Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию детей
младшего дошкольного возраста
«Дети и природа»
Вид проекта: творческо-исследовательский, познавательно- информационный
Участники: дети, родители, педагоги
Продолжительность: долгосрочный
Актуальность проекта:
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Ocoбoe значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
1. Формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально- доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Развитие познавательного интереса к миру природы.
4. Сотрудничество с родителями в вопросах экологического воспитания детей.
Ожидаемые результаты:
1. Получение детьми первичных представлений о природе, многообразии животного и растительного мира, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы.
2. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Этапы реализации проекта:
1 этап — Подготовительный
2 этап — Основной
3 этап — Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Проведение мероприятий в группе.
3. Сотрудничество с семьёй: консультации, совместное творчество родителей с детьми из природного материала и др.
Заключительный этап
1. Создание сборника дидактических игр по экологии
2. Создание фотоальбома «Дети и природа»
Формы реализации проекта:
Игры -занятия
Наблюдения.
Познавательное чтение.
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Основной этап:
Работа с детьми:
Сентябрь: Приложение 1
НОД по познавательному развитию
Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят».
Программные задачи:
Образовательные:- давать элементарные представления об осенних изменениях в природе;
-Формировать умения определять погоду по внешним признакам, и последовательно, по сезону одеваться на прогулку.
Развивающие: - учить выделить ствол, ветки, и листья деревьев;
- закреплять умение узнавать и называть цвета;
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
БЕСЕДА О ЛЕСЕ. Приложение 2
Цель: дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
Продуктивная деятельность: Коллективная работа «Осенний ковёр».
Д/игры: «Назови признаки осени»
П/игра: «Кружатся листья»
Чтение: Экологические сказки: «Осень», «Приключения листика» Приложение 4
Консультация для родителей Приложение 5
«Экологическое воспитание в семье»
Цель: Дать методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
Октябрь:
Приложение 1
НОД по познавательному развитию
Тема: «Что нам осень принесла»
Программные задачи: Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства. Расширять представления об овощах и фрукта, выращивающих в наших садах и огородах. Учить различать их по внешнему виду. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
БЕСЕДА ОБ ОВОЩАХ Приложение 2
Цель: формировать обобщенные представления об овощах (Овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей.
Д.игры: «Разложи по корзинам овощи, фрукты, ягоды», «Что где растёт?»
(из сборника д.игр)
П/игра: Эстафетное упражнение «Кто быстрее соберёт овощи и фрукты»
Чтение: Т.Бокова «Праздник урожая»
А.Барто «Морковный сок» Приложение 3
Консультация для родителей: Приложение 5
«Овощи и фрукты в рационе ребёнка»
Ноябрь: Приложение 1
НОД по познавательному развитию.
Тема: «Домашние животные»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, формировать представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательные: Учить детей различать по внешнему виду и называть домашних животных. Формировать представления о животных, об их внешнем виде.
Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека.
БЕСЕДА О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. Приложение 2
Цель: обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существительные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.
Д.игры: «Найди домашних животных» (Игра из сборника д.игр)
П/игра: «Лохматый пёс»
Чтение: Экологическая сказка «Кто всех полезнее? (Сборник сказок.)
Консультация для родителей:
«Роль домашних животных в воспитании детей» Приложение 5
Декабрь: Приложение 1
НОД по познавательному развитию
Тема: «Птицы зимой»
Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
образовательные: учить правильно называть некоторых птиц, знакомить с особенностями внешнего вида (воробей, синица, снегирь), с рационом питания птиц зимой. Закреплять в словаре детей обобщающее понятие «зимующие птицы».
развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, пассивный и активный словарь детей, речевое дыхание, умение объединять предметы по заданному признаку. Формировать предпосылки логического мышления. способствовать развитию мелкой моторики.
воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание проявить заботу о них в зимнее время.
Беседа о зимующих птицах Приложение 2
Цель: учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и жизнью птиц; закрепить понятие «зимующие птицы»; представление о видах питания зимующих птиц; активизировать в речи слова: зимующие птицы, корм, кормушка, клюёт, щебечет, прыгает, стучит; воспитывать любовь и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Д.игры: «Чей хвост?», «Выложи по образцу» (из плей-кейса «Зимующие птицы»)
П/игра: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках»
Чтение: И. Токмакова «Голуби»
Консультация для родителей: «Зимующие птицы» Приложение 5
Январь: Приложение 1
НОД по познавательному развитию
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: Формировать представление о зиме, о сезонных изменениях в природе.
Задачи: Развивать знания о местах, где всегда зима;
Воспитывать эстетические чувства по отношению к красоте зимней природы.
БЕСЕДА О ЗИМЕ Приложение 2
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.
Д,игра: «Времена года» (из сборника д.игр)
П/игра: «Кружатся снежинки»
Чтение: экологическая сказка «Про зиму» (сборник сказок)
Консультация для родителей Приложение 5
«В союзе с природой»
Февраль: Приложение 1
НОД по познавательному развитию
Тема: «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»
Цель: Расширить знания детей о комнатных растениях и уходе за ними.
Задачи:
• Рассказать о строении цветка (стебель, листья, бутон).
• Закрепить знания о способах ухода за растением (полив, рыхление, удаление пыли).
• Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
БЕСЕДА ОБ УХОДЕ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Приложение 2
Цель: обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию.
Д.игра: « Собери комнатный цветок» (из сборника д.игр)
П.игра:
Чтение:
Консультация для родителей: Приложение 5
«Знакомство с комнатными растениями»
Март:
НОД по познавательному развитию Приложение 1
Тема: «Дикие животные»
Цель: Закреплять у детей представление о диких животных, их внешнем виде, развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Беседа о диких животных Приложение 2
Цель: учить детей выделять и называть части тела животных, выявлять их отличительные особенности (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие острые уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы); познакомить с некоторыми сведениями об условиях жизни, особенностях поведения (живут в лесу; заяц скачет, ест траву; лиса бегает, ловит мышей; медведь ходит, ищет ягоды, мед).
Д/игра: «Найди диких животных» (сборник д/игр)
П/игра: «У медведя во бору»
Чтение: Экологическая сказка «Зайчик и медвежонок» (Сборник сказок)
Консультация для родителей:
«Что рассказать детям о диких животных»
Приложение 5
Апрель: Приложение 1
НОД по познавательному развитию
«На лесной полянке».
Цель:
Через эмоциональное отношение формировать у детей гуманное отношение к окружающей природе
Образовательные задачи:
- расширять и систематизировать представление детей о растительном и животном мире природы;
- закреплять правила поведения в лесу.
Развивающие задачи:
- развивать речь, внимание, продолжать учить детей отгадывать загадки;
- упражнять в звукоподражании;
- развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и интерес к природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает;
- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
- воспитывать у детей чувство радости, веселья от совместно проведенного досуга.
Беседа «Наш дом - природа» Приложение 2
Цель: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, развивать кругозор, мышление, связанную речь ,воспитывать заботливое отношение к природе.
Д/игра: настольные игры: «Лото животные и растения»
П/игра: « Воробушки и автомобиль»
Чтение: Экологическая сказка «Почему у земли платье зелёное»,
«Все живое нуждается в воде» (сборник эко/сказок)
Консультация для родителей: «Воспитание любви к природе» Приложение5
Май:
НОД по познавательному развитию Приложение 1
«Насекомые»
Цель: Расширить и закрепить знания по лексической теме «Насекомые»;
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления об особенностях внешнего вида насекомых;
- формировать социально- коммуникативные навыки ;
- формировать представления о форме и величине объекта .
Развивающие:
- развивать способность в ориентировке в пространстве ;
- развивать способность в ориентировке собственного тела ;
- развивать общую и мелкую моторику и координировать движения с речью;
- стимулировать мыслительную и речевую активность детей
- развивать силу выдоха «Летит бабочка»
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе .
Д/игра: «Рассели насекомых» (сборник д/игр)
П/игра: «Бабочки на полянке»
Чтение: экологическая сказка «Не просто букашки» (сборник сказок)
Консультация для родителей: Приложение 5
«Детям о насекомых»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста
Проект разработан по программе "Школа 2100" на старший дошкольный возраст...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....
Проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе "Берегите природу".
Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это в...
"Сбережем природу - сохраним планету" (экологическое воспитание, старший дошкольный возраст)
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животных, растений. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного, правильного о...
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст
Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....