Пояснительная записка, тематическое планирование к программе по гармонизации детско-родительских отношений в диаде мама (папа) – ребенок «ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»
материал на тему
В современных условиях психолого-педагогических взаимоотношений между родителями и детьми, остро встает проблема педагогической некомпетентности родителей в воспитании своего ребенка. Эта некомпетентность, в свою очередь, порождает дисгармонию в детско-родительских отношениях, накладывает негативный отпечаток на формирующуюся личность ребенка.
Актуальность реализации данной программы обусловлена увеличением количества обращений родителей дошкольников с проблемами развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер: повышенной тревожностью, агрессивностью, страхами, неадекватной самооценкой, неуверенностью, замкнутостью, нарушением поведения.
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи семьям, по налаживанию семейных взаимоотношений являются, совместные с психологом, занятия в диаде «мать-ребенок» или «отец-ребенок». Реализация программы «Хорошо там, где меня понимают», позволит семьям с нарушениями детско-родительских взаимоотношений перейти на новый уровень воспитания: гармонии и взаимопонимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_temat.planirovanie_k_programma_mama-rebenok_ovada.doc | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Весна» г.Волгодонска
ПРОГРАММА
по гармонизации детско-родительских отношений
в диаде мама (папа) – ребенок
«ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»
Автор:
А. В. Овада.,
педагог-психолог
г. Волгодонск 2016
Содержание
- Психолого-педагогическая программа
- Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена……………………………………
- Участники программы………………………………………………..
- Цели и задачи программы……………………………………………
- Научные, методологические и методические основания программы……………………………………………………………..
- Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач…….
- Структура и содержание программы (перечень и описание программных мероприятий)………………………………………….
- Используемые методики, технологии, инструментарий со ссылкой на источники……………………………………………………………
- Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы…………………………………………
- Способы, обеспечивающие гарантии прав участников программы….
- Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)……………………………………………………
- Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы……………………………………………………………….
- Сроки и этапы реализации программы……………………………….
- Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые) …………………………………………………………………
- Система организации внутреннего контроля за реализацией программы………………………………………………………………...
- Критерии оценки достижения планируемых результатов…………
- Сведения практической апробации программы на базе образовательного учреждения…………………………………………..
- Содержание занятий……………………………………………………
II. Приложение
Приложение 1. …………………………………
Приложение 2. …………………………………
Приложение 3…………………………………..
III. Список литературы…………………………………………………
I. Психолого-педагогическая программа
- Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена.
Данная программа относится к профилактическим психолого-педагогическим программам, направленных на профилактику нарушений в сфере детско-родительских отношений, решение проблем развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер ребенка.
Гармоничное воспитание ребенка в семье невозможно без любви к нему, без знания его возрастных особенностей и потенциальных возможностей, без учета его интересов и потребностей.
В дошкольном возрасте значимую роль в развитии личности ребенка играет взрослый. Эта зависимость обусловлена тесной эмоциональной привязанностью малыша к родителю. Именно близкие взрослые – родители, знакомят ребенка с окружающим миром, закладывая основы формирования личности ребенка, направляя его поведение и деятельность. Так, А.С. Макаренко говорил: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть. Свои убеждения младшему поколению».
В современных условиях психолого-педагогических взаимоотношений между родителями и детьми, остро встает проблема педагогической некомпетентности родителей в воспитании своего ребенка. Эта некомпетентность, в свою очередь, порождает дисгармонию в детско-родительских отношениях, накладывает негативный отпечаток на формирующуюся личность ребенка.
Актуальность реализации данной программы обусловлена увеличением количества обращений родителей дошкольников с проблемами развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер: повышенной тревожностью, агрессивностью, страхами, неадекватной самооценкой, неуверенностью, замкнутостью, нарушением поведения.
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи семьям, по налаживанию семейных взаимоотношений являются, совместные с психологом, занятия в диаде «мать-ребенок» или «отец-ребенок». Реализация программы «Хорошо там, где меня понимают», позволит семьям с нарушениями детско-родительских взаимоотношений перейти на новый уровень воспитания: гармонии и взаимопонимания.
- Участники программы: дети 4 – 6 лет, их родители (законные представители).
- Цели и задачи программы:
Целью данной программы является профилактика нарушений в сфере детско-родительских отношений, решение проблем развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер ребенка.
Необходимость реализации данной программы обусловлена решением ряда задач:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- Развитие коммуникативных навыков у детей путем взаимодействия в паре с родителем (законным представителем);
- Развитие познавательной и двигательной активности детей дошкольного возраста;
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Предмет программы – нарушения детско-родительских взаимоотношений, нарушения развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер ребенка.
Объект программы – дети 4 - 6 лет, имеющие трудности развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер, вызванные дисгармонией в детско-родительских отношениях.
4. Научные, методологические и методические основания программы.
В отечественной практике оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), столкнувшимся с трудностями во взаимодействии с детьми, работа психолога в основном сводится к консультативной работе и выработке рекомендаций. Анализ научно-методической литературы позволил выявить небольшое количество исследований, касающихся работы с детско-родительской парой, это, в свою очередь, свидетельствует об актуальности работы психолога в данном направлении. К числу исследователей, занимающихся вопросом работы с детско-родительской парой, относятся: А. Адлер, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, А. Фрейд).
Методологические и теоретические основы работы с детско-родительской парой составили следующие психолого-педагогические принципы реализации программы:
- Принцип индивидуальности предполагает учет типа детско-родительских отношений, уровень общего состояния ребенка;
- Принцип доступности предполагает учет возрастных особенностей и психологических особенностей ребенка;
- Принцип наглядности предполагает демонстрацию упражнений, моделирование ситуаций, игр, подтверждая объяснение, помогает ребенку их выполнить;
- Принцип систематичности и последовательности предполагает непрерывность, регулярность, планомерность процесса обучения, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
- Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
5. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.
Программа «Хорошо там, где меня понимают» представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логической последовательности.
Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей 4 - 6 лет. Программа строится на основе игровых упражнений, направленных на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений: установление эмоциональных связей, формирование навыков эффективного взаимодействия между родителем (законным представителем) и ребенком, предупреждает возникновение нарушений развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер.
Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра, именно этим обусловлен выбор игровой подачи коррекционно-развивающего материала. Игра – эффективная форма коррекции детско-родительских отношений, психического развития ребенка. Игра способствует воссозданию самых различных отношений и связей в системе «ребенок-родитель». Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на:
- Создание позитивного настроя на работу;
- Формирование умения выразить свои чувства словами;
- Формирование согласованности действий;
- Формирование умения работать в паре;
- Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
- Формирование эмпатийного общения;
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
6. Структура и содержание программы (перечень и описание программных мероприятий).
Структура программы (этапы реализации):
1. Диагностический этап проводится на первой встрече и на заключительном занятии психолога с детско-родительской парой. Цель: диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня развития коммуникативных навыков у детей.
Диагностические методики для родителей: опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений) (Приложение 1), опросник измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера (Приложение 2), тест – опросник родительского отношения (Приложение 3).
Диагностические методики для детей: методика кинетический рисунок семьи (КРС) Р. Бернс, С. Кауфман (Приложение 4), методика «Три дерева» Э. Клессман (Приложение 5), методика «Лесенка» В.Г. Щур (Приложение 6), цветовой тест Люшера (для детей 5-6 лет) (Приложение 7).
2. Коррекционно-развивающий этап. Цель: гармонизация детско-родительских отношений, формирование навыков эффективного взаимодействия. Коррекционно-развивающий предполагает реализацию программного материала в работе с детско-родительской парой.
3. Завершающий. Цель: оценка эффективности проведенной работы, рефлексия полученного опыта. Завершающий этап включает в себя семинар-практикум для детско-родительских пар, окончивших работу по программе и обратную связь (заполнение родителями анкеты по оценке эффективности работы в детско-родительской паре) (Приложение 8).
Структурные компоненты занятий:
Программа включает в себя 15 коррекционно-развивающих занятий продолжительностью 20 – 25 минут и заключительный семинар-практикум «Мы вместе!».
Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов в кабинете педагога-психолога.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
1 часть «Вводная». Цель вводной части занятия - установление эмоционального контакта между участниками мини-тренинга, настрой на совместную работу. Основные упражнения данной части – приветствия, и игры с именами.
2 часть «Рабочая». Цель рабочей части занятия – раскрытие основной смысловой нагрузки занятия. Основные упражнения – этюды, игры, направленные на развитие коммуникативной и эмоционально-личностной сфер ребенка (элементы сказкотерапии с импровизацией, элементы психодрамы и арт-терапия, психогимнастические упражнения).
3 часть «Завершающая». Цель завершающей части занятия – закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные упражнения – методы релаксации, ритуалы завершения занятия, артерапия, музыкотерапия).
Методы и приемы работы: психологические упражнения и игры, сюжетно-ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, пескотерапия, психогимнастика, релаксация.
7. Используемые методики, технологии, инструментарий со ссылкой на источники.
Для отслеживания эффективности реализации программы используются следующие методики (для родителей):
- Опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений). Источник: Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 288 с. (От детского сада к школе).
- Опросник измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера. (методика PARI). Источник: Настольная книга психолога-практика: руководство по использованию теории на практике / Е. Ежова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 330 с.: ил. – (Психологический практикум).
- Тест-опросник родительского отношения. Источник: Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 288 с. (От детского сада к школе).
Методики для детей:
- Методика кинетический рисунок семьи (КРС) Р. Бернс, С. Кауфман. Источник: Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 288 с. (От детского сада к школе).
- Методика «Три дерева» Э. Клессман.
- Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
- Восьмицветовой тест Люшера (для детей 5-6 лет). Источник: Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская. – М.: «Когито-Центр», 2008. – 63 с. Изд. 7-е, стереотипное. (Психологический инструментарий).
8. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.
- Чрезмерная расторможенность ребенка;
- Низкий интеллект.
9. Способы, обеспечивающие гарантии прав участников программы.
- Педагог-психолог в работе учитывает положения основных правовых документов: Конституции РФ, Конвенциии о правах ребенка, Федерального закона об образовании в Российской Федерации, Базового компонента деятельности педагога-психолога, порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, Концепции дошкольного воспитания, должностной инструкцией педагога-психолога в ДОУ.
10. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов).
Ребенок и родитель соблюдают правила поведения на занятиях (которые оговариваются на первом занятии):
- соблюдение правил работы в паре;
- соблюдение принципов взаимоуважения и взаимопонимания.
Педагог-психолог ответственен за происходящее на занятиях в пределах своей компетенции:
- за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;
- за адекватность использования диагностических, развивающих, образовательных методов и методик, обоснованность рекомендаций.
Психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб личности ребёнка и его окружению.
Родители (законные представители) воспитанников в письменном виде дают согласие на коррекционную работу с ребёнком и имеют право отказаться от занятий.
11. Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы.
Для занятий необходимо достаточное по размеру, проветриваемое помещение, соответствующее требованиям СанПиН.
Необходимое оборудование: пуфики с гранулами, удобные кресла, журнальный столик, магнитный мольберт, музыкальный проигрыватель, картотека музыки для релаксации, световой стол для пескотерапии, прозрачная пузырьковая колонна с рыбками.
Необходимый инструментарий: цветные карандаши, фломастеры, краски, альбом для рисования, белые листы А-4 и А-3.
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы: доступ к сети интернет, методический кабинет ДОУ.
12. Сроки реализации программы.
Занятия с детско-родительской парой проводятся по мере поступления запроса на работу с возникшими трудностями в детско-родительских взаимоотношениях, проблемах в развитии эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер ребенка.
13. Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые):
- Налаживание детско-родительских отношений;
- Овладение родителями некоторыми приемами эффективного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста;
-Формирование умения у родителей замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка;
- Умение родителей уважать желания и потребности ребенка;
- Умение родителей быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.
Психолого-педагогическая программа утверждается заведующим муниципального бюджетного образовательного учреждения и принимается педагогическим советом ДОУ. Контроль за реализацией программы осуществляется руководителем муниципального бюджетного образовательного учреждения.
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов.
По завершении реализации программы педагог-психолог проводит выходную диагностику, знакомит с результатами родителей.
Для оценки эффективности программы рассматривается динамика изменения следующих показателей:
- Доминирование в родительском отношении к ребенку «принятия», «кооперации»;
- снижение отклонения цветопредпочтения от аутогенной нормы (по методике Люшера);
- снижение процентного показателя тревожности (по методике Люшера);
- сформированная адекватная самооценка (по методике «Лесенка»).
16. Сведения практической апробации программы на базе образовательного учреждения.
Программа апробировалась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Весна» г. Волгодонска, Ростовской области.
Программа апробировалась в течение первого учебного полугодия 2016-2017 уч.г.. За время реализации программы было охвачено 6 детско-родительских пар (12 человек).
На первом этапе (диагностическом) с целью создания организационных условий, обеспечивающих реализацию программы была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, проведена диагностика детско-родительских отношений и диагностика развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер детей.
С учётом результатов диагностики была организована реализация второго этапа (коррекционно-развивающего) программы – непосредственно проведение психокоррекционных занятий в соответствии с планом.
На заключительном этапе реализации программы «Хорошо там, где меня понимают» проводилась оценка эффективности проведенной работы, рефлексия полученного опыта.
Результаты работы с детско-родительской парой по программе «Хорошо там, где меня понимают» представлена в таблицах.
Таблица 1
Данные по результатам опросника АСВ (анализ семейных взаимоотношений)
за первое полугодие 2016-2017 уч.г.
Этапы диагностики | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции «П» (Г+, Г-) | Полнота удовлетворения потребностей «У» | Степень предъявления требований «Т» | Степень запретов «З» | Строгость санкций «С» | |
Входная | + | + | + | ± | ± |
Выходная | ± | + | ± | ± | ± |
Примечания:
«+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания;
«-» означает недостаточную выраженность;
«±» означает адекватную выраженность черты.
Уровень протекции представлен полярными понятиями «Гиперпротекция» (Г+) и «Гипопротекция» (Г-). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания. При гипопротекции ребенок оказывается на периферии внимания родителей.
Полнота удовлетворения потребностей представлена «Потворствованием» (У+) и «Игнорированием потребностей ребенка» (У-). При «потворствовании» родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. Игнорирование потребностей ребенка характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей ребенка.
Степень предъявления требований представлена «Чрезмерностью требований-обязанностей» (Т+) и «Недостаточностью требований-обязанностей» (Т-).
Степень запретов представлена «Чрезмерностью требований-запретов» (З+) и «Недостаточность требований-запретов» (З-).
Строгость санкций представлена «Чрезмерностью санкций (наказаний)» (С+) и «Минимальностью санкций (наказаний)» (С-).
Данные по результатам опросника измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера (методика PARI)
за первое полугодие 2016-2017 уч.г.
№ п/п | Аспекты-признаки | Этапы диагностики | |
Входная | Выходная | ||
Вербализация | + | + | |
Чрезмерная забота | + | ± | |
Зависимость от семьи | + | ± | |
Подавление воли | ± | ± | |
Ощущение самопожертвования | ± | ± | |
Опасение обидеть | + | ± | |
Семейные конфликты | ± | ± | |
Раздражительность | ± | ± | |
Излишняя строгость | ± | ± | |
Исключение внутрисемейных влияния | ± | ± | |
Сверхавторитет родителей | ± | ± | |
Подавление агрессивности | + | ± | |
Неудовлетворение ролью хозяйки | ± | ± | |
Партнерские отношения | ± | ± | |
Развитие активности ребенка | ± | ± | |
Уклонение от конфликта | ± | ± | |
Безучастность мужа | ± | ± | |
Подавление сексуальности | ± | ± | |
Доминирование матери | + | ± | |
Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка | ± | ± | |
Уравнение отношения | ± | ± | |
Стремление ускорить развитие ребенка | + | ± | |
Несамостоятельность матери | ± | ± |
Примечания:
«+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания;
«-» означает недостаточную выраженность;
«±» означает адекватную выраженность черты.
Данные по результатам опросника родительского отношения
за первое полугодие 2016-2017 уч.г.
Этапы диагностики | Выраженность черт родительского отношения | ||||
Принятие -отвержение | Кооперация | Симбиоз | Авторитарная гиперсоциализация | Маленький неудачник | |
Входная | ± | ± | + | + | ± |
Выходная | ± | ± | ± | ± | ± |
Примечания:
«+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания;
«-» означает недостаточную выраженность;
«±» означает адекватную выраженность черты.
Данные по результатам методики «Лесенка» В.Г. Щур
за первое полугодие 2016-2017 уч.г.
Этапы диагностики | Уровень самооценки | ||
Адекватная | Неадекватная (заниженная) | Неадекватная (завышенная) | |
Входная | - | + | - |
Выходная | + | - | - |
Данные по результатам восьмицветового теста Люшера
(суммарного отклонения цветопредпочтения от аутогенной нормы СО и превышении вегетативного коэффициента ВК )
за первое полугодие 2016-2017 уч.г.
Этапы диагностики | Показатели цветовых предпочтений | |
СО (суммарное отклонение) | ВК (вегетативный коэффициент) | |
Входная | 25 | 9 |
Выходная | 9 | 21 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ К ПРОГРАММЕ
«ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»
№ п/п | Тема занятия | Цели, задачи занятия | Содержание занятий |
1. | Занятие 1 | - Создание позитивного настроя на работу; - Формирование умения выразить свои чувства словами; - Развитие творческого мышления; - Развитие эффективного невербального общения; - Формирование навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения. | Упражнение «Ласковое слово»; Упражнение «Рисунок семьи»; Упражнение «Мостик»; Упражнение «Воздушные шарики»; Упражнение «Птички». |
2. | Занятие 2 | - Создание позитивного настроя на работу; - Развитие творческого мышления и воображения; - Формирование навыков эффективного взаимодействия; - Формирование согласованности действий; - Развитие навыков саморегуляции; | Упражнение «Что можно сделать с предметом»; Упражнение «Ведущие и ведомые»; Упражнение «Что говорит тебе кукла» Упражнение «Палуба» |
3. | Занятие 3 | - Создание позитивного настроя на работу; - Развитие умения выражать свои чувства словами; - Формирование согласованности действий; - Отработка навыков эффективного взаимодействия; - Формирование доверия ребенка к родителю на телесном уровне; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения. | Упражнение «Мне нравится» Упражнение «Двое с одним фломастером» Упражнение «Доверие» Упражнение «Двое с одним фломастером» Упражнение «Воздушный шарик» |
4. | Занятие 4 | - Создание позитивного настроя на работу; - Развитие внимания и эмпатии в детско-родительских отношениях; - Развитие творческого мышления и воображения; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения. | Упражнение «Я и мама (папа)» Упражнение «Слепое слушание» Упражнение «Каракули» Упражнение «Облака» Упражнение «Полет высоко в небе» |
5. | Занятие 5 | - Создание позитивного настроя на работу; - Развитие эффективного вербального и невербального общения; - Формирование непосредственности в общении; - Развитие тактильной чувствительности; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Совместное творчество» Упражнение «Снеговички» Упражнение «Знакомство с песком» Упражнение «Необычная радуга» |
6. | Занятие 6. | - Создание позитивного настроя на работу; - Развитие чувства семейной общности; - Развитие эффективного вербального и невербального общения; - Развитие тактильной чувствительности; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Семейные заповеди» Упражнение «Согласованные действия» Упражнение «Песочный дождик» Упражнение «Водопад» |
7. | Занятие 7. | - Формирование чувства семейной общности; - Развитие навыков эмпатийного общения; - Развитие тактильной чувствительности; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Расскажи о себе» Упражнение «Коллаж семьи» Упражнение «Семья песочной страны» Упражнение «Лимон» |
8. | Занятие 8. | - Формирование навыков эффективного взаимодействия; - Развитие творческого мышления и воображения; - Развитие навыков эмпатийного общения; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Домик» Упражнение «Семейный мешочек» Упражнение «Цветик-семицветик» Упражнение «Спаси птенца» |
9. | Занятие 9. | - Формирования навыков эффективного взаимодействия; - Развитие тактильной чувствительности; - Развитие творческого мышления и воображения; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Моя, мамина (папина) рука» Упражнение «Дорисуй фигуру» Упражнение «Чемодан в дорогу» Упражнение «Кулачки» Упражнение «Прекрасный сад» |
10. | Занятие 10. | - Укрепление чувства семейной общности; - Развитие понимания собственного эмоционального состояния и состояния окружающих; - Обучение выражению чувств и эмоций через творчество; - Развитие навыков работы в паре; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Цветок» Упражнение «Семейный герб» Упражнение «Песочный телеграф» Упражнение «Мороженное» Упражнение «Порхание бабочки» |
11. | Занятие 11. | - Укрепление чувства семейной общности; - Формирование навыков эффективного взаимодействия; - Развитие творческого мышления и воображения; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Жизненный девиз» Упражнение «Если бы» Упражнение «Песочный ветер» Упражнение «Воздушные шарики» Упражнение «Тихое озеро» |
12. | Занятие 12. | - Развитие сотрудничества и навыков работы в паре; - Формирование согласованности действий; - Развитие эффективного вербального общения; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Совместные дела» Упражнение «Один карандаш» Упражнение «Командир-подчиненный» Упражнение «Снежная баба» |
13. | Занятие 13. | - Активизация эмоционально-телесных связей; - Развитие навыков эффективного взаимодействия; - Развитие тактильной чувствительности; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Узелок» Упражнение «Песочные прятки» Упражнение «Найди отличие» Упражнение «Птички» |
14. | Занятие 14. | - Активизация эмоционально-телесных связей; - Укрепление чувства семейной общности; - Формирование внутренней свободы, раскованности, умения подражать; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Объятия» Упражнения «Тень» Упражнение «Потрет» Упражнение «Солнышко и тучка» Упражнение «Черепаха» |
15. | Занятие 15. | - Укрепление чувства семейной общности; - Формирование эмоциональной близости; - Активизация эмоциональных связей; - Развитие навыков саморегуляции; - Снятие эмоционального и физического напряжения; | Упражнение «Мы с тобой похожи» Упражнение «Да и нет» Упражнение «Старые фотографии» Упражнение «Маленький зверек» |
16. | Семинар – практикум «Мы вместе»! | - Закрепление положительных результатов работы по программе «Хорошо там, где меня понимают»; - Гармонизация детско-родительских взаимоотношений; - Создание условий активизации эмоциональных связей между детьми и родителями; - Обучение участников адекватным формам выражения чувств и эмоций; - Снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование навыков саморегуляции. | Упражнение «Самопрезентация» Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто» Упражнение «Найди своих родителей» Упражнение «Послушные-непослушные котята» Упражнение «Знаем ли мы своих детей» Упражнение «Облака» |
Список используемой литературы
- Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – ТЦ Сфера, 2003 г.
- Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком как?: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003 г.
- О.В. Евтихов. Практика психологического тренинга. – СПб., 2005 г.
- Р.Р. Калина. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб., 2002 г.
- Е.К. Лютова., Г.Б. Монина. Треннинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005 г.
- И.М. Марковская. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Изд. «Речь» Санкт-Петербург 2000 г.
- В.В. Столина. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под редакцией А.А. Бодалева: - М.: 1989 г.
- К. Фопель. Как научить детей сотрудничать?. – СПб., 2004 г.
- Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстикс. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО «Издательство Питер», 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
Пояснительная записка к планированию занятий в изобразительной студии....
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию
Музыка играет огромную роль в развитии личности вообще и ребенка в частности. Основные задачи музыкального воспитания ребенка:Развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возмо...
Сценарий детско-родительского клуба входного дня "Мама, папа, Я - творческая семья"
Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке....
Тренинг гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»
Цель данного тренинга- Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений...
Календарно-тематическое планирование подготовительная группа Тема недели: «Начинается семья с мамы, папы и меня»
Календарно-тематическое планирование подготовительная группаТема недели: «Начинается семья с мамы, папы и меня»Цель: формировать у детей понятие важности и ценности семьи, о том, как она п...