статья "Развитие одарённости у дошкольников в условиях ДОУ"
статья по теме
Особенности проявления одарённости у детей дошкольного возраста. Виды одарённости. Способы развития одарённости у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
виды и особенности развития детской одарённости | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ДОУ
Педагог-психолог МБ ДОУ д/с №76 г. Орла Ерескина С. Ю.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ.
В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способность к какой-либо деятельности находится на стадии развития. По мнению В.Серебрякова [3], «задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться». Поэтому всем детям необходимо создавать условия для всестороннего развития, чтобы не угасли способности, которые по мере взросления, созревания позволят говорить об уникальных возможностях ребёнка, его одарённости.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст [1] . Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Основными особенностями дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления; кроме того, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять у детей предпосылки одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Таким образом, работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений всей работы дошкольного учреждения, а так же - неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Проявления творчества выражаются в детстве прежде всего как более быстрое развитие речи, мышления, как ранняя увлечённость музыкой, рисованием, счётом, как любознательность и исследовательская активность ребёнка. При этом мотивация играет доминирующую роль [2]. Как правило, одарённые дети успешны в нескольких видах деятельности.
Определение видов детской одарённости достаточно условно, так как происходит взаимовлияние и взаимопроникновение психических процессов в разных видах деятельности, но наиболее яркие особенности разных видов одарённости можно выделить (см. таблицу).
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности.
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академичес-кая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Музыкальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психо- моторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуника-тивная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Целесообразным видится организация работы с одарёнными детьми в виде интегрированной деятельности, охватывающей различные сферы детской одарённости: как уже ярко выраженные способности, так и не проявленные.
Ниже приведён конспект НОД для развития творческой одарённости дошкольников посредством интегрированной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.
В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....
«Развитие математической одарённости старших дошкольников»
Консультативный материал для педагогов об использовании игровой технологии в при изучении математики в детском саду....
"Работа педагога-психолога в развитии одарённости у дошкольников"
Статья вошла в сборник межрегиональной научно-практической интернет-конференции "Развитие одарённости в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы"....
Развитие литературной одарённости у дошкольников
Хочу поделиться своим опытом по развитию литературной одарённости у дошкольников....
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В МБДОУ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
СООБЩЕНИЕНА ПЕДСОВЕТЕ:«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В МБДОУ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...
"Музыкально-дидактические игры, как одно из условий развития музыкальной одарённости старших дошкольников"
Подборка музыкально-дидактических игр для использования с детьми старшего дошкольного возраста...
Самообразование «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»
laquo;Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»...