Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей
статья (младшая группа) на тему
В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни лидирующее место занимает западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим назрела потребность воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_nravstvenno-patrioticheskogo_vospitaniya_detey.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образовательное учреждение детский сад №15 «Снегирек» муниципального образования г.Саяногорск
Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей
Воспитатель: Худякова Т.С.
Саяногорск, 2017
В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни лидирующее место занимает западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим назрела потребность воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Используя в воспитании маленьких патриотов потешки, прибаутки, заклички, поговорки, загадки, пословицы, сказки, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В пословицах и поговорках четко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
С целью создания социальной ситуации для развития у детей общечеловеческих нравственных ценностей, пробуждения в детях любви к родной земле, формирования важнейших черт русского национального характера был реализован проект «Мудрое слово», в котором широко использовались все виды народного фольклора.
Дети познакомились с народными музыкальными инструментами, в том числе шумовыми, звучащими игрушками.
Проводились русские народные подвижные игры: «Кот и мыши», «Заинька», «Солнышко и дождик». В народных играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.
Использовались дидактические игры, так как именно дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей и средств воспитания. С помощью них дети узнают что-то новое и применяют полученные знания на практике.
Для ознакомления с трудовой жизнью взрослых и воспитания бережного отношения к природе использовались прогулки, наблюдения. Чтобы ребенок не был лишь созерцателем, была организована подкормка птиц, где акцентировалось внимание детей на значимости их труда.
С детьми были составлены рассказы на нравственно-патриотическую тему. Так как во время реализации проекта приближался новый год, темой рассказа было «Письмо Деду Морозу». В письме дети рассказывали Деду Морозу о своей Родине, своём доме.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают. В процессе реализации проекта широко применялось чтение и показ сказок.
Одним из ключевых моментов проекта была постановка музыкальной сказки «Теремок», где дети сами стали героями сказки. Для постановки была проведена следующая работа с родителями. Это изготовление игрушки-шумелки, подбор костюмов для исполнения ролей и съемка и монтаж сказки.
Реализация данного проекта позволила заложить основу патриотического воспитания у детей и приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается важнейшее чувство – любовь к Родине.
Список используемых источников
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
3. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1990.
4. Мартынова, А.Н. Потешки, считалки, небылицы. / А. Н. Мартынова. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей
какая работа ведется с детьми по приобщению детей к русскому фольклору...
Консультация для воспитателей «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
в консультации представлен опыт работы по использованию музыкального фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...
Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к с...
Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...
«Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями.Какую же роль играет...