Консультация для воспитателей по теме : "Использование ИКТ в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС".
материал на тему

Осикина Любовь Алексеевна

ИКТ в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Поэтому необходимо повышать качество дошкольного образования , внедряя в образовательный процесс эффективные технологии , которые способствуют развитию у дошкольников воображения, грамотности и других базовых способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionno.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования  в пункте 3.3.4. говорится о том,  что «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

ИКТ в детском саду- актуальная проблема современного дошкольного воспитания . Бурное развитие ИКТ привело к тому , что компьютер в детском саду стал необходим .

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу : иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством  РФ было  принято ряд документов: Стратегия развития информационного общества , Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения,  грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста , а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.  

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

К числу современных образовательных технологий относятся информационно-коммуникационные.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

 Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

. Поэтому к дошкольному воспитанию предъявляются качественно новые требования , потому что оно является первым звеном образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска , планшет и др.)

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа.

 Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  идти в ногу со временем,

   стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

   наставником в выборе  компьютерных программ,

    сформировать основы информационной культуры его личности,

  повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

 Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

1 возрастное соответствие;

2 занимательность;

3 исследовательский характер;

4 доступность для самостоятельных занятий детей

В своей работе я использую игры по знакомству с буквами, цифрами, животными, птицами и т.д.

 В основном это обучающие игры, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми позволяет образовательный процесс сделать более ярким , эмоциональным, с привлечением большого демонстрационного материала , с использованием звуковых и видеозаписей . Мультимедийность облегчает процесс запоминания , позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребёнка в определённую обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объёмных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том , что компьютер должен только дополнять педагога , а не заменять его.

 Для того , чтобы воспитать физически развитого , любознательного , активного, эмоционально-отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры , способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Мы, воспитатели,как я уже говорила  , должны идти в ногу со временем , стать для ребёнка проводником в мир новых технологий. Для этого необходимо внедрение и  использование информационных технологий в ДОУ.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ , на которых следует остановиться:

1 даёт возможность расширения использования электронных средств обучения , так как они передают информацию быстрее , чем при использовании традиционных средств;

2 занятия с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности ,    включая  и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями ;

3 Позволяют делать поправки занятия , выполнять совместную работу детей во взаимодействии , осуществлять интерактивную взаимосвязь ребёнок – педагог;

4 высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала , развитию памяти ,  

   воображения , творчества детей;

  5  одновременно используется графическая , текстовая, аудиовизуальная информация;

  6  использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала , что очень важно , учитывая наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста

 7 огромный интерес вызывает у детей информация в игровой форме на экране компьютера;

8  несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

9 мультипликация , надолго привлекает внимание дошкольников;

10 возможность индивидуального обучения;

11 ребёнок приобретает уверенность в себе занимаясь за компьютером;

12 позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

(например, воспроизведение звуков животных, природы , работу транспорта и т.д.)

13 ИКТ позволяет использовать показ репродукций картин художников; «посещать» крупнейшие музеи.

 Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

 1 недостаточная методическая подготовленность педагога;

2 неправильное определение места ИКТ на занятии;

3 не планированное использование ИКТ;

4 перегруженность занятия демонстрацией.

 

Для работы по этой теме разработала и создала:

1. Черно-белые макеты для раскрасок.

2.  Картотеку презентаций по различным темам для работы с детьми и родителями.

3.  Фотоматериал , видео «Жизнь и творчество группы».

4. Учусь работать в различных компьютерных программах Paint, PowerPoint,Publisher, MovieMaker.

5. Оформляю групповую документацию.

6. Подобрала дополнительный познавательный материал к занятиям. Использую разработки других педагогов, выложенные в Интернете.

В нашем детском саду используются: аудиосистемы, DVD, телевизоры, проектор ,  ноутбуки, компьютер.

 Анимация, видео  помогают педагогу мотивировать детей к деятельности.

Дети высказывают предположения и проверяют их, используя мышку, в порядке очереди, либо согласно принятого в группе правилам.

 При использовании компьютера и проектора демонстрируются на экране монитора тематические  презентации на детских праздниках, конференциях и семинарах для педагогов.

 Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей.

 Позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком., групповые сайты созданы и пополняются самими педагогами . На своём сайте я выкладываю  презентации в помощь воспитателям по различным темам : «Дикие животные» , «Задачки в стихах» , «Правила дорожные , детям знать положено» и др.

 Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. В настоящее время выбор  компьютерных игр для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

  ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, презентаций в  программе PowerPoint.  Разработка технологии с включением ИКТ по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

В результате применения  перечисленных  средств информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности , позволило достичь некоторых результатов:

Способствовало повышению моего профессионального уровня , как педагога , активизировало меняна поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения , дало стимул к проявлению моих творческих способностей.

Увеличило интерес детей к обучению , активизировало познавательную деятельность , повысило качество усвоения программного материала детьми. Появились видео-занятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.  

Подняло уровень педагогической компетентности родителей , информированности их о жизни группы , усилило интерес к событиям в детском саду.

Таким образом , при грамотном использовании технических средств , при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества , вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания. На практике можно убедиться в позитивном эффекте от внедрения ИКТ в образовательный процесс детского сада. Информатизация открывает для педагога новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок , направленных на интенсификацию реализацию инновационных идей , воспитательного , образовательного и коррекционного процессов.

 Литература: 1.   Давыдова О. В. Инновационная деятельность ДОУ.

                         2.   Кажалова Т. А. Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного    

        учреждения.

                          3.   Управление инновационными процессами в ДОУ.М.: Сфера,2008.

                           4.Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ.

Данная статья посвящена целесообразности использования информационных технологий в работе с дошкольниками....

Презентация к постоянно действующему семинару для заместителей директоров, старших воспитателей МКОУ СОШ(ДОО), Прогимназий, МДОУ тема: "Сотрудничество ДОО с родителями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС"

Презентация к постоянно действующему семинару для заместителей директора, старших воспитателей  МКОУ СОШ (ДОО), Прогимназий, МДОУ Тема «Сотрудничество ДОО с родителями воспитанников в соотве...

Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

К числу современных образовательных технологий относятся информационно- коммуникационные. В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в пункте 3...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС....

Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».

Технологическая карта  организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/   В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с...

Отчет воспитателя Кукаевой Ольги Эдуардовны о выполнении образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС за 2018-2019гг

Отчет воспитателяКукаевой Ольги Эдуардовны о выполнении образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС  за 2018-2019гг...