СЕМЕЙНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Фасхутдинова Р.К.
Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребёнка всё же является семья. Формирование ответственного отношения к природе - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, системы дополнительного образования, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, в частности - отношением к природе ближайших родственников ребёнка. Семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в ней, прежде всего, формируется и физически, и культурно каждый человек. Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Она является главной опорой человека и его заботой на протяжении всей жизни. Немецкий гуманист И.В. Гете отмечал, что нет ничего страшнее невежества. Именно отсутствие необходимых знаний, их несоответствие реальной ситуации, следствия вмешательства человека в естественные процессы, являются главной причиной экологического кризиса. Противоречие экологического воспитания состоит в том, что подавляющее большинство населения под экологическим воспитанием понимают его, исходя из узких, предметных позиций. Современная экология охватывает философские, политические, социальные, экономические, правовые, гигиенические и нравственно-этические аспекты деятельности общества и человека. Экологическое воспитательное пространство детей широко: оно включает в себя влияние семьи, где, в первую очередь, определяется огромной ролью матери, дошкольных заведений, школы, учреждений дополнительного образования и культуры, средств массовой информации, а также сферой стихийного воспитания, являясь многофакторным и разноплановым. В первую очередь надо уделять внимание семейному экологическому воспитанию. Всем известно, «ребенок учится всему, что видит у себя в дому». Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную микросоциоэкосистему, в которой члены семьи реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой, при благоприятных условиях и умелых действиях. В образовательной системе России функцию воспитания традиционно «доверяют» детскому саду и школе, точнее, на воспитателей и учителей взваливают непомерный груз воспитания детей, в том числе и экологического. Экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в первую очередь заниматься родители, а детские сады и школы могут и должны быть организующим началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семей и общества. Тяга к прекрасному появляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянет ручки к ней, а мама уже спешит сорвать цветок. Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что рвать цветы нельзя, что не всякое желание малыша может быть выполнено - здесь-то и надо быть настойчивым. Поступите вы иначе – у ребенка будет формироваться потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными - в семьях, где проявляется неприязнь к природе. Больших усилий от педагога требуют дети, у которых родители воспитывают потребительское отношение к природе. Взрослые не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Стремление дать ребенку как можно больше благ, освободить его от забот, наносит огромный вред воспитанию личности ребенка. Он привыкает бездумно потреблять, беспечно и равнодушно относиться к природным ценностям. Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания родители могут способствовать самыми разными способами. Например: когда дома выращивают комнатные растения, следует не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом и развитием. Для этого можно использовать такие растения, как бегония, традесканция, комнатные томаты, огурцы и др. Кроме того, надо дать возможность поэкспериментировать с растением, выявить оптимальные условия для его роста и развития, обсудить полученные результаты в семье и с друзьями. В процессе экологического воспитания ребенка в семье целесообразно познакомить его с технологиями содержания домашних питомцев: кошек, собак, аквариумных рыб, певчих птиц. Дети с удовольствием рассказывают о своих друзьях – братьях меньших, их особенностях, повадках. В результате такой деятельности у детей формируются разнообразные познавательные интересы, которые лягут в основу понимания ими природы. В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, в зоологический музей, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей среды, осознание её неповторимости и хрупкости. Воспитательное значение имеют семейные походы. Здесь родители покажут как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам. Детям необходимо разъяснять правила поведения в природе, правила сбора грибов и ягод. Вместе с детьми зимой можно организовать подкормку птиц, оборудовать искусственные гнёзда, провести сбор плодов и семян. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках и подсобных хозяйствах. Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки по содержанию домашних животных, разведению и уходу за растениями. Дети очень восприимчивы к красоте природы и семья играет огромную роль в осознании ребёнком эстетической ценности окружающей его среды. Родителям необходимо использовать изобразительное искусство в экологическом воспитании своих детей. Дети с удовольствием рисуют объекты природы, пейзажи, натуралистские зарисовки. Особую радость детям доставляет задание нарисовать своего домашнего питомца (растение или животное). Вместе с детьми родители могут принять участие в художественных природоохранных конкурсах, фестивалях. Детям можно предложить нарисовать звуки, запахи, из пластилина создать объекты природы. Огромная роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе принадлежит семейному чтению. Многие родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Совместное чтение вслух произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева и др. Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Исследователи выделяют несколько функций взаимодействия с природой, из которых мы охарактеризуем следующие: 1.ПСИХОЛОГО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУКЦИЯ. Взаимодействие с природой способствует гармонизации межличностных отношений. С помощью методики изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата. Сравнение семей содержащих животных (1группа) и не содержащих животных (2группа) показало ,что в 1 группе 2 из 3 тестируемых подростков воспринимало семью как благоприятную , в то время как во 2 группе 98% подростков воспринимало семью как неблагоприятную. Конфликтность и тревожность в семьях, где нет животных, значительно выше. 2. РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Взаимодействие с миром природы особенно проявляется у людей, подвергшихся тому или иному виду депривации. Исследования английского ученого М. Робина показали , что из 500 подростков, воспитывающихся в благополучных семьях, 29% называют домашнего питомца единственным живым существом, которое можно любить, в то же время среди подростков, находящихся в исправительных заведениях, таких оказалось 47%, а в психиатрических лечебницах- 61%. Кроме того , ребенок, имеющий дома животных, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие с кормлением, содержанием, лечением домашнего питомца становятся катализаторами его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способствуют реабилитации депривационного ребенка. Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний. Воспитание экологического чувства является самым важным среди всех чувств человека. Это одна из основных характеристик целостной личности человека.
|
Комментарии
Полезная статья, спасибо!
Полезная статья, спасибо!