Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа и получает первые впечатления о ней. Сам народ оставил нам копилку памяти где хранятся любимые предания и сказки.
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – книги, мультипликации, игрушки – вся это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Чтобы подрастающее поколение не росло и не формировалось на чуждых нашей самобытности ценностях. Именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно патриотических чувств, нравственных уставов и культуры поведения уже в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteshki.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
К.Д. Ушинский.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа и получает первые впечатления о ней. Сам народ оставил нам копилку памяти где хранятся любимые предания и сказки.
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – книги, мультипликации, игрушки – вся это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Чтобы подрастающее поколение не росло и не формировалось на чуждых нашей самобытности ценностях. Именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно патриотических чувств, нравственных уставов и культуры поведения уже в раннем возрасте.
Такие – же задачи перед нами ставит Ф.Г.О.С. п. 1.4. , в котором одним из принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Поэтому я решила использовать в работе с детьми младшего возраста фольклорные произведения.
Цель: приобщение детей к русской народной культуре посредством устного народного творчества.
Малые фольклорные жанры дают большие возможности в решении первоочередных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста. Ф.О.Г.С. п. 1.6. 5) об единение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Задачи:
Нравственно-этические:
- Приобщить детей к художественному наследию своей национальной культуры.
- Форматировать положительное отношение к родному дому , воспитывать любовь к семье, близким.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.
Познавательные:
- подвести к простейшему обобщению знаний о человеке и его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка -дедушка, мальчик – девочка).
- развивать интерес к окружающему миру.
- закреплять и расширять знания о домашних и диких животных, явлениях природы.
Речевые:
- открыть притягательную силу народного слова.
- активизировать речь, обогатить словарный запас.
На 1 этапе работу с детьми я построила таким образом, чтобы фольклорные произведения сопровождали ребёнка в течение всего дня пребывания в детском саду, т.е. дети погрузились в атмосферу народного творчества.
В режимных моментах:
Утром во время тяжёлого расставания с мамой можно переключить внимание ребёнка на яркую касочную игрушку и рассказать потешку: «Киска, киска, брысь!» или обращения к малышу с ласковыми словами потешки:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?»
Успокоить ребёнка так же можно играя пальчиками. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей.
«Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папа
Этот пальчик – мама
Этот пальчик – наш малыш
А зовут это Ванечка (Сашенька, Егорушка)».
Правильно подобранная потешка помогает установить доверительные отношения с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю.
С помощью потешек я воспитывала у детей положительные отношение к режимным моментам.
Например, во время умывания рассказывала потешку:
«Водичка, водичка»,
«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!»
Как известно, не все дети с удовольствием едят кашу, поэтому привлекала внимание к этому блюду с помощью потешки:
«Умница Катенька,
Ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую».
Дети третьего, четвёртого года жизни ещё не имеют достаточно высоких навыков самообслуживания и , чтобы процесс одевания на прогулку не был утомительным помогу потешкой:
«Вот они сапожки,
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождик пойдёт,
Наденем калошки».
При укладывании спать пою детям колыбельные песни. В них подобраны ласковые слова и звучат они плавно, монотонно, успокаивая своим несложным ритмом:
«Зыбка поскрипывает,
Тихо песенку поёт,
Тихо песенку поёт,
Дрёму к деточкам ведёт,
Дрёма к Викуленьке идёт,
Под подушку сон кладёт,
Дрема к Риточке идёт,
Под подушку сон кладёт».
И так далее, пока не перечислю всех детей в группе.
В ходе гимнастики пробуждения я использовала пестушки и потягушки:
Потягунюшки, порястунюшки,
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на явление природы, растения, насекомых с помощью потешек:
«Солнышко, солнышко,
Колоколнышко,
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!
Свети, свети, солнышко,
На зелёное полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек и т.д.
В совместной деятельности:
Чтение сказок, потешек, закличек. Беседа «Кто народ веселил» (скоморохи, петрушки). Просмотр видео фильма «Ярмарка».
Музыкальная деятельность:
Хороводная игра «Греет солнышко теплее»
Музыкальные игры:
«Весёлый петрушка», «Весёлый бубен»
Слушание русских народных песен. Импровизация на музыкальных инструментах (бубны, ложки, шумелки)
Театрализованная деятельность:
Инсценировка потешки «Тень – потетень»;
Драматизация сказок: «Репка», «Лиса, заяц и петух».
Игровая деятельность:
Дид. Игры «Подбери матрёшке платье», «На чём играют».
Продуктивная деятельность.
Лепка «Угощение для петушка».
Рисование: «Коврик для котика».
Для реализации задачи формирования положительных отношений к родному дому и воспитания любви к семье, близким людям я использовала потешки, пестушки, колыбельные, пальчиковые игры на основе потешек.
Например:
В сюжетно – ролевой игре «Укладывание ребёнка спать» использовала колыбельные.
«Баю – баю – баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли – люли- люлюшки,
Да прилетели гулюшки,
Стали гули гуливать,
Да стал мой милый засыпать.
«Прилетели гуленьки,
Прямо к Мане в люленьку,
Стали плакать ворковать,
«Чем нам Манечку питать?
Сахарком или медком
Или кашкой с молочком?»
На 2 этапе я целенаправленно подбирала произведения , несущие в себе нравственно – патриотическое содержание.
С помощью колыбельных мы знакомим детей с ролью матери в семье, как хранительницы домашнего очага.
Для формирования положительного образа родного дома и семьи я использовала полюбившиеся детям пальчиковые игры по потешкам.
«Ладушка – ладушки,
Где были - у бабушки,
Что ели - кашку,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька».
«Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцев в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел».
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!»
Методы и приёмы.
Для работы с детьми младшего возраста используется основной метод:
Наглядно- действенный.
Для этого использовала: иллюстрации, образные игрушки, картинки, разного вида театры.
Некоторые народные музыкальные инструменты и игрушки их имитирующие, для создания эмоционального фона во время знакомства с потешками. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам и потешкам обогащает восприятие детьми устного народного творчества.
Игровые приёмы.
- Словестные игры «Доскажи словечко», «Кто как кричит?», « Сорока – сорока».
- Подвижные и хороводные игры: «У медведя во бору», «Лиса и хвост», «Волк и гуси».
- Пальчиковые игры: «Ладушки – ладушки», «Идёт коза рогатая», «Чей нос?».
- Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости я использовала театрализацию. Она способствует проявлению у детей наиболее ярких эмоций на произведения устного народного творчества и заставляет сочувствовать, сопереживать героям, понять смысл произведения.
На примере сказки «Лиса, заяц и петух» формируется понимание детьми значения дружбы, оказания помощи ближнему.
Это достигается с помощью таких средств как яркая, реалистичная, движущаяся игрушка или кукла и выразительная. Эмоционально окрашенная речь педагога. Когда у детей появляется интерес к театрализации, предлагаю им принять участие в инсценировке потешек и сказок.
Словесные метод:
Рассказ «Что такое фольклор?».
Рассказы детей «Моя любимая сказка» или «Мой любимый сказочный герой».
Чтение и заучивание произведения устного народного творчества.
Беседа:
«Многообразие русских народных сказок».
Развивающая среда.
Для полноценного решения по становлению задач я создала в группе соответствующую развивающую среду.
Для показа детям я изготовила: карточки с потешками с яркими доступными и понятными маленьким детям картинками, тематический альбом «Нас потешки веселят». Папка раскладушка для знакомства родителей с многообразием потешек и их значением для полноценного развития ребёнка.
Так же мной были подобраны детские книжки с русскими народными сказками с красивыми и понятными детям иллюстрациями для чтения и рассматривания. Ещё в группе есть игрушки для обыгрывания потешек и игровых моментов (петушок, котик, солнышко, капелька и д.р.)
Развивающая среда группы была дополнена матрёшками, глиняными игрушками, шумовыми инструментами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, предметами русского быта: вязанными, вышитыми салфетками, ковриками, деревянными ложками, расписными досками, самоваром и т.д.
Для театрализации были изготовлены маски на голову для изображения персонажей потешек, настольный театр для инсценировки русских сказок «Репка», «Колобок», «Теремок»; театр «Би-ба-бо» для сказки «Лиса, заяц и петух», «Лиса и медведь»; театр на палочках «Лисичка сестричка и волк».
Для чтения были подобраны следующие книги «Большая книга русских народных сказок» в обработке О. Лащевской (Ленинградское издательство 2009 г.); «Пальчиковые игры для детей» С.О. Ермакова (Москва 2009 г.); «Весёлая карусель» сборник скороговорок, считалок, пестушек, потешек, частушек для детей с 2-х до 7-ми лет. Автор составитель В.Т. Гридина (Донецк 2006 г.); «Русский фольклор», «Угадай сказку» Г. Хоренко (Москва 2007 г.).
Совместная деятельность с родителями.
Консультации: «Значение устного народного творчества в жизни ребёнка». «Что можно читать ребёнку».
Домашние задания: «Чтение и заучивание потешек вместе с детьми для фольклорного праздника».
Помощь в оформление тематического альбома «Нас потешки веселят».
Оказание помощи в обогащении развивающей среды в группе.
Проведение фольклорного праздника «Вечерние посиделки» с участием родителей и детей.
То, что праздник получился ярким, весёлым, доставил удовольствие и детям и родителям является результатом моей работы по приобщению детей к устному народному творчеству.
Таким образом, работа с устным народным творчеством создаёт эмоционально благоприятные условия для взаимодействия с детьми и взрослыми, а так же условия для формирования образовательной среды в группе. Формируется система отношения ребёнка к миру, другим людям и самому себе. С помощью фольклора удаётся достичь целевых ориентиров, указанных в ФГОС (4.6.)
Дети проявляют интерес к русскому фольклору: стихам песням, сказкам, стремиться двигаться под музыку. эмоционально вовлечён в действия с игрушками,
Моё общение с детьми стало более ярким, эмоционально насыщенным, а для себя я открыла – русский фольклор неиссякаемый источник вдохновения и подлинной духовности для детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей
В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни...
Консультация "Участие детей дошкольного возраста в тематических акциях как средство нравственно-патриотического воспитания"
Что такое тематические акцииЦель их проведенияПримеры тематических акций в детском саду...
Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."
ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...
Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...
«Развивающая предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Нравственно-патриотический центр «Люби и знай свой край» находится в доступном и безопасном месте. Дети самостоятельно могут взять материал, пособия, игры. Центр многофункционален, периоди...
Консультация на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают...