Отчет по самообразованию ТЕМА: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка (средняя группа) на тему

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ekologiya_novoe_2.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 283

структурное подразделение №8

Отчет  по самообразованию

ТЕМА: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

       

                                      Выполнила воспитатель

                                                                                        средней группы 40/8

                                                                                       Мкртчян Аракся Кайцеровна

                                           

                            2015-2016 учебный год

       

                              Введение

        «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

                                                         

Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

– биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

– социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

– прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:

– всё связано со всем;

– всё куда-нибудь девается;

– всё что-нибудь да стоит;

– природа знает лучше.

Задачи экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно цело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом (карточки «Дуб и сосна») и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров. Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё.

В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

Для занятий используем наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Выбор моей темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе. Проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время, вместе с тем становится чрезвычайно сложно. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства сопричастности к родному краю, родной станицы. Прежде чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» Т. Г. Филипова «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке» О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир» Комплексные занятия по Программе: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, М. А. Васильевой   средняя   группа.

Работая по программе «От рождения до школы», в своей работе я так же использовала методические разработки Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Кондратьевой Н.Н. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада, Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»

Кроме этого, мной велась большая работа с родителями: были подготовлены консультации для родительского уголка, в папке – передвижке размещались экологические игры и перечень художественной литературы для детей экологического содержания, родители участвовали в экскурсиях, природоохранных акциях и выставках книг экологического содержания.

Опираясь на результаты мониторинга можно сказать, что использование системного подхода в работе с дошкольниками на протяжении одного года позволило обеспечить положительную динамику в освоении детьми программного содержания экологического характера.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

– экологические занятия;

– экологические экскурсии;

– уроки доброты;

– уроки мышления;

– экологические конкурсы;

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант;

– коллекционирование;

– экологические праздники;

– экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

– экологические сказки;

– инсценировки.

Актуальность.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

На первом этапе работы мной были проведено анкетирование родителей и интервьюирование детей с целью выявления их экологической компетентности. Анализ результатов анкетирования родителей, интервьюирования детей и первичный мониторинг в средней группе, показал, что дети имеют не систематичные разрозненные знания экологического характера, а родители имеют не очень высокий уровень экологической культуры и не уделяют особого внимания уровню развития детей в этом направлении.

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду. 

 Способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Ожидаемый результат

 Расширение кругозора детей о природе и её обитателей.

 Улучшение предметно-развивающей среды.

 Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление

творчества.

        Планируемые мероприятия

    Сроки

Сбор и анализ литературы по данной теме

Сентябрь

Составление плана

Октябрь

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.

Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»

Коммуникации: рассказ по картине Левитан

«Березовая роща» Описание берёзы.

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Октябрь-Ноябрь

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

Наблюдения за обитателями живого уголка.

Чтение художественная и познавательная по теме,

Загадывание загадок.

Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр»

Аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».

Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»;

Конструирование: «Ферма кота Матроскина».

Оригами-животные.

Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»

Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует

Ноябрь-декабрь

Наблюдение за птицами на кормушке.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».

Чтение художественной литературы.

Загадывание загадок.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели»

Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой»

Инсценеровка  «Зимующие птицы»

Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири.»

Аппликация «Поющий соловей»

Коллективная работа из пластилина «снегири на дереве»

Декабрь-март

Беседы о цветах:

«Кто живет на подоконнике?»

Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Рисование «Комнатный цветок»

Загадывание загадок

Март-апрель

Насекомые

Наблюдения за насекомыми

Беседы «Таинственный мир насекомых»

Коллективная работа «Милые букашечки»

Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок»

Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Инсценировка «Муха-цакатуха»

Апрель

Реализация проекта «Зимующие птицы» и «Домашние животные»

Март-апрель

Презентация «Предметный мир» 

Май          

                                     

                                           

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

 сформированы начала экологической культуры у детей;

 сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

 дети учатся практическим действиям по охране природы;

 развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

 у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Результативность: итоги первичного мониторинга во второй младшей группе показали, что дети имеют не систематичные разрозненные знания экологического характера. Исходный уровень развития распределялись следующим образом: низкий уровень – 30%, средний –70 %, высокий - 0%. В результате работы, на конец учебного года  результаты следующие: низкий уровень – 15%, средний – 35%, высокий - 50%.

В средней группе следующие показатели на начало года:

низкий уровень – 10%, средний – 50%, высокий - 40%;

В настоящий период: низкий уровень –5%, средний –30%, высокий- 65%.

Литература.

  1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

        2.  Федеральный Государственный Образовательный стандарт

        3. П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

       4. М. В. Лучич «Детям о природе».

        5.Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

        6.Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

        7.П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

        8.В.Дрязгунова «Дидактические

игры для ознакомления детей с растениями»

       

         9. С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду»

       

10. М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия)

11. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»

Приложение

Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Покажи стебель, лист, цветок.

11. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

12. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

13. Одень куклу соответственно погоде и сезону

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

15 – 22 баллов – низкий уровень

23 – 35 – средний уровень

36 – 45 – высокий уровень

Диагностика экологических знаний детей средней группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

6. Назови и покажи домашних птиц

7. Расскажи, как выросла птичка?

8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке

10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)

13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

15. Что нужно, чтобы растение росло?

16. Что произойдёт, если растение не поливать?

17. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

15 – 22 баллов – низкий уровень

23 – 35 – средний уровень

36 – 45 – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...