Семейный экологический проект "Путь от яйца до голубя".
методическая разработка (младшая, средняя группа) по теме
Проект разработала и реализовала со своим ребенком в рамках конкурса «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые».
Цель проекта:
· создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам живой природы.
· формировать систему знаний, умений, навыков; воспитывать любовь к природе.
Задачи проекта:
· создать у ребенка точное представление об объекте наблюдения;
· расширять кругозор ребенка на основе материала, доступного его пониманию;
· учить соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно относиться к птицам, оказывать им помощь;
· развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи;
· способствовать содействию и сотрудничеству ребенка и взрослых.
По итогам муниципального этапа конкурса «Семейные экологические проекты», в 2015 году мы стали победителями, по итогам краевого этапа конкурса заняли первое место.
Думаю, что данный опыт может быть полезен воспитателям всех возрастных групп, а также родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 26.15 КБ |
konspekt_ekologicheskogo_proekta_malyshi_i_vzroslye.docx | 32.3 КБ |
dnevnik_nablyudeniya_blank.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема: «Путь от яйца до голубя».
Цель проекта:
- создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам живой природы.
- формировать систему знаний, умений, навыков; воспитывать любовь к природе.
Тип проекта: экологический, индивидуальный, средней продолжительности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая.
Участники проекта:
семья Гиреевых:
- сын – Гиреев Тимур Шахбанович,
- папа – Гиреев Шахбан Камилович,
- мама – Гиреева Ольга Николаевна.
Актуальность проекта:
заложить любовь к Родине, к родному краю, к природе, к людям можно только в младшем возрасте. Начинать необходимо со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Актуальность проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, что доступно для наблюдения и изучения, не требует затрат. Например, голуби, известные и знакомые, и в то же время, непознанные и таинственные.
Срок реализации проекта: январь – март 2015г
Задачи проекта:
- создать у ребенка точное представление об объекте наблюдения;
- расширять кругозор ребенка на основе материала, доступного его пониманию;
- учить соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно относиться к птицам, оказывать им помощь;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи;
- способствовать содействию и сотрудничеству ребенка и взрослых;
Предварительная работа:
- Наблюдение за дикими голубями в зимнее время.
- Рассматривание альбома: «Птицы нашего края».
- Рассказ: «Как помочь птицам пережить зиму».
- Рисование: «Птенчики в гнёздышке».
- Дидактические игры: «Угадай птицу», « Кто, где живет?».
- Подвижные игры: «Вышла курочка гулять», «Воробышки и автомобиль».
Методы и приемы реализации проекта:
- использование художественной, природоведческой литературы (поиск ответов на вопросы);
- длительное наблюдение. Постановка конкретной задачи, привлечение внимания к объекту, обследование, подражание движениям и звукам, сравнение птенцов сейчас и раньше, использование вопросов, проговаривание результатов наблюдения.
- рассказ;
- использование иллюстративно – наглядного материала (фотографии и иллюстрации в энциклопедиях). Повторение названия птиц, рассказывание о признаках (цвет и величина), указывание на части тела (голова, крылья, ноги, клюв).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Выбор для ребенка наиболее актуальной и посильной задачи на данный отрезок времени.
- Составление плана деятельности по достижению цели проекта.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
- Поиск информационного материала о голубях, птенцах.
- Наблюдение за ростом птенцов.
- Заполнение дневника наблюдений.
III этап-заключительный
- Подведение итога по реализации проекта
- Презентация проекта
Предполагаемый результат:
- у ребенка сформирована система знаний, умений, навыков;
- заинтересованность ребенка совместно с родителями жизнью птиц (голубей и птенцов), появление желания помогать всем птицам.
- ребенок умеет соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно относиться к птицам, подкармливать их;
- ребенок охотно делится своими впечатлениями от наблюдения.
Продукт проекта: дневник наблюдения, скворечник и кормушка для птиц, продуктивная деятельность «Подкармливаем птиц».
Презентация проекта: мультимедийная презентация (презентация слайдов, конспект).
Предварительный просмотр:
Тема: «Путь от яйца до голубя».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель проекта:
- создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам живой природы;
- формировать систему знаний, умений, навыков; воспитывать любовь к природе.
Задачи проекта:
- создать у ребенка точное представление об объекте наблюдения;
- расширять кругозор ребенка на основе материала, доступного его пониманию;
- учить соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно относиться к птицам, оказывать им помощь;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи;
- способствовать содействию и сотрудничеству ребенка и взрослых.
Обогащение и активизация словаря:
объяснить значение слов: голубятня, поилка, кормушка, скворечник, «птенцовые перышки», ворковать.
Предварительная работа:
Наблюдение за дикими голубями в зимнее время. Рассматривание альбома: «Птицы нашего края» Рассказ: «Как помочь птицам пережить зиму». Рисование: «Птенчики в гнёздышке». Дидактические игры: «Угадай птицу», « Кто, где живет?». Подвижные игры: «Вышла курочка гулять», «Воробышки и автомобиль».
Ход:
Здравствуйте, меня зовут Гиреев Тимур, я воспитанник детского сада № 6, мне 3 года 8 месяцев. Я часто с мамой и папой посещаю зоопарк. Очень люблю животных, птиц, особенно голубей. Мне нравится общаться с этими красивыми птицами. Мечтаю построить домик для голубей, как у дяди Димы. Мне стало интересно, как он ухаживает за ними. Но больше всего интересовали птенцы голубя. Захотелось узнать…
Проблемный вопрос:
- как появляется птенец на свет?
- Как он растет?
- Когда птенец становится похожим на родителей?
Так у нас появился проект «Путь от яйца до голубя».
Чтобы ответить на вопросы, мы посетили библиотеку. Из энциклопедии («Я познаю мир») мы узнали, что птенцы голубя появляются из яйца.
В интернете мне папа прочитал, что гнездо строит голубка, а голубь приносит ей нужный материал.
Из книги (Большая книга «Почему»), мы узнали, что когда голуби высиживают яйца и выкармливают птенцов, они становятся очень капризными. А если голубей беспокоить, то они могут бросить яйца, птенцов! И тогда мне стало понятно, что нельзя беспокоить голубей, когда они высиживают яйца и выкармливают птенцов!
Наблюдение № 1: «Домик для голубей».
Мы отправились к дяде Диме, чтобы посмотреть, как он ухаживает за голубями. Голуби у него живут в высоком домике, а называется он голубятней. В нем много разных голубей: белые, серые, красные, черные и даже белые с красным хвостиком. Они небольшого размера. Чтоб голуби были красивыми и здоровыми дядя Дима за ними ухаживает. Когда гнезда становятся грязными, он меняет в них солому. Кормушки, поилки, моет и сушит. Я увидел голубку, которая сидела на яйцах, а дядя Дима рассказал, что яйца высиживает не только голубка, но и голубь, поочередно. Потом через несколько дней у нее появятся птенцы.
Вывод: дядя Дима хорошо ухаживает за домашними голубями, поэтому они здоровые, красивые и у них скоро появятся птенцы. Я очень жду встречи с ними, но в руки брать не буду, чтоб не причинить им вред.
Наблюдение № 2: «Нашему птенчику один день».
Вот наступил день рождения нашего птенца. Ему сегодня один день.
Он появился из яйца слепым, покрытый тонким, как ниточка пухом, у него маленькая голова, глазки еще слепые. У птенчика два крылышка, две лапки, но он еще не может ни стоять, ни летать. Он пищит, когда хочет есть. Питается специальным молочком из клюва мамы и папы, широко открывая свой клювик (Н.В. Ачкасова, 2007, с. 186).
Наблюдение № 3: «Нашему птенчику восемь дней».
Птенчик подрос и окреп, научился ползать. Громко пищит, просит пищу. Открыл полностью глазки. Пух начал заменяться перьями.
Наблюдение № 4: «Нашему птенчику 17 дней».
Птенец машет крылышками, привстает в гнезде, иногда из него выпадает. А дядя Дима помогает ему вернуться в теплое гнездышко.
Наблюдение № 5: «Нашему птенчику один месяц».
Он полностью оперился. Уже часто покидает гнездо, но держится близко от него. Птенца все еще кормит мама и папа.
Наблюдение № 6: «Нашему птенчику 2 месяца».
У него сменились птенцовые перышки на взрослые. Он начал ворковать, хорошо летать. Наш птенчик прошел сложный путь от яйца до голубя и стал очень похож на своих родителей!
Продукты проекта:
Мы с папой и мамой решили тоже позаботиться о птицах. И сделали скворечник и кормушку - подарок для всех птиц. Теперь я каждое утро подкармливаю их. Наш подарок оказался не только красивым, но и полезным. И очень им понравился.
Вывод: Я узнал, что птенцы голубя появляются из яйца слепыми, покрытые тонким пухом. Растут они быстро и очень скоро становятся похожими на своих родителей. Мне очень понравилось наблюдать за ними, как учатся вставать на лапки, летать. Я проследил сложный, но интересный «путь от яйца до голубя».
Список литературы:
- Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 2000.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу.- М., Просвещение, 2002.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2005.
- Ачкасова Н. В. Я познаю мир: животные в доме. – М.: АСТ, 2007. – с.397.
- Е.Д. Васильева, О.В. Волцит, В.В. Иванецкий. Я познаю мир: живая природа от А до Я. - М.: АСТ: Астрель; Владимир; 2008. – с.380.
- Перевод с итальянского О. Живаго. Большая книга «Почему». – ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – с.238.
Предварительный просмотр:
Дневник наблюдения: «Путь от яйца до голубя».
№ наблюдения / описание | Рисунок ребенка |
№ 1: «Домик для голубей». Голуби живут в высоком домике, а называется он голубятней. Там я увидел голубку, которая сидела на яйцах. У нее появятся птенцы. | |
№ 2: «Нашему птенчику один день». Вот наступил день рождения нашего птенца. Ему сегодня один день. Он появился из яйца слепым, покрытый тонким, как ниточка пухом, у него маленькая голова, глазки еще слепые. У птенчика два крылышка, две лапки, но он еще не может ни стоять, ни летать. Он только умеет пищать. | |
№ 3: «Нашему птенчику восемь дней». Птенчик подрос и окреп, научился ползать. Громко пищит, просит пищу. Открыл полностью глазки. Пух начал заменяться перьями. | |
№ 4: «Нашему птенчику 17 дней». Птенец машет крылышками, привстает в гнезде, иногда из него выпадает. | |
№ 5: «Нашему птенчику один месяц». Он полностью оперился. Уже часто покидает гнездо, но держится близко от него. Птенца все еще кормит мама и папа. | |
№ 6: «Нашему птенчику 2 месяца». У него сменились птенцовые перышки на взрослые. Он начал ворковать, хорошо летать. | |
Наш птенчик прошел сложный путь от яйца до голубя и стал очень похож на своих родителей! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное экологическое воспитание.
Проблема,которую я затронула в своей статье очень актуальна.Современные дети совсем не те,что были раньше.Они жестокие,не берегут окружающую среду,а это ведет к полной дисгармонии в окружающей нас при...
Семейный экологический проект, номинация "А у нас во дворе"
Краевой конкурс "Семейные экологические проекты" сподвиг мою семью к нетрадиционному подходу к вопосу об охране природы. Материал может бять использован на занятиях по окружающему миру и развитию речи...
семейный экологическо-исследовательский проект "Здравствуй, дерево!"
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями мы можем решить важную задачу- воспитание экологиче...
Семейно-экологическая лаборатория «Формы и методы работы с родителями по формированию природолюбия в семье: «Семейное счастье» на окошке взращу - к себе его в дом навсегда поселю!»
Настоящей работой я хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детей и родителей.Немало...
Презентация проекта "Путь от яйца до голубя"
Проект на тему «Путь от яйца до голубя» реализовала со своим ребенком в рамках конкурса «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые». ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМЕЙНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения подготовки и проведения семейного экологического праздника в форме игры по станциям, направленного на формирование экологической кул...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ: «ГОЛУБАЯ КАПЕЛЬКА»
Экологический проект для младшей группы: «Голубая капелька»Тип проекта: исследовательский, познавательно – творческий.Вид: групповой.Форма проведения: беседы, наблюдения, иссле...