ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
проект (старшая группа) на тему
ПРОЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
Выполнила Кузьмина Татьяна Валериевна слушатель КПК воспитателей детских садов
Научный руководитель: Мурашкина Татьяна Валентиновна старший преподаватель кафедры Д и НО.
Чебоксары 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ
- АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СИТУАЦИИ
- ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЕКТА
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
- ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ПРОЕКТА
- ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
- ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РЕСУРСАМ
- МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА
- Заключение
Литература
Приложение
- ВВЕДЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является , по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, временем первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни.
Образовательная деятельность ДОУ рассматривается в современном мире как специфическая сфера социальной жизни, направленная в первую очередь на выполнение жизненно важной функции образовательной деятельности; помощь молодому поколению при вхождении в социальный мир.
Педагогу в детском саду важно так организовать детскую деятельность в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.
Показателями развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно; поставить цель, оборудовать( и убрать) своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата.
«МДОУ «РЯБИНУШКА» работает по комплексной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С./. В детском саду я работаю с сентября 2010 года. Детский сад стал для меня вторым домом, и мне бы хотелось, чтобы дети моей группы приходили в детский сад как домой. С этой целью я выбрала тему «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ»
- АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ
PEST-анализ
Благоприятные факторы | Отрицательные факторы |
социальные | |
Развитие экономики, образования. Увеличение заработной платы педагогов. | Сокращение количества детских садов в 90-е годы Нехватка мест в детских учреждениях. |
Политические и экономические | |
Поддержка ДОУ президентом | Недостаточно финансовых средств. |
1.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СИТУАЦИИ
Цель анализа заключается в следующем – определить степень организации предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ.
С этой целью я провела анкетирование родителей «Предметно-развивающая среда и зонирование в группе.
Анкетирование показало, что почти все родители хотят видеть своих детей всесторонне развитыми. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы дети могли в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием книг, математикой, рисованием ит.д.
SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
В группе имеется большое, свободное пространство. Огромное желание родителей и педагогов детского сада в создании предметно-развивающей среды. | Нет опыта работы. В группе нет предметно-развивающей среды. |
Угрозы | Возможности |
Дети не получают в полной мере всестороннего развития. | Прохождение курсов повышения квалификации. Привлечение родителей в создании предметно-развивающей среды. Привлечение спонсоров. |
1.3. ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЕКТА
Данные результаты свидетельствуют о том, что предметно-развивающая среды в старшей группе организованна не в полной мере. В группе имеется зона художественного творчества, но нет зоны для сюжетно-ролевых игры, есть зона уединения, зона иллюстраций и книг, но нет зоны для музыкальной деятельности, уголка природы и зоны ряжения.
При организации в группе предметно-развивающей среды роль родителей заключается в том, что:
- Проявление активности родителей;
- Устойчивый интерес и желание родителей участвовать в совместных мероприятиях;
- Эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей в группе в повседневной жизни.
При построении предметно-развивающей среды важно учитывать индивидуальные особенности детей:
- Социально-психические;
- Своеобразие его эмоционально-личностного развития;
- Индивидуальные интересы, склонности и предпочтения;
- Уровень любознательности исследовательских интересов и творческих способностей;
- Возрастные и половые.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
Решение проблемы по организации в группе предметно-развивающей среды для всестороннего развития дошкольника видится в создании в группе мини-сред.
В группе предполагаю создать:
- Уголок сюжетно-ролевой игры;
- Зону музыкальной деятельности;
- Уголок природы;
- Зона ряжения;
- Опытно-экспериментальную зону;
- Физкультурно-оздоровительную зону;
2.2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Основной целью данного проекта является создание в группе предметно-развивающей среды для всестороннего развития личности ребёнка-дошкольника. Так же целью проекта является развивать у детей познавательные потребности, разработать систему средств и способов познавательной деятельности детей в процессе усвоения нового содержания обучения. Предметная среда должна выполнять ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение.
В соответствии с целью главные задачи предполагают:
- Создание предметно-развивающей среды в группе.
- Создание в группе условий для охраны жизни и здоровья детей
- Выявлении степени комфортности предметно-развивающей среды для детей.
- Создание доступности игрового, экспериментального материала.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Определить способы и методы развития интеллектуальных способностей детей.
- Создать развивающую образовательно-интеллектуальную среду в условиях детского сада, стимулирующую активность детей.
- Определить содержание авторских обучающих программ развития творческих интеллектуальных способностей детей.
- Разработать систему работы с родителями в данном направлении.
2.3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Развитие личности ребёнка зависит от того, как его воспитывают, в каком окружении он растёт.
В решении данной проблемы играют важную роль так же и родители, которые являются непосредственными заказчиками образовательных услуг. Они способны обогащать учебный процесс положительным опытом семейного воспитания. Личностная ориентация во взаимодействия работников ДОУ с родителями позволяют формировать сотрудничество, единство интересов и потребностей обеих сторон, преемственность воспитания в семье и в детском саду.
Исходя из этого у всех детей надо ожидать:
- Повышения уровня познавательных способностей;
- Повышения уровня творчества в деятельности, наличие установок и стремлений к самостоятельному творчеству;
- Улучшения качества подготовленности детей к школьному обучению;
- Улучшение психологического здоровья детей.
- Материально-техническая база:
- 1. Наличие условий и оборудований для всестороннего развития личности дошкольника.
- Обеспечение (и финансирование) группу техническими средствами (муз.центр, кинопроектор) ит.д.
- Финансирование со стороны администрации, родителей для оснащения группы предметами развивающей среды.
2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки реализ |
Подготовительный | Сентябрь-октябрь2011 | Выявить знания родителей в данном вопросе | Повышение компонентности родителей по проблеме предметно-развивающей среды |
Основная | Ноябрь-март | Объединить всех субъектов процесса (администрации, родителей) с целью реализации проекта. | Просвещение администрации, родителей вовлечении их в организационный процесс группы. |
Заключающая | Апрель-май 2012 | Анализ степени достижения поставленной цели | Оценка степени выполнения работы. |
Реализация проекта по ресурсам
Зоны | Имеющиеся ресурсы | Необходимые ресурсы (в руб) | Заказчики |
| Недостаточно Недостаточно Недостаточно Недостаточно Недостаточно недостаточно | 800 1500 500 1000 400 600 | воспитатель родители воспитатель родители воспитатель администрация |
2.5. МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Формы | Цель |
День открытых дверей | Познакомить родителей с условиями и задачами, стоящими перед ними в формировании в группе предметно-развивающей среды. |
Беседы и консультации | Дать понять родителям о важности функциональном преобразовании пространства. |
Папки-передвижки | Показать родителям, какую роль играют они в всестороннем развитии личности дошкольника |
Групповые родительские собрания | Открыть родителям, что предметно-развивающая среда в группе является как центр всестороннего развития личности дошкольника. |
Дети испытывают потребность не в новых дорогих игрушках, а в разумно организованном игровом пространстве.
Объекты для наблюдения и исследования способствуют развитию у детей навыков самостоятельной исследовательской деятельности, концентрации внимания и интуиции, формируют образное мышление.
Выводы:
- Создать предметно-развивающую среду в группе;
- Повысить компонентность родителей по проблеме;
- Оснастить группу техническими средствами;
- Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, используя разнообразные формы и методы работы.
- Создать общую форму общения между родителями и детьми, воспитателями и детьми, которую можно обозначить как доверительный контакт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения проекта «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ», я сделала следующие выводы: для воспитания гармоничного поколения необходима благоприятная среда, создающая условия для всестороннего развития личности ребёнка. В современном мире ребёнок испытывает огромные информационные и эмоциональные перегрузки. Одним из непременных условий его полноценной адаптации и выживания является создание комфортной и гармоничной окружающей среды, которая позволяет снимать стрессы и напряжения, способствует творческой самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
- «Федеральные Государственные Требования»
- 2.«Программа воспитания и обучения в детском саду». /Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.; Мозаика-Синтез, 2010./
- «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. Васильева, М.А.,№12 – 2002 г./
- «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. Васильева, М.А.,№12 – 2003 г./
- «Концепция» /Новосёлова С.Л., 1995 г./
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» /№2 – 2006 г./
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»/№5 – 2004 г./
- Журнал «Обруч» /№1 – 2001 г./
приложение
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- Хотите ли вы чтобы ваш ребёнок был всесторонне развитым?
- Какая деятельность в детском саду, важнее всего. Расположите по мере убывания:
Изобразительная деятельность
Музыкальная деятельность
Двигательная деятельность
Художественно-творческая деятельность
Конструирование
Исследовательская деятельность
- Что можно сделать, чтобы в группе ребёнок чувствовал себя как дома?
- Чем вы, родители, можете помочь в решении этого вопроса?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект организации предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с темой «Зимние забавы»
Комплексно-тематический подход, по которому осуществляется планирование образовательного процесса, требует уделять большое внимание проектированию...
технологическая карта педагогического проекта "Организация предметно-развивающей среды на участке детского сада"
Предметно-развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая непосредственно влияет на полноценное развитие детей, их психических и физичес...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Педагогический проект "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС"
Проект направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов, ориентирован на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, на п...
Проект «Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»
Проект на тему «Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»...
Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"
Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...