                                           раньше,  чем с литературой, и именно фольклор

                                                        является своеобразным проводником

                                            в прекрасный мир природы.»

         В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Для этого всем живущим на Земле, необходимо осознавать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими не менее значимыми видами. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней.

     Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, где красной нитью проходят вопрос о характере человека и природы, связанных с сохранением жизни на Земле.

   Пришло время взглянуть на воспитание и обучение дошкольника через призму новых открытий науки, как на открытую природную систему. Сама природа ставит перед Человечеством задачу воспитания Нового Человека с новым мышлением к окружающей его действительности, к природе. Необходима программа, в которой были бы сконцентрированы знания о развитии и воспитании ребёнка, согласно с последними познаниями Законов Мира для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных особенностей, способностей, талантов.

    В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

       В чем же заключается экологическое воспитание детей в период дошкольного детства?

   Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.

  В последние годы, наряду с  поиском  современных  моделей  воспитания, образования детей дошкольного возраста  возрастает интерес к устному народному творчеству, возрождаются  лучшие  образцы  народной педагогики. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

  Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению.

  Проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста получили объёмное методологическое освещение в творческом наследии О. Иогансона, А.А. Быстрова, Р.М. Басса, А.М. Степановой, Е.И. Волковой,  и других.

    Одним из вариантов методического обеспечения программы «Юный эколог» – содержательного стержня системы экологического воспитания – является технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по ознакомлению детей с природой с различными формами, сложившимися в русской народной педагогике.

     Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок,  потешек, загадок - осознать увиденное и услышанное. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение.

     Наличие произведений устного народного творчества на экологическую тему с одной стороны и отсутствие целенаправленной работы по использованию экологического фольклора с другой стороны, подтолкнуло меня на углубленное изучение данной проблемы.

    Следовательно проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, современна и достаточно сложна , поэтому её решение необходимо начинать как можно раньше.

    Фольклор - одно из действенных  и ярких   средств   ее,   таящий огромные   дидактические     возможности. Русская песня, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об  окружающем мире. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.

     Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией — тема  мало изученная и очень интересная. Этим и обоснована необходимость моей исследовательской работы.
Цель  моего исследования: выявить и  изучить  возможности фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 

- побуждать интерес к экологическим понятиям опираясь на устное народное творчество;

- разработать и внедрить элементы устного народного творчества для ознакомления детей с окружающим их природой ;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами фольклора ;

- познакомить с разными элементами устного народного творчества и показать ее взаимосвязь с живой природой;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

- прививать интерес к русскому устному народному творчеству;

- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство экологического воспитания.

Предмет исследования: эффективность использования фольклорных произведений в процессе формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:

1. Возрастное соответствие -  предлагаемые произведения устного народного творчества учитывают возможности детей дошкольного возраста.

2. Доступность предлагаемого материала.

3.Системность и постепенность его усвоения.

4.Преемственность- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

5.Наглядность -использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

6.Коллективное взаимодействие.

7.Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

В качестве средств экологического воспитания использовались:

- сказочные персонажи,

- игровые формы,

- чтение сказок  с дальнейшим их обсуждением,

- создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них,

Новизна проекта.

        Посредством  произведений устного народного творчества – формируется экологическое образование детей.  

        Работу по экологическому воспитанию  детей дошкольного возраста начала с  исследования  произведений устного народного творчества : народные сказки, потешки, загадки, считалки, пословицы , что позволило отобрать произведения , наиболее ценных с экологической точки зрения.

Потом разработала перспективный план по экологическому  воспитанию посредствам произведений устного народного творчества во всех возрастных группах

  • для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы:

- колыбельные песни,

 -потешки,

-считалки,

-короткие сказки,

-хоровод,

- фольклорно-игровыми занятиями;

  • в среднем возрасте большее место уделяется :

-загадки,

- считалки,

-народной сказке,

-пословицам,

-народные игры,

- праздники фольклорного содержания;

  • со старшими детьми можно использовать:

- народные песни,

-приговорки,

-приметы.

-занятия в этномузее.

Организуя работу по данному направлению, использовала  ведущие для дошкольников виды деятельности:

- игровую,

- коммуникативную,

-позновательно-исследовательскую,

- трудовую.

Для работы над этой проблемой нами были составлены:

1.Картотека народных игр с использованием русского народного творчества для развития двигательной активности детей.

2. Картотека потешек, пестушек экологической направленности.

3. Утренняя гимнастика с использованием русского народного фольклора

4. Картотека загадок, пословиц и поговорок.

Наш опыт показывает: сочетание экологического воспитания с народной педагогикой может носить всесторонне упорядоченный характер и охватывать такие параметры педагогического процесса, как развивающая среда, содержание и формы работы с детьми.

Наряду с обогащенной эколого-развивающей средой создается предметная этносреда, включающая мини-этно-музей русской и мордовской  культуры, комплекты предметов народного искусства, русских  и мордовских костюмов, детскую художественную литературу фольклорного содержания и народную игрушку. Предметы и обстановка этносреды позволяют включить фольклорное содержание в эколого-педагогический процесс работы с детьми всех возрастных групп.

   Одновременно шла работа с родителями по использованию фольклора в экологическом воспитании  дошкольников. Выяснилось, происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Отношению к миру дети учатся у нас, взрослых , часто принимая всё на веру  и не требуя доказательств.

 На первом собрании провели анкетирование родителей, в котором выяснялось их в целом положительное отношение к фольклору, в частности в экологическом воспитании. Было выявлено, что большая часть  родителей знают произведения  устного и народного творчества, но прибегают к ним редко.

    В работе с родителями используются все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей. Проводятся беседы, консультации, оформляем тематические ширмы, родительские собрание, где рассказываем о своей работе с детьми. Оформили экологический стенд «Стань другом природы», где размещаю стихи, пословицы, народные приметы, пословицы и поговорки. Родители принимают активное участие в озеленении и оформлении нашего участка.

Оценку результативности экологического воспитания осуществляла на основе использования  системы объективных критериев.

УРОВНИ

Начало года

Конец года

%

%

ВЫСОКИЙ

8

50

СРЕДНИЙ

75

50

НИЗКИЙ

17

0

Для наглядности результаты мониторинга представлены в диаграмме.

           

Из таблицы видно, по результатам мониторинга - наблюдается положительная динамика в использовании фольклора в  экологическом воспитании детей .

Таким образом, через детский фольклор детям становится ближе и понятнее мир природы, животный мир, дети лучше запоминают названия животных, их внешний вид, повадки и т.д. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами детский фольклор вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование  экологических представлений о живой природе.

Заключительная часть моего проекта.

 Ожидаемый результат:

- сформировать  экологическое мышления дошкольников, которое приблизит  его к реальной жизни,

- социализация ребёнка, постепенный переход с позиции « ребёнок- наблюдатель» на позицию « ребёнок- участник» в практической деятельности.

В заключении хотелось бы отметить: познавательная ценность и воспитательное значение образного языка устного фольклора помогает воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Неоценимую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывет фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитани...

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края...

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....

Семинар «Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников».

Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя…Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всес...

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....