"Работа педагога-психолога в развитии одарённости у дошкольников"
статья на тему

Герасимович Татьяна Александровна

Статья вошла в сборник межрегиональной научно-практической интернет-конференции "Развитие одарённости в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАЗВИТИИ ОДАРЁННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Т.А. Герасимович

БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары», г. Тара

Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

При этом особая роль в выявлении и развитии одарённости у дошкольников отводится педагогу-психологу, основной целью деятельности которого является разработка целого комплекса мероприятий, направленных не только на детей, но и на их родителей, и педагогов ДОУ.

При рассмотрении проблемы одаренности дошкольников наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М.Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер). 

Н. С. Лейтес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью [3, С. 4, 6].

Научно доказано, что одаренность и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, одарённостью. Дошкольное детство это период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов, происходящих в психике. Таким образом, можно утверждать, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития задатков одарённости.

Самое важное условие успешности работы с одарёнными детьми – слаженная работа всех участников (воспитателей, педагога-психолога и родителей). Наиболее значимая роль отводится педагогу-психологу, так как именно этот специалист осуществляет необходимые мероприятия для выявления предпосылок одарённости и их развития.

Проблема выявления одаренности в дошкольном возрасте представляется как сложная в методическом плане задача, особенно с точки зрения определения процессуальных характеристик. А именно они наиболее значимы на этапе дошкольного детства как для самого ребенка (он в большей степени увлечен процессом творчества, чем получением определенного продукта), так и для оценки его одаренности. Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности [1].

 Хочется отметить, что показатели диагностических методик не являются единственными и достаточными индикаторами одаренности дошкольника.

Существует определённая возрастная последовательность проявления способностей в разных областях.

В возрасте 2-3 лет ребёнок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Таким образом создаётся благоприятная среда для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

В возрасте 3-5 лет ребёнок, участвуя  в разных видах деятельности, закрепляет интерес к творчеству и желание заниматься. При этом необходимо учитывать уровень развития ребёнка в конкретном виде деятельности. Поэтому педагог-психолог оказывает профессиональную помощь воспитателям в определении индивидуального подхода к ребёнку в воспитательно-образовательной работе.

Развитие дошкольника в 5-6 лет характеризуется ярким проявлением его природного материала. Один из показателей одарённости ребёнка – повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. На этом этапе педагог-психолог и воспитатели создают интеллектуально-творческий портрет одарённого ребёнка [2, С. 32].

Педагог-психолог рекомендует родителям и педагогам правильно организовать и создать условия для дальнейшего развития одарённости у дошкольника. Он становится координатором действий воспитателей групп и родителей. Воспитатели по рекомендации специалиста подбирают для детей соответствующие их развитию игры и контролируют усвоение воспитанниками программ обучения и воспитания.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения.
  • Предметно-информационное обогащение среды (наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования).
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды (разнообразные, неожиданные преобразования среды).
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с её коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно авторы предлагают следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

4)  разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7)  обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9)  использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний;

11)  организации соответствующей развивающей среды;

12) целенаправленная поддержка одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых [3, с. 34-35].

Существует много различных способов работы с одаренными  детьми, в частности в нашем детском саду мы применяем разнообразные направления арт-терапии для развития интеллектуально-творческой способностей дошкольников.

Реализация предложенного подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми,  и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, людей способных нестандартно, творчески  мыслить.

Список использованной литературы

  1. Фурсова М.Ю. О выявлении и развитии детских талантов и одарённости // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -  2009, № 10. – с. 149 – 153.
  2. Харрасова М.Г. Особенности работы педагога-психолога в развитии одарённости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –  2009, № 12. -  С. 32.
  3. Морозова И.С. Развитие одаренности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / авторы-сост.:      И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 45 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"

Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»

В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тес...

Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»

Актуальность.  Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается ...

Презентация "Опыт работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование основ толерантной культуры раскрывается в данном опыте работы педагога-психолога через экологизацию человеческих отношений у старших дошкольников и базируется на обучении их навыкам беско...

Доклад на  методическое объединение «Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для  познавательного развития дошкольников с ОВЗ ».

ЦЕЛЬ-поделиться материалом, используемый в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с овз. Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация д...