Самоанализ старшего воспитателя "Использование инновационных форм в методической работе ДОУ как фактор повышения педагогической компетенции педагогов"
материал по теме
Данный материал представляет самоанализ профессиональной деятельности старшего воспитателя по теме: "Использование инновационных форм в методической работе ДОУ как фвктор повышения педагогической компетенции педагогов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
работы старшего воспитателя
МКДОУ детский сад
«Огонек» р.п. Линево
Буханцовой Елены Олеговны
на тему:
«Использование инновационных форм в методической
работе ДОУ как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей. Перестройка социально – экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены очень важным и значимым критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Формирование профессиональной компетентности достигается в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, делающий педагога активным участником поиска решений типичных проблем, возникающих в его деятельности.
Педагог в современных условиях, прежде всего, исследователь, обладающий научным психолого – педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Соответственно качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства. (Ю.П. Азарова, А.В. Петровский и др.).
Внедрение инноваций в работу ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Развитие ДОУ не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств и нововведений, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей ( К. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Современные исследования ученых в сфере профессиональной педагогики открыли новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, при этом особое внимание отводится методическому сопровождению, позволяющему повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.)
Таким образом, повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы ДОУ.
Цель: развитие инновационного потенциала педагогов, повышение их профессиональной компетентности через использование инновационных форм в методической работе ДОУ.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2.Разработать модель организации методической работы позволяющей привлечь к участию в инновационной деятельности наибольшее количество педагогов.
3.Создать условия для развития инновационного потенциала педагогов;
4.Создать банк теоретических и практических материалов опыта работы педагогов (инструментарий, который включает в себя разные виды мониторинга).
Проанализировав психолого-педагогическую литературу (Теоретические и практические основы К.Ю. Белой; П.И. Третьякова; П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова и др.) с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного образовательного процесса, я пришла к выводу, что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы. Следовательно, возникает необходимость в создании собственной модели методической работы, которая позволит привлечь к участию в методической работе всех педагогов, вне зависимости от уровня их образования и педагогического стажа работы.
Таким образом, в нашем ДОУ, была создана модель организации методической работы, которая, на мой взгляд, способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. Она включает в себя инновационные группы (см. Приложение №1)
49% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию, используют в своей работе нетрадиционные методы и формы обучения и воспитания детей. Из таких опытных педагогов были сформированы творческие группы, которые работали над той или иной проблемой, выявленной в процессе образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.
Творческая группа по разработке образовательной программы ДОУ
В ее состав входят педагоги ДОУ, имеющие стаж работы 5 лет и более. Данная группа отвечает за разработку образовательной программы ДОУ и создания условий для ее внедрения.
Научно-методический совет
В него входят педагоги ДОУ, имеющие стаж педагогической работы 5 лет и более. НМС отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в ДОУ,
за создание условий для успешного решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных для жизни ДОУ проектных документов (программа развития, концепция развития, исследовательские проекты, организация мероприятий по плану работы ДОУ в режиме функционирования и развития), проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами ДОУ.
Группа информационной поддержки
В состав данной группы входят педагоги ДОУ, имеющие достаточно высокий уровень владения компьютерными технологиями. Группа информационной поддержки призвана оказывать помощь в организации не только управленческой деятельности, но и в организации методической работы ДОУ. Данная группа осуществляет организацию электронного документооборота; обработку информации (подготовку справок, статистических отчетов, докладов, методических разработок); формирование и ведение баз данных; оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию; создание видеотеки; издательская деятельность; компьютерное сопровождение мероприятий ДОУ и др.
Школа наставника
В него входят педагоги ДОУ, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и выше. Группа отвечает за успешную психофизиологическую, социально–психологическую, социально-организационную и профессиональную адаптацию молодых специалистов.
Образовательный салон
В его состав входят педагоги ДОУ, имеющие разный стаж педагогической работы. Данная группа создается по инициативе администрации ДОУ. Цель группы: создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, обеспечение непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства, повышение профессиональной компетенции педагогов.
Школа молодого специалиста
К работе с молодыми педагогами привлекаются опытные воспитатели, узкие специалисты ДОУ.
Цель данной группы: оказание методической помощи начинающим воспитателям. Работа группы направленна на обогащение знаний педагогов
(практические умения и навыки работы с детьми.) Занятия проходят в виде деловой игры, семинара-практикума, живого диалога за круглым столом Школа молодого специалиста является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного развития начинающих воспитателей, во- вторых способствует повышению качества образования в ДОУ и создаёт условия для включения в методическую работу.
Творческая группа по оформлению и дизайну ДОУ
Данная группа – это кратковременное, добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве. Активно сотрудничает с группой информационной поддержки с целью оформления ДОУ.
Основными задачами данных объединения педагогов является:
обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.
Нормативно-правовая база для организации деятельности таких групп, кроме творческой группы по оформлению и дизайну ДОУ включает в себя:
- Приказ о создании группы.
- Положение об инновационной группе.
- План работы группы на текущий год. (см. Приложение №2)
- Протоколы заседаний.
Для организации контроля разработан необходимый инструментарий, который включает в себя разные виды мониторинга уровня образованности детей; экспертные карты оценки профессиональной и методической компетентности педагогов.
В конце года каждая инновационная группа представляет результаты мониторинга образованности детей; дает самооценку своей деятельности и предоставляют итоги оценки компетентности педагогов, подводятся итоги работы за год, намечаются новые направления работы.
Организованная таким образом работа с педагогическими кадрами позволяет оптимально спланировать деятельность методической службы ДОУ по личностно-профессиональному развитию педагогов в зоне их ключевых компетентностей, придать ей определенную логичность, стройность и системность, наполнить конкретным содержанием.
Следовательно, функционирование инновационных групп, в которых все педагоги ДОУ распределены по подразделениям, создает условия для развития инновационного потенциала педагогов.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
В данном контексте большую роль играет проектирование продуктивных форм, для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе, активизирующих их на повышение профессиональной компетенции.
С этой целью, в своей деятельности широко использую разнообразные формы и методы работы с педагогами. (см. Приложение №3)
Используемая мной модель работы направлена на мотивацию педагогов к изучению инновационных технологий и применение их в практической деятельности, способствует углубленному формированию теоретических и практических знаний педагогов, развивает аналитические, проектировочные, конструктивные и организаторские умения педагогов, так необходимые для осуществления современного воспитательно-образовательного процесса. Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований:
• реализации вариативности образовательных запросов;
• овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
• ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
• ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;
• проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;
• использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.
Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, наиболее эффективными считаю:
семинары практикумы, деловые игры и тренинги. Именно они обладают возможностью проектирования и моделирования
деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей.
Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя. Поэтому, я проанализировала состав педагогического коллектива с целью изучить профессиональный уровень педагогов детского сада. (Приложение №4.)
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Для оценки психолого-педагогической компетентности педагогов использовала:
-«Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ» (Автор Л.П. Гладких).
Для выявления степени сформированности педагогического такта:
-тест «Сформирован ли у Вас педагогический такт?»
(Автор М.И. Станкин).
Для определения уровня педагогической культуры:
-Диагностическая карта для изучения и самооценки педагогической культуры педагога (Автор И.Ю. Соколова).
Для выявления отношений педагогов ДОУ к нововведению:
-Анкета «Как вы относитесь к педагогическому новшеству?» (Автор
К.Ю. Белая) – данные представляются на примере введения метода проектов.
Для оценки знаний педагогов о нововведении:
-Экспресс опрос (адаптированная к условиям нашего ДОУ анкета
К.Ю. Белой).
Необходимость проведения мониторинга профессионализма связана с тем, что именно диагностика помогает эффективные формы взаимодействия с педагогом для повышения его профессиональной компетентности, что позволяет в последствие реализовать цели и задачи ДОУ, выполнять его основную миссию
Для определения степени подготовленности педагогов, выявления факторов стимулирующих или препятствующих обучению, развитию компетентности воспитателя мной был создан банк диагностических методик.
(см. Приложение №5.)
На основе диагностических данных, анализа состава педагогического коллектива, приоритетных задач ДОУ, учитывая дифференцированный подход, определяется стратегия и тактика методической работы с педагогами.
Информатизация методической службы, одно из главных условий в повышении профессионального мастерства педагогов, поэтому в своей работе особое внимание уделяю формированию единого информационного пространства, доступности необходимой информации участникам воспитательно-образовательного процесса. С этой целью создан банк о достижениях науки и передовой практики, который пополняется по темам нововведений, сайт детского сада «Огонек» в Интернете, а также создание мини-сайтов педагогов ДОУ в социальной сети работников образования, ведется активное сотрудничество с периодическими изданиями.
Кроме этого в ДОУ выпускаются три периодических издания:
-«Спортивный вестник»;
-«Логопедическая тропинка»;
-Газета ДОУ «Носики-курносики».
Нововведения не проходят без результатов, и как показала практика, организация методической работы расширяет возможности педагогов для совершенствования своего педагогического мастерства.
Повышение профессиональной компетентности позволило выйти на следующие результаты (см. Приложение №6.)
У педагогов повысилась профессиональная компетентность, выросла потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития ДОУ, установлении тесного сотрудничества с родителями.
Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.
Но, не смотря, на достижение положительных результатов в работе по данному направлению у меня возникли трудности на начальном этапе работы с педагогами, т.к. каждому педагогу необходимо пересмотреть свои взгляды на систему повышения уровня профессионального мастерства, принять происходящие изменения нововведения и активно включиться в работу.
Многое в этом плане уже сделано, самое важное, что работа в данном направлении интересна педагогам и положительно влияет на организацию воспитательно – образовательного процесса с детьми. В дальнейшем считаю необходимым:
1.Изучить новые подходы и концепции в данном направлении.
2.Расширить сеть инновационной деятельности педагогов с родителями, организуя работу семейных клубом по разным направлениям работы на основе интересов всех участников педагогического процесса. Это будет способствовать формированию педагогической компетенции родителей в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.
3.Организазвать сетевое взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности инновационной деятельности старшего воспитателя в повышении педагогической компетенции педагогов детского сада
«Возможности инновационной работы в кадровой политике дошкольного учреждения».МБДОУ детский сад № 401 Ст.воспитатель Щурова Н.С. Эксперимент...
Использование инновационных технологий как эффективного средства повышения педагогической компетенции педагогов
Творческий отчет о проделанной работе за 5 лет к аттестации по должности страшего воспитателя....
«Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»
Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы, способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и ...
Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работ...
КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества тр...
«Использование ИКТ в работе с дошкольниками, как фактор повышения профессиональной компетенции педагога ДОУ»
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимед...