Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
проект (средняя, старшая группа) на тему
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_nravstvenno-patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Используя фольклорные средства в работе, поставила перед собой цель: создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
- развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;
- прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
- воспитывать патриотические чувства.
Изучив и систематизировав имеющийся материал, стало понятно, что начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.
Развивающую предметно-пространственную среду я построила так, чтобы каждый ребенок мог эффективно развиваться с учетом его склонностей, интересов, уровня активности: оборудовала книжный уголок; создала игротеку с малыми фольклорными формами; пополнила аудиотеку сказками, фольклорным песенным материалом; в музыкально-театральном центре есть звучащие игрушки, костюмы в народном стиле, разные виды театров.
Прогулочный участок оборудован (частично) в русском народном стиле.
Знакомство ребёнка с фольклором начинаю с малых фольклорных форм: потешек, закличек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, игр.
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества использую разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором, включаю их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Уже в младших группах малыши знакомятся с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Постепенно привлекаю детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, играя с зонтиками, рисуем зонтики, вспоминаем потешку «Дождик, дождик, пуще», изготавливая аппликационную работу «Котик», вспомнили потешку «Пошел котик на Торжок»; заучивая потешку «Ешь, собачка, ам, ам!» мои воспитанники предложили вылепить собачек. Даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения.
Использую дидактические игры, например «Узнай потешку», «Собери сказку», «Я начну, а ты закончи», «Чья песенка?». С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности речи, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Использую забавные игры («Коза рогатая», «Ивану-большому – дрова рубить», «Идет кисонька из кухни»), которые побуждают детей к импровизации. На начальном этапе показываю детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Игры способствуют развитию у детей чувства юмора и воображения, желания сопереживать герою и друг другу. Через народное творчество учу детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Бабочки», «Хлоп, хлоп, убегай», водящего выбираем при помощи считалок.
Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки простые по содержанию и форме («Теремок», «Репка»), и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от игровых потешек к поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от малышей напряжения всех душевных сил. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям.
Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Строю воспитательный процесс на основе принципов интеграции: изготавливаем коллективные поделки - беседуем о сказках, ее особенностях, героях, рассматриваем иллюстрации;
Знакомимся с закличкой «Мороз, мороз…бабу снежную принес…» - лепим снеговиков; зовем в гости солнышко «Солнышко-вёдрышко, взойди поскорей» - а вот и оно.
Для знакомства детей с культурой русского народа слушаем музыкальные произведения, сказки в аудиозаписях; играем на музыкальных инструментах; рассматриваем народные игрушки, изделия народно-прикладного искусства; в различные мероприятия включаем элементы фольклора
Традиционным стал праздник Масленицы как для малышей, так и для детей постарше. Рассказывая сказку о дочери Деда Мороза создаю условия для знакомства с праздником, символами которого являются – чучело, карусель, круг, народные гуляния, ну и, конечно, блины.
Работая над проектом, параллельно появляются вспомогательные проекты. Много потешек, поговорок, песенок существует про домашних животных, в результате родился проект «В гостях у Матроскина» для расширения представлений о домашних питомцах.
Семейный фольклор натолкнул меня на проект «Это важное слово – семья». Воспитанники познакомились с родословной, традициями своей семьи, узнали, что человек силен своей семьей.
Идея о создании мини-музея «Чудо-ложки» появилась во время работы над фольклором речевых ситуаций. Детям интересно было узнать что ложкой «не только щи хлебают и шалунов усмиряют, но и на пиру людей развлекают». Оформили картинную галерею, выставочную композицию разных видов ложек.
Проект «Сказка – кладовая мудрости народа» также осуществлялся с учетом дифференцированного подхода и ФГОС, включал в себя разнообразные формы и методы работы - выставка рисунков, изготовление различных видов театров, дидактических игр, тематических альбомов, заключительным мероприятием стала литературная викторина «В гостях у сказки».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта о своем родном крае, поэтому знакомлю малышей с Орловским фольклором. Воспитанники с удовольствием познакомились с пословицами о городах нашей области: «В названье «Мценск» есть меда блеск», «Наш Болхов тем гордится, что он церквей столица»; поют колыбельные песни, используют считалки, приговоры-зазывалки, как способ сбора на игру.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не взаимодействие с родителями. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Они – активные участники деятельности ДОУ: посещают «Дни открытых дверей»; играют роли на досуговых мероприятиях; участвуют в конкурсах и многое другое.
Деятельность в выбранном мною направлении дает свои положительные результаты: у детей сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств; обогащен и активизирован словарный запас; появился интерес к народным традициям родного края, который проявляется в развитии способности к применению в игровой деятельности. В дальнейшем планирую работу над проектом «Богатство и самобытность русского фольклора», чтобы выяснить зачем сохранять традиции.
У всякого дерева глубоко в земле есть крепкие корни. И у всякого народа есть корни - это его история. Сквозь сито веков просеял народ свое
культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре.
Мой опыт работы убедительно доказывает, что знакомство дошкольников с фольклором способствует познавательному, художественно
-эстетическому, духовно-нравственному и эмоциональному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народ...
Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...
Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»
Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....
Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей
В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни...
Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Задачи, которые мы ставим пред собой, это интеллектуальное и духовное обогащение детей; формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение р...
«Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями.Какую же роль играет...