Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Курзина Светлана Александровна
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию детей
младшего дошкольного возраста
«Дети и природа»

Вид проекта: творческо-исследовательский, познавательно- информационный

Участники: дети, родители, педагоги

Продолжительность: долгосрочный


Актуальность
 проекта:

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Ocoбoe значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

1. Формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально- доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы.

4. Сотрудничество с родителями в вопросах экологического воспитания детей.

Ожидаемые результаты:

1. Получение детьми первичных представлений о природе, многообразии животного и растительного мира, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы.

2. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Этапы реализации проекта:

1 этап — Подготовительный

2 этап — Основной

3 этап — Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

1. Проведение мероприятий в группе.

3. Сотрудничество с семьёй: консультации, совместное творчество родителей с детьми из природного материала и др.

Заключительный этап

1. Создание сборника дидактических игр по экологии

2. Создание фотоальбома «Дети и природа»

Формы реализации проекта:

Игры -занятия

Наблюдения.

Познавательное чтение.

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Основной этап:

Работа с детьми:
Сентябрь:                                                                Приложение 1
НОД по познавательному развитию
Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят».

Программные задачи:
 Образовательные:- давать элементарные представления об осенних изменениях в природе;

  -Формировать умения определять погоду по внешним признакам, и последовательно, по сезону одеваться на прогулку.

   Развивающие: -  учить выделить ствол, ветки, и листья деревьев;

  - закреплять умение узнавать и называть цвета;

 Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

БЕСЕДА О ЛЕСЕ.                                                       Приложение 2

Цель: дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.  

Продуктивная деятельность: Коллективная работа «Осенний ковёр».        

Д/игры: «Назови признаки осени»   

П/игра: «Кружатся листья» 

Чтение: Экологические сказки: «Осень», «Приключения листика»                                                                   Приложение 4

Консультация для родителей                                 Приложение 5

«Экологическое воспитание в семье»

Цель: Дать методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Октябрь:                                                                
                                                                              Приложение 1
НОД по познавательному развитию
   Тема: «Что нам осень принесла»
Программные задачи:
 Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства. Расширять представления об овощах и фрукта, выращивающих в наших садах и огородах. Учить различать их по внешнему виду. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

БЕСЕДА ОБ ОВОЩАХ                               Приложение 2                                                          

Цель: формировать обобщенные представления об овощах (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей.

Д.игры: «Разложи по корзинам овощи, фрукты, ягоды», «Что где растёт?»

(из сборника д.игр)

П/игра: Эстафетное упражнение «Кто быстрее соберёт овощи и фрукты»

Чтение: Т.Бокова «Праздник урожая»  
А.Барто «Морковный сок»                                                             Приложение 3
 

Консультация для родителей:                          Приложение 5
«Овощи и фрукты в рационе ребёнка»

Ноябрь:                                                                      Приложение 1

НОД по познавательному развитию.                
Тема: «Домашние животные»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, формировать представления о домашних животных.
Задачи:

Образовательные: Учить детей различать по внешнему виду и называть домашних животных. Формировать представления о животных, об их  внешнем виде.
Развивающие: Развивать  мышление, память, внимание, наблюдательность, обогащать словарный запас детей.
 Воспитательные: Воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека.

БЕСЕДА О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.                            Приложение 2

Цель: обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные».  Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существительные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.

Д.игры: «Найди домашних животных» (Игра из сборника д.игр)

П/игра: «Лохматый пёс»

Чтение: Экологическая сказка «Кто всех полезнее?   (Сборник сказок.)

Консультация для родителей:                                        
«Роль домашних животных в воспитании детей»              Приложение 5

                                                                                 

Декабрь:                                                                                      Приложение 1

НОД по познавательному развитию

Тема: «Птицы зимой»

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи: 

образовательные: учить правильно называть некоторых птиц, знакомить с особенностями внешнего вида (воробей, синица, снегирь), с рационом питания птиц зимой. Закреплять в словаре детей обобщающее понятие «зимующие птицы».

развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, пассивный и активный словарь детей, речевое дыхание, умение объединять предметы по заданному признаку. Формировать предпосылки логического мышления. способствовать развитию мелкой моторики.

воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание проявить заботу о них в зимнее время.

Беседа о зимующих птицах                                 Приложение 2

Цель: учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и жизнью птиц; закрепить понятие «зимующие птицы»; представление о видах питания зимующих птицактивизировать в речи словазимующие птицы, корм, кормушка, клюёт, щебечет, прыгает, стучит; воспитывать любовь и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Д.игры: «Чей хвост?», «Выложи по образцу» (из плей-кейса «Зимующие птицы»)

П/игра: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках»

Чтение: И. Токмакова «Голуби»

Консультация для родителей: «Зимующие птицы»           Приложение 5

Январь:                                                                           Приложение 1

 НОД по познавательному развитию 
Тема: «Зимушка-зима»

Цель: Формировать представление о зиме, о сезонных изменениях в природе.

Задачи: Развивать знания о местах, где всегда зима;
Воспитывать эстетические чувства по отношению к красоте зимней природы.

БЕСЕДА О ЗИМЕ                                                         Приложение 2

Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.

Д,игра: «Времена года»    (из сборника д.игр)

П/игра: «Кружатся снежинки»

Чтение: экологическая сказка «Про зиму»  (сборник сказок)

Консультация для родителей                                Приложение 5
«В союзе с природой»

Февраль:                                                                        Приложение 1

НОД по познавательному развитию 
Тема: «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»

 Цель: Расширить знания детей о комнатных растениях и уходе за ними.

Задачи:

• Рассказать о строении цветка (стебель, листья, бутон).

• Закрепить знания о способах ухода за растением (полив, рыхление, удаление пыли).

• Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

 

БЕСЕДА ОБ УХОДЕ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ              Приложение 2

Цель: обобщить представления об уходе за комнатными растениями.  Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию.

Д.игра: « Собери комнатный цветок» (из сборника д.игр)

П.игра:

Чтение:

Консультация для родителей:                                          Приложение 5
«Знакомство с комнатными растениями»

Март:

НОД по познавательному развитию                                    Приложение 1

Тема: «Дикие животные»

Цель: Закреплять у детей представление о диких животных, их внешнем виде, развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Беседа о диких животных                               Приложение 2

Цель: учить детей выделять и называть части тела животных, выявлять их отличительные особенности (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие острые уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы); познакомить с некоторыми сведениями об условиях жизни, особенностях поведения (живут в лесу; заяц скачет, ест траву; лиса бегает, ловит мышей; медведь ходит, ищет ягоды, мед).

Д/игра: «Найди диких животных» (сборник д/игр)

П/игра: «У медведя во бору»
Чтение:
Экологическая сказка «Зайчик и медвежонок» (Сборник сказок)

Консультация для родителей:                              

 «Что рассказать детям о диких животных»
                                                                                       Приложение 5

Апрель:                                                                                     Приложение 1

НОД по познавательному развитию
«На лесной полянке».

Цель:

Через эмоциональное отношение формировать у детей гуманное отношение к окружающей природе

Образовательные задачи:

- расширять и систематизировать представление детей о растительном и животном мире природы;

- закреплять правила поведения в лесу.

Развивающие задачи:

- развивать речь, внимание, продолжать учить детей отгадывать загадки;

- упражнять в звукоподражании;

- развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы;

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь и интерес к природе;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает;

- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;

- воспитывать у детей чувство радости, веселья от совместно проведенного досуга.

Беседа «Наш дом - природа»                                      Приложение 2
Цель: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, развивать кругозор, мышление, связанную речь ,воспитывать заботливое отношение к природе.

Д/игра: настольные игры: «Лото животные и растения»

П/игра: « Воробушки и автомобиль»

Чтение: Экологическая сказка «Почему у земли платье зелёное»,

«Все живое нуждается в воде»        (сборник эко/сказок)

Консультация для родителей:                                                  «Воспитание любви к природе»                     Приложение5

Май:
НОД по познавательному развитию            Приложение 1
       «Насекомые»

Цель: Расширить и закрепить знания по лексической теме «Насекомые»;

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления об особенностях внешнего вида насекомых;

- формировать социально- коммуникативные навыки ;

- формировать представления о форме и величине объекта .

Развивающие:

- развивать способность в ориентировке в пространстве ;

- развивать способность в ориентировке собственного тела ;

- развивать общую и мелкую моторику и координировать движения с речью;

- стимулировать мыслительную и речевую активность детей

- развивать силу выдоха «Летит бабочка»

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение и любовь к природе .  

Д/игра: «Рассели насекомых» (сборник д/игр)

П/игра: «Бабочки на полянке»

Чтение: экологическая сказка «Не просто букашки» (сборник сказок)

        Консультация для родителей:                             Приложение 5
«Детям о насекомых»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста

Проект разработан по программе "Школа 2100" на старший дошкольный возраст...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»

Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....

Проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе "Берегите природу".

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это в...

"Сбережем природу - сохраним планету" (экологическое воспитание, старший дошкольный возраст)

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животных, растений. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного, правильного о...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....