Тренинг гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»
статья (подготовительная группа)
Цель данного тренинга- Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Левчук Людмила Андреевна,
МБДОУ № 196 г.Кемерово
Тренинг гармонизации детско-родительских отношений
«Я понимаю своего ребенка»
Цель данного тренинга- Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи: Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания. Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.
Методы и приемы: Игровые методы (игры и упражнения), беседа, лекция, групповые техники, телесно-ориентированные игры, притча, игры на сплочение группы.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши, лента, пословицы, разрезной информационный материал «Я говорю – я чувствую», музыкальное релаксационное сопровождение, видеоролик «Что такое счастье», мультимедийная презентация.
Категории: Родители.
Продолжительность проведения тренинга: 1,5 – 2 часа.
Ход тренинга:
- «Вводное слово».
Воспитатель приглашает родителей (12-16 участников) занять места на стульях, расположенных по кругу.
«Здравствуйте дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».
- «Принятие правил работы в группе».
Для начала давайте примем правила работы в нашей группе. Воспитатель напоминает о групповых правилах (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему).
- Упражнение «Приветствие».
Участникам предлагается по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут … В детстве я был(а)» Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.
- Упражнение «Перебежки».
Необходимо встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;
- те, у кого дома есть кошка;
- те, кто любит ходить в кино;
- те, у кого один ребенок;
-те, кто любит танцевать;
-те, у кого в семье есть мальчик и девочка;
-те, кто любит синий цвет;
-те у кого хорошие отношения с детьми.
- Упражнение «Солнце любви».
Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг нас кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но, мне кажется, мы всегда должны успевать говорить теплые и добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Воспитатель: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как солнышки». Предлагаю вам взять это солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома теплом и счастьем.
- Игровое упражнение «Родительские установки».
Воспитатель приглашает родителей объединиться в пары и преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника – «Ребенка».
Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:
- «Иди я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
- «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
- «Все я в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.
- Мини-лекция психолога «Принцип безусловного принятия».
Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребенка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребенка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребенка значит, любить его не за то, что он красивый, умный способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнешь помогать по дому (слушаться)».
Прислушиваемся: в этих фразах ребенку сразу сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Удовлетворение потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных потребностей у ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы они не были нежелательными или непозволительными.
- Психологическая зарядка (методика энерго - пластики).
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!».
- Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!».
- Руки в стороны, делая вращения руками повторять: «На пути у меня нет преград, все получиться, так как надо!».
- Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!».
- Сложив руки в замок, делая глубокий вздох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получится!».
- Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».
Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.
Наша встреча, показала, какие мы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, ни когда не теряйтесь и всегда оставайтесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.
Я хочу рассказать одну притчу о вас – мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.
- Притча «Ангел» (под музыку «Аве Мария»).
За день до своего рождения ребенок спросил у бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, и сказал снова:
- Здесь на небесах я только пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- твой Ангел будет петь, и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой.
В тот момент с Земли начали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже скажи мне, как зовут моего Ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…
Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями».
- Рефлексия.
Воспитатель: вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.
- Возможные вопросы для рефлексии:
- Что вы приобрели нового?
- Что хотелось бы себе пожелать?
- Что больше всего понравилось?
- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете почему?
- Как вы собираетесь притворить в жизнь свои достижения?
- Упражнение «Аплодисменты».
Мы с вами хорошо поработали. И в завершении, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
- Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей»
В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений с детьми и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших деток в саду и дома.
Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!
До новых встреч.
Список литературы:
- Бенилова С.Ю. «Доброжелательные взгляды на общение с детьми» - М 2002.
- Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб Речь 2005.
- Синягина Н.Ю. «Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений» - М Владос 2001.
- Турлыгина Д.Л. Матвеева М.В. «Практические рекомендации для специалистов по проведению совместных занятий родителей с детьми – М 2011.
- Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», «Психологические игры, упражнения, сказки» - М Генезис 2006.
- Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» - М Генезис 2005.
- Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» - Серия «Арт-терапия» - СПб 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка, тематическое планирование к программе по гармонизации детско-родительских отношений в диаде мама (папа) – ребенок «ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»
В современных условиях психолого-педагогических взаимоотношений между родителями и детьми, остро встает проблема педагогической некомпетентности родителей в воспитании своего ребенка. Эта некомпетентн...
детско-родительский тренинг "Я понимаю своего ребенка"
Целью этого тренинга является обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми и гармонизация детско-родительских отношений....
Презентация для психолога по созданию условий личностного, социального благополучия ребенка с ОВЗ и гармонизации детско-родительских отношений.
Консультация в виде презентации для педагогов-психологов, психологов, работающих в области "Особое детство" по проблеме гармонизации детско-родительских взаимоотношений и созданию условий ли...
Клуб семейного дизайна «Умное родительство». Практикум по здоровьесбережению «Здоровье семьи сегодня - успешность ребенка завтра». Формирование культуры здоровья семьи, гармонизация детско-родительских отношений
В рамках встречи клуба семейного дизайна «Умное родительство», представлена методическая разработка массового мероприятия с элементами практикума «Здоровье семьи сегод...
Мастер-класс для родителей на тему: «Учимся общаться с ребенком» гармонизация детско-родительских отношений
Предоставлен материал по гармонизации детско-родительских отношений....
Занятие с элементами тренинга по гармонизации детско-родительских отношений «Путешествуем вместе!»
установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга....
Тренинг детско-родительских отношений "Я понимаю своего ребенка"
Материал для педагогов-психологов...