семейный экологическо-исследовательский проект "Здравствуй, дерево!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями мы можем решить важную задачу- воспитание экологически грамотного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_prekta.doc | 30.5 КБ |
anketa_po_ekologii_dlya_roditeley_2.doc | 30.5 КБ |
konsultaciya_po_ekologii.doc | 24.5 КБ |
metodicheskie_materialy_po_ekologii.doc | 27.5 КБ |
rabota_s_roditelyami.doc | 24 КБ |
soderzhanie_proekta.docx | 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учить умению жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры, т.е. осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение» (С. Николаева).
«Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её и научиться ценить её», как справедливо отмечает Т.С.Комарова.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, научить сопереживать живым существам и вызывать эстетические переживания. Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить важную задачу — воспитание экологически грамотного человека. К сожалению, семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания.
Родителям нужно донести простую истину: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Начиная проект, я ставлю перед собой задачу, которая состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, постоянных изменениях в природе и её развитии, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, её рациональном использовании и охране. Параллельно с этим, проект помогает сформировать у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью преумножать красоту окружающего; побуждает задумываться над взаимоотношениями людей и природы. Кроме этого, повышает экологическую компетентность родителей, формирует детско-родительские отношения в духе общности и причастности к решению серьёзных экологических проблем.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» ФИО___________________________________________________________________ 1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________ 2. Знаете ли Вы, что наше дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________ 3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________ 4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? ___________________________________ В чем это проявляется? – Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть) 5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________ 6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________ В чем это проявляется? – Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть). 7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________ Нужно ли это делать в ДОУ? ___________________________________________ 8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________ 9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________ 10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________
|
Предварительный просмотр:
Консультация “Научите ребенка любить живую природу”
В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.
В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ
Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.
Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.
Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.
Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию
Запомните правила!
Охрана растений:
- находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов; букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
- замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе;
- некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку;
- собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. - часть растений нужно обязательно оставлять в природе;
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.
Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Охрана животных:
- нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо;
- если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей;
- не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в экологическом творческо-исследовательском семейном проекте «Здравствуй, дерево!»
Целью проекта является формирование у детей экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения, развитие нравственно-патриотических и эстетических чувств, гармонизация родительско - детских отношений.
Просим Вас помочь вашему ребёнку:
- найти в вашем дворе объект наблюдений (дерево, которое понравится и вам и ребёнку);
- провести и записать наблюдения по следующим разделам:
1) наше дерево и солнце, дающее свет и тепло (отношение дерева к теплу и свету);
2) наше дерево и вода;
3) наше дерево и воздух;
4) наше дерево и его жители (бабочки, пчёлы, шмели, птицы)
5) наше дерево и природные явления (ветер, дождь, снег, иней и т.д.)
6) наше дерево в разное время года (его вид, настроение и т.д.).
- собрать несколько стихов, сказок, загадок о деревья;
- придумать добрую сказку о своём дереве;
- нарисовать иллюстрацию к вашей сказке.
Заранее благодарна помощь!
Предварительный просмотр:
Экологический исследовательско-творческий семейный проект «Здравствуй, дерево!»
Цели проекта:
Формирование экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения; развитие опытно-исследовательской деятельности, нравственно-патриотических эстетических чувств.
Задачи проекта:
Формирование семейной экологической культуры; воспитание у детей и взрослых бережного отношения к единым общечеловеческим и природным ценностям, чувства причастности к решению серьёзных экологических задач; привлечение семей воспитанников к решению бытовых экологических проблем; формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
1.Подготовительный информационный этап:
1.1 изучение литературы, опыта и методов работы других педагогов 1.2 интервьюирование детей
Цель: выяснить представление детей о деревьях, их отношение к ним.
1.3 анкетирование родителей
Цель: выявить уровень экологической компетентности родителей
1.4 информационная работа с родителями посредством групповой газеты
1.5 индивидуальные консультации с родителями, участвующими в проекте
2.Исследовательско-творческий этап:
2.1целевая прогулка по детскому саду.
Цель: поближе познакомить детей с растениями, растущими на территории детского сада: цветами на клумбе, сиреневой аллеей, травой на спортивном поле, деревьями в саду и на участках. Подвести детей к выводу: растения разные, они дышат, растут, развиваются; выделить деревья, как объект наблюдений (деревья значительно отличаются от других растений)
2.2 выбор объекта исследований
Вместе с детьми выбрать на территории сада дерево, которое понравится всем, при этом сохраняя свободу выбора детей.
2.3 выбор имени для дерева
Цель: помочь детям посредством имени выразить своё дружеское отношение к дереву, отразить в имени его особенности.
2.4 наблюдение
В процессе наблюдений подводить детей к самостоятельным обоснованным выводам: наше дерево схоже с другими ( наличие ствола, веток, коры и т.д.); оно отличается от других формой кроны и листьев, цветом коры; наше дерево живое, в нём обитает множество жильцов (насекомые, птицы), оно приносит огромную пользу людям.
Результаты наблюдений вносятся в дневник «Наше дерево», который состоит из следующих разделов:
1)паспорт нашего дерева, в котором помещаются общие данные (части дерева, его возраст, высота (выше детей, выше воспитателя), густота кроны, цвет и форма листа, наличие цветов, плодов или семян и т.д., план участка, на котором оно находится.
2)Наше дерево и солнце, дающее свет и тепло (отношение разных деревьев к теплу и свету);
3)наше дерево и вода;
4) наше дерево и воздух;
5) наше дерево и его жители (бабочки, пчёлы, шмели, птицы)
6) наше дерево и природные явления (ветер, дождь, снег, иней и т.д.)
7) наше дерево в разное время года (его вид, настроение и т.д.).
Наблюдения сопровождаются рисунками детей, их высказываниями и рассуждениями.
2.5 Трудовая деятельность:
1)уход за деревом (уборка мусора, если нужно полив и рыхление почвы);
2) « Скорая помощь» (залечить ранку, подвязать ветку и т.д.);
2.6 Работа с родителями
1) предложить родителям вместе с детьми найти у себя во дворе объект для наблюдения (любое дерево).
2) вместе с детьми провести и записать наблюдения по следующим разделам:
2.1) Наше дерево и солнце, дающее свет и тепло (отношение дерева к теплу и свету);
2.2) наше дерево и вода;
2.3) наше дерево и воздух;
2.4) наше дерево и его жители (бабочки, пчёлы, шмели, птицы)
2.5) наше дерево и природные явления (ветер, дождь, снег, иней и т.д.)
2.6) наше дерево в разное время года (его вид, настроение и т.д.).
3) предложить родителям вместе с детьми подобрать стихи, пословицы, загадки о деревьях;
4) придумать сказку о наблюдаемом дереве;
5) вместе с родителями организовать выставку рисунков или фотографий «Деревья вокруг нас»;
6) изготовить кормушки или скворечник.
3.Заключительный этап:
1) интервьюирование детей и анкетирование родителей на окончание проекта, формулировка выводов;
2)вместе с детьми и родителями выработать правила экологически грамотного поведения человека в природе; посредством творческой мастерской создать «Большую книгу правил»;
3)создание экологического поста, который будет следить за решением экологических проблем в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический исследовательский проект "Весенний огород"
Эколого-исследовательский проект с детьми второй младшей группы. Опытная работа по выявлению условий для роста и развития растений....
Экологический исследовательско-творческий проект "Осень"
Продолжительность проекта: 1 месяц.Тип проекта: исследовательско-творческий.Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, педагоги.Актуальность: проблема экологического воспитания ...
Семейный творческий конкурс "Осеннее дерево"
16 октября в нашем детском саду прошёл семейный творческий конкурс "Осеннее дерево". Поделки из природного материала в холодную погоду всегда радуют нас яркими теплыми красками, ...
Экологически – исследовательский проект «Деревья Краснодарского края»
Цель данного проекта-продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста и родителей с многообразием деревьев Краснодарского края, воспитывать любовь и патриотические чувства к родине....
Экологический исследовательско-творческий семейный проект «Здравствуй, дерево!»
Цели проекта:Формирование экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения; развитие опытно-исследовательской деяте...
Итоговое детско-родительское мероприятие в рамках проектной деятельности «Волшебный мир сказок К.Чуковского» и «Семейные традиции» Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»
Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»Цель мероприятия:Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса, как средства всестороннего развития ребёнка за 2022-2023 ...
«Волшебный мир сказок К.Чуковского» и «Семейные традиции» Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»
Итоговое детско-родительское мероприятие в рамках проектной деятельности «Волшебный мир сказок К. Чуковского» и «Семейные традиции» Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Яг...