Особенности взаимодействия общества и природы. Виды отношений человека к природе. Необходимость формирования экоцентричного типа сознания.
статья на тему
Проблема взаимоотношений человека и природы весьма многогранна и имеет разносторонние аспекты: философские, социальные, юридические, политические, экономические и др. В разные исторические эпохи ученые исследовали влияние природной среды на человека, производительные силы, развитие цивилизации, стремились осмыслить закономерности их взаимодействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_document_3.docx | 53.16 КБ |
Предварительный просмотр:
- Особенности взаимодействия общества и природы. Виды отношений человека к природе. Необходимость формирования экоцентричного типа сознания.
Проблема взаимоотношений человека и природы весьма многогранна и имеет разносторонние аспекты: философские, социальные, юридические, политические, экономические и др. В разные исторические эпохи ученые исследовали влияние природной среды на человека, производительные силы, развитие цивилизации, стремились осмыслить закономерности их взаимодействий.
Влияние природного фактора на становление общества, на человека в старину часто рассматривали упрощенно, механистически. Так, древнегреческий ученый-материалист, реформатор античной медицины Гиппократ полагал, что природная (географическая) среда непосредственно влияет на особенности организма человека, его характер и поведение. По мнению ученого, в условиях мягкого климата «люди не могут быть энергичными и жизнеспособными, не могут выдержать напряженного труда и усилий... Если азиаты робки, отличаются отсутствием мужества, мало воинственны и обладают более кротким характером, чем европейцы, то главную причину этого следует искать в характере климата» [98]. Как известно, история не подтвердила таких оценок особенностей народов и их прямой зависимости от природно-климатических условий жизнедеятельности.
В действительности природные факторы по-разному влияют на общественное развитие на различных его этапах, что зависит от уровня производительных сил. Если Гегель был убежден, что моря и реки сближают людей, а горы их разделяют, то Г.В. Плеханов со знанием дела уточнил: моря сближают людей на более высоких стадиях развития производительных сил, а в древности они, напротив, препятствовали сношениям между разделенными ими племенами. И трудно не согласиться с точкой зрения К. Маркса, что географическая среда влияет на человека опосредованно, через производственные отношения, возникающие на основе имеющихся производительных сил, одним из условий развития которых являются свойства этой среды.
Следует отметить, что взаимосвязь развития производства и природной среды непрямая и диалектически противоречивая.
С одной стороны, богатые природные ресурсы, доступность и относительная легкость их освоения могут способствовать быстрому росту производства материальных благ (пример — США) с другой — не стимулируют собственную активность человека и не делают развитие его естественной необходимостью (многие страны Африки, Латинской Америки). Вместе с тем скудные природные ресурсы, загрязненная окружающая среда воздействуют на развитие производительных сил общества аналогичным образом: в одних случаях способствуют совершенствованию техники и технологии, вовлечению в хозяйственный оборот бедных и новых ресурсов, давая таким образом дополнительный толчок подъему производительных сил, дальнейшему развитию производства (пример — Япония, многие страны Европы), а в других — препятствуют экономическому росту.
Отмеченное диалектическое противоречие может усиливаться тем обстоятельством, что состояние окружающей среды, деградируя в результате антропогенного воздействия, сказывается на темпах экономического развития и эффективности производства.
В формировании отношений общества и природы существуют очевидные закономерности. Можно выделить несколько качественно своеобразных этапов взаимодействия природы и общества в зависимости от уровня развития материального производства, прежде всего — средств труда. Раскрыть диалектику этих процессов — значит показать их внутренние противоречия, характеризующие особое положение человека в природе: с одной стороны, человек является природным, биологическим существом, с другой — социальным субъектом, посредством своей производственной деятельности противопоставляющим себя остальной природе. Вместе с тем человек как биологическое существо не может обходиться без непрерывного обмена веществ с окружающей средой в процессе жизнедеятельности. Следовательно, как часть природы человечество обязано развивать свою производственную деятельность, согласуясь с законами природы.
Общая продолжительность периода, в течение которого осуществляются взаимодействия человека и природы, составляет не менее 3,5 млн лет. Именно таков возраст найденных археологами в Восточной Африке костей древнейших людей (архантропов), а также следов их жизнедеятельности — первых каменных орудий. Несколько моложе (от 1 млн до 250 тыс. лет) возраст ископаемых останков архантропов в других районах мира — на острове Ява (питекантропов).
На первых норах определяющую роль в отношениях между человеком и средой его обитания играл природный фактор, поскольку жизнь людей полностью зависела от особенностей природной среды. Люди жили собирательством, охотой, рыболовством и не оказывали сколько-нибудь существенного влияния на природу. Совершенствуясь умственно и физически, древнейший человек все более видоизменял взаимоотношения с природой. Однако прошло очень длительное время — сотни тысяч лет, прежде чем возникла первая социальная организация общества — первобытнообщинный строй и сформировался человек современного типа — неоантроп.
Первый этап в истории взаимоотношений человека с природой, названный учеными древнекаменным веком, или палеолитом, длился более 3 млн лет.
Второй этап — новокаменный век (неолит), наступление которого условно датируют временем около 10 тыс. лет назад, знаменовался появлением земледелия и скотоводства, переходом от свойственных палеолиту присваивающих форм хозяйства к производящей экономике. В этом переходе природный фактор играл важную роль, поскольку природные условия ухудшились и снизилась продуктивность охоты — важнейшего источника пищи человека. Развитие производственной деятельности усилило степень воздействия людей на природу: они начали интенсивно вырубать леса, строить различные ирригационные сооружения, каналы и т.п. Появились населенные пункты, а затем и города — центры торговли и мануфактуры, естественные ландшафты все более видоизменялись. Однако еще многие тысячелетия главной формой взаимодействия общества с природой оставалась сельскохозяйственная деятельность, зависящая от особенностей природной среды.
Третий этап связывают с промышленным переворотом на рубеже XVIII—XIX вв., ознаменовавшим переход от ремесленного производства к промышленному, от малопроизводительного ручного труда — к машинному. Это позволило человечеству создать грандиозные производительные силы. И если изменения в природе, вызываемые хозяйственной деятельностью людей, прежде носили в основном локальный характер, то промышленная революция привела к резкому ускорению темпов роста индустриального производства, вовлечению в хозяйственный оборот новых источников сырья и энергии, значительному усилению воздействия общества на природу. Промышленное производство увеличило возможности преобразования окружающей среды в интересах человека, но в то же время привело к нарушению экологического баланса. Отношения между обществом и природой во многих странах мира (особенно в крупных индустриальных районах) стали приобретать критический характер.
Данная тенденция неизмеримо усилилась с наступлением во второй половине XX в. эпохи научно-технической революции (НТР), охватившей все сферы жизни человека и все регионы мира. НТР ознаменовалась появлением принципиально новых способов получения сырья и энергии, средств производства, выпуском новой продукции с самыми разнообразными технико- экономическими и физико-химическими свойствами. Однако подъем науки и техники в ряде случаев привел к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов и как следствие — к сокращению пахотных земель, ухудшению их качественных характеристик, истощению некогда богатейших залежей угля, нефти, газа, уничтожению лесов, истреблению многих видов животных и растений, опустыниванию, растущему дефициту пресной воды, интенсивному загрязнению атмосферы. Продолжение неконтролируемой, неуправляемой деятельности людей таит в себе опасность глобальной экологической катастрофы, поэтому на смену стихийному естественно-историческому процессу взаимодействия природы и общества должна прийти сознательная и планомерная его организация, которая бы позволила реализовать на практике идею В.И. Вернадского о ноосфере.
Проблема взаимодействия природы и общества достигла особой остроты на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике — в странах СНГ и бывшего социалистического лагеря. Экологически негативные явления, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, в той или иной степени проявились во всем мире. Но если в странах с развитой экономикой решение этой проблемы связано в основном с ограниченностью естественной сырьевой базы и требует поиска путей интенсификации природопользования, то на постсоветском пространстве наиболее остро стоит вопрос создания действенного хозяйственного механизма, способствующего снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, осложненного последствиями аварии на ЧАЭС, и обеспечению бережного отношения к богатствам природы.
4. Природные ресурсы города Нижнего Новгорода
Минерально-сырьевые ресурсы
Недра области богаты залежами минерального сырья, пригодного для производства строительных материалов и использования в металлургической, топливной промышленности, сельском хозяйстве. Промышленные запасы формовочных песков составляют 137 670 тыс. т. Утвержденные запасы карбонатных пород Ветошкинского месторождения по промышленным категориям в объеме 1,8 млн. м3, пригодны для производства строительного щебня, доломитовой муки и минерального порошка для асфальто-бетонных смесей. Учтено 15 месторождений строительных песков с общими запасами по промышленным категориям А+В+С1 155 682 тыс. м3. 10 месторождений разрабатываются, в том числе 4 месторождения используются как сырьевая база для производства силикатных изделий. Промышленные запасы торфа по разрабатываемым месторождениям составляют 78 млн. т; запасы государственного резерва - 83,3 млн. т; запасы, подлежащие сохранению в естественном состоянии, находящиеся в охранных зонах 128,2 млн. т. Выявлено 158 озёрных месторождений и проявлений сапропеля с общими запасами и прогнозными ресурсами 31 215 тыс. т. Область располагает крупными запасами гипсового камня и ангидрита. Геологические памятники природы. Пучеж-Катункская астроблема (комплексного типа федерального ранга) - у Нижнего Новгорода 100 лет назад были выявлены своеобразные дислокации осадочных пород взрывной метеоритной природы. Комплекс астроблемы сложен архей-нижнепротерозойскими амфиболитами, гнейсами и кристаллическими сланцами. Спасское (палеонтологического типа федерального ранга с заказным режимом охраны) - в правом склоне долины р. Ветлуги у г. Ветлуги вскрываются отложения индского яруса нижнего отдела триасовой системы, в которой встречены остатки позвоночных. Верхняя Слудка (палеонтологического типа федерального ранга с заказным режимом охраны) - в береговых обнажениях р. Ветлуги у г. Ветлуги вскрываются отложения шилихинского горизонта индского яруса нижнего отдела триасовой системы, в которой встречены остатки наземных позвоночных. Асташиха (палеонтологического типа федерального ранга с заказным режимом охраны) - в склоне р. Ветлуги у дер. Асташиха вскрывается разрез отложений верхнетатарского подъяруса верхнего отдела пермской системы и индского яруса нижнего отдела триасовой системы, в которой встречены остатки позвоночных. Пурлинский карьер (палеонтологического типа федерального ранга с заказным режимом охраны) - у дер. Пурлы Шахунского района вскрыты отложения вятского горизонта татарского яруса верхнего отдела пермской системы с остатками рыб и наземных позвоночных. Озеро Вадское (гидрологического типа федерального ранга) - у села Вад. Озеро обязано своим происхождением карстовым процессам в толще пермских гипсов и имеет своеобразный гидрологический режим. При запруживании стока из озера Вадского одновременно поднимается уровень воды и в ближайших озёрах. |
Водные ресурсы
Поверхностные воды. В области насчитывается свыше 9000 рек и ручьёв общей протяженностью 33 тыс. км. Из общего числа рек 550 имеют длину от 10 до 50 км, 26 рек - от 51 до 100 км и 16 рек - выше 100 км. Наиболее крупные реки Волга, Ока, Ветлуга, Сура и др. Общая их площадь более 60 тыс. га. Горьковское и Чебоксарское водохранилища занимают 58.5 тыс. га. Водными ресурсами более обеспечена северная часть области и центральная часть, прилегающая к долинам Волги и Оки. Многочисленны в области озёра и искусственные водоёмы - пруды. Озёр, прудов и водохранилищ размером более 1 га насчитывается 2700, площадь их составляет 9,8 тыс. га. В последние годы отмечается относительная стабилизация основных показателей водопользования. Подземные воды. Область богата пресными подземными водами, однако качество и распределение их по территории области неодинаковы. Согласно оценке потенциальных эксплуатационных запасов подземных вод, их величина составляет 8,5 млн. м3/сут. Основная часть разведанных месторождений сконцентрирована в центральных районах области. Степень освоения разведанных месторождений низкая. Централизованными водозаборами эксплуатируются 12 месторождений (участков) подземных вод с общим водоотбором 191,5 тыс. м3/сут, что составляет 7,2% разведанных запасов. По качеству подземные воды в основном отвечают требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода". |
Лесные ресурсы
Покрытая лесом площадь и лесистость составляют соответственно - 3543,5 тыс. га и 46%. Общий запас древесины - 542,1 тыс. м3, в том числе спелые и переспелые - 83,69 тыс. га. Доля гарей от общей площади лесов - 0,0387%, доля вырубок - 0,78%. Возрастная структура лесов гослесфонда: спелые насаждения - 9,4%, приспевающие - 11,8%, средневозрастные - 33%, молодняки - 45,8%. Площадь лесов I группы составляет 12819,91 тыс. га, II группы - 2698,1 тыс. га. Породный состав лесов: хвойные - 1410,6 тыс. га (сосна - 1218,4 тыс. га, ель, пихта - 190,5 тыс. га, лиственница - 1,7 тыс. га); твёрдолиственные - 56,7 тыс. га (дуб высокоствольный - 8,1 тыс. га, дуб низкоствольный - 46,6 тыс. га); мягколиственные - 1371,5 тыс. га (берёза - 1033,4 тыс. га, осина - 251,1 тыс. га). Вызывает тревогу сокращение площадей дубовых насаждений. В области 700 сельхозформирований, которые являются владельцами лесного фонда. В распоряжении фермерских хозяйств 1100 га лесов и 200 га древесно-кустарниковой растительности, не входящих в состав лесного фонда. В 19 районах области организация ведения лесного хозяйства не соответствует ""Основам лесного законодательства"". Хозяйства не входят в межхозяйственные лесхозы, отсутствуют договора с лесхозами. Сами хозяйства квалифицированно вести лесное хозяйство не могут в связи с отсутствием кадров и специализированной техники, лесовосстановление им не под силу. В целом эксплуатация лесов ведется с соблюдением экологических требований, что обуславливает привлекательность для иностранных партнёров.В частности, заключен долгосрочный контракт между рядом нижегородских предприятий и лидером финской целлюлозно-бумажной промышленности - компанией "Энсо". |
Биологические ресурсы суши и водные биологические ресурсы
Животные. В области обитает около 300 видов наземных позвоночных животных, около 50% из них нуждается в охране и около 30% видов являются редкими. В области доказано гнездование 7 видов птиц, занесенных в Красную книгу России (черный аист, беркут, орёл-могильник, орлан-белохвост, скопа, змееяд, сапсан) и 9 видов птиц, являющихся кандидатами в Красную книгу России (чернозобая гагара, большой подорлик, степной лунь, филин, белая куропатка, большой кроншнеп, кулик-сорока, малая крачка, серый сорокопут). Среди наземных позвоночных животных, обитающих на территории области, наибольшей эксплуатационной нагрузке подвергаются охотничьи (около 50 видов) и условно-охотничьи (18 видов) животные. Охотничьи животные: лось, кабан, зайцы, куница, лисица, ондатра, бобр, медведь, волк, глухарь, тетерев, куропатка серая, гуси, утки. Всего в области 73 охотхозяйства, 10 заказников, 22 участка. Колебания численности охотничьих животных определяются в основном климатическими условиями, но в последние годы усилилось антропогенное влияние на охотничью фауну за счёт роста технической вооруженности охотников (нарезное оружие, авто-, мототранспорт и снегоходная техника, использование промысловых охотничьих собак для спортивной охоты при массовости лаек и норных собак). Рыбохозяйственный фонд области составляют реки: Волга, Ока, Ветлуга, Сура, Клязьма, Сережа, Пьяна, Теша, Керженец, Санахта, Узола, Линда общей протяженностью 16920 км, Горьковское водохранилище (площадью 1590 м2, на территории области - 320 км2), Чебоксарское водохранилище (площадью 2190 км2, на территории области - 790 км2), 321 озеро общей площадью 11200 га. Основные промысловые виды рыб: стерлядь, налим, жерех, сом, густера, окунь, язь, снеток, лещ, карась, щука, ёрш (всего 32 вида). Охраняемый вид - стерлядь (р. Сура). Несмотря на большое количество озёр, промысел на них не ведётся вследствие крайне обеднеёного состава ихтиофауны (карась, верховодка, плотва, окунь, ёрш, щука). Озёра имеют низкую рыбопродуктивность, не превышающую 5 кг/га. Большинство озёр - небольшие по площади, сильно заилены, мелководны и заросшие водной растительностью. Из рек наибольшее значение имеют Ока и Сура, а также приустьевые участки рек Керженец, Пьяна, Теша, Сережа, Клязьма - они играют большую роль в формировании рыбных запасов в водохранилищах. Рыбохозяйственное освоение Чебоксарского водохранилища осуществляют шесть рыбохозяйственных организаций. Промысловые участки находятся в Кстовском, Лысковском и Воротынском районах. Рыбопромысловые участки представлены заливами, устьевыми расширениями впадающих рек. На реке Оке промысел базируется в Павловском и Дзержинском районах. На водохранилищах действуют простейшие рыбоводные пункты, которые выпускают молодь судака и щуки. |
Климатические ресурсы
Область расположена в зоне умеренно континентального климата. Средняя годовая температура воздуха изменяется от -2,5°С на севере до +3,5°С на юге области. Средние температуры января -12°C, июля 19°C. За год выпадает около 600-650 мм осадков в Заволжье и 500-550 мм в Правобережье (две трети - в виде дождя). С сентября по май преобладают южные и юго-западные ветры, в летние месяцы - северо-западные. Среднегодовая скорость ветров - 3-4 м/сек. В Правобережье нередки засухи. Вегетационный период 165-175 дней. |
Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории
В бассейне р. Керженец (левый приток Волги) расположен Керженский заповедник (основан в 1993 г., площадь 46856,52 га.). Представлены южно-таёжные хвойные (сосновые лишайниковые и зеленомошные, еловые) и подтаёжные хвойно-широколиственные леса. Есть участки степной растительности. Много торфяных болот. В растительном покрове сочетаются элементы тайги и южных дубрав. Из редких видов растений встречаются прострел раскрытый, качим метельчатый, гвоздика Барбаша, василёк сумский, змееголовник Рюйша и др. Постоянно обитают бобр, норка, куница, хорь, горностай, глухарь, тетерев, рябчик. Из редких и исчезающих видов животных отмечены выхухоль, беркут, сапсан, скопа. |
6. Описание заповедника
Статус особо охраняемой природной территории государственного природного заповедника "Керженский" был установлен Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 360 от 23 апреля 1993 года .
Это произошло спустя 52 года после того, как 7 мая 1941 года было принято решение Горьковского Облисполкома за № 697 "Об организации Керженского государственного заповедника". Путь к организации заповедника был длительным, и потребовал усилий многих людей в разные периоды времени. Заповедник "Керженский" - единственный заповедник в Нижегородской области. 23 апреля 1993 года был создан заповедника с целью сохранения природных комплексов Заволжья. Заповедник "Керженский" расположен в среднем течении левобережья реки Керженец, притока Волги. Площадь заповедника 467,86 квадратных километров.
Заповедник относится к категории строгих природных резерватов и охраняется в России на долгосрочной основе. Основными задачами "Керженского" заповедника являются сохранение природных комплеков, проведение научных исследований и экологическое просвещение
Керженский край - часть низменного Нижегородского Заволжья, входящего в лесной пояс на обширной Русской равнине, царство сосновых лесов и болот.
Поверхность Керженского заповедника равнинная, разница между самой высокой точкой (140,5 м) и самой низкой составляет 64,2 м, а мощность песчаных отложений от 5 м до 30 м и более. В результате деятельности древних оледенений и ветров образовался ландшафт с песчаными дюнами и гривами с сосняками, иногда заболоченными, и березняками на дерново-подзолистых песчаных и болотно-подзолистых почвах. После древних оледенений образовались и конечно-моренные гряды из глин, суглинков, крупных валунов с хвойно-широколиственным лесом на дерново-подзолистых супесчаных и суглинистых почвах. К западу территория заповедника значительно понижается, здесь образование рельефа связано с рекой Керженец, по которой проходит западная граница заповедника.
7.Российский Закон об охране окружающей среды
Охрана окружающей природной среды, как недавно говорили охрана природы, необходима каждому государству. Природная среда — это те экосистемы, в которых живут граждане той или иной страны, и они
в первую очередь заинтересованы в чистом воздухе и воде, в неядовитых продуктах питания. Среду приходится защищать от загрязнения сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, от бытовых стоков каждого крупного населенного пункта. Так что законы об охране среды — это всегда законы об ограничении деятельности человека в данном районе. Среду необходимо защищать и от посягательств извне, дабы чужеземцы не захватили природные богатства, исторически (по праву жительства) принадлежащие конкретному народу. Все это так, и, однако, во всех этих рассуждениях имеется множество противоречий.
Мы уже знаем, что человек не противопоставлен своей среде обитания, он часть ее. Она не нуждается в особой защите, потому что основные компоненты круговорота веществ «обслуживаются» не человеком
и отнюдь не высшими организмами, а необозримым множеством самых примитивных организмов, пределы толерантности и приспособляемости которых необычайно велики. Так что охрана окружающей среды сводится всегда к регламентации средопреобразующей деятельности человека, причем о гражданах здесь говорить не приходится, они не в состоянии уничтожить собственное местообитание. Его уничтожают общественные структуры, чаще всего не внемлющие призывам граждан. Поэтому нельзя говорить, что среда передана во владение какому-то народу и является его достоянием. Свое достояние можно ведь и прокутить! Природная среда, уничтоженная в каком-то локальном месте планеты, — это угроза всему населению Земли.
Итак, человек не может использовать среду как свое достояние, являясь сам частью природной среды. Гражданин не в состоянии достаточно повредить своей среде обитания, а общество это в состоянии сделать без его ведома и согласия. Произвольное и полное использование ресурсов природной среды практически невозможно. Тем не менее, каждому государству необходим Закон об охране окружающей природной среды. Наше государство приняло в 1963 году Закон РСФСР «Об охране природы». С государственными преобразованиями он к 1985 году устарел. Взамен ему Верховным Советом Российской Федерации был принят 19 декабря 1991 года Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». До этого у нас не было общего закона
в области охраны окружающей природной среды.
Закон 1991 года характеризовался следующими основными чертами:
1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия. Он выполняет три задачи: а) сохранение природной среды; б) предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на нее; в) оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Прямое действие закона выражается в том, что его нормы действуют без дополнительных актов — постановлений, инструкций, положений и пр.
2. В законе определяется мера разумного сочетания экологических и экономических интересов при приоритете охраны здоровья человека. То есть устанавливаются предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на среду, превышение которых создает опасность здоровью человека.
3. Закон формулирует экологические требования человека, как вида, к источникам вредного воздействия на природную среду.
4. Центральная тема закона — человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды. То есть, в конечном счете, — это закон об охране человека. Человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, воздействующий на среду и несущий ответственность за последствия своих действий; а также как объект воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.
5. Указаны механизмы исполнения предписаний Закона. Они состоят из стимулирования охраны среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей. Меры такого воздействия — экономические механизмы охраны природной среды: экологическая экспертиза, экологический контроль, правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, административная, уголовная ответственность, возмещение вреда, причиненного нарушением закона, экологическое воспитание и образование.
Согласно тексту Закона, природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Это не нужно понимать как возможность народов, населяющих страну, произвольно и полно использовать все природные богатства своей территории, прикрываясь лозунгами национальных интересов или острых политических моментов, переживаемых обществом.
Закон содержал 15 разделов, разбитых на 94 статьи.
20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
По объему он мало изменился и содержит 14 глав, разделенных на 84 статьи.
В первую главу Закона по-прежнему включены общие положения. Там очерчены задачи природоохранного законодательства Российской Федерации, состоящие из регулирования отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
В начале даются основные понятия: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, природный комплекс. Кроме того, определяется качество окружающей среды: благоприятная среда, негативное воздействие на окружающую среду. Здесь же определены природные ресурсы, загрязнение окружающей среды и нормативы ее качества, а также мониторинг, контроль в области охраны, экологический аудит, а также вред окружающей среде, экологический риск и дано понятие экологической безопасности. Последнее, впрочем, как и многие другие понятия, определено, видимо, без участия экологов, поэтому экологический смысл остается не совсем ясным.
Здесь же сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которыми должно руководствоваться любое физическое и юридическое лицо на территории страны. Вот некоторые из них:
• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
• научно обоснованные сочетания экологических, экономических интересов и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среде;
• ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
• независимость контроля в области окружающей среды;
• презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
В общем, в этой главе гарантированы права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также ответственность органов государственной власти и обязательность проведения государственной экологической экспертизы. Оговорен и приоритет сохранения естественных экологических систем. Вводится обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений юридических и физических лиц.
В последней статье этой главы перечисляются объекты охраны окружающей среды. Это земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, а, кроме того, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы
и околоземное космическое пространство. Из живой природы это леса
и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию1.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия,
а также государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Во второй главе даются основы управления в области охраны окружающей среды. Здесь в статьях с 5 по 10 регламентируют полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной, разграничения этих полномочий.
В третьей главе оговариваются права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Здесь в статье 11 снова декларируется право граждан на благоприятную окружающую среду, и перечисляются права граждан создавать общественные объединения, направлять обращения в органы власти, принимать участие в собраниях и митингах, выдвигать предложение и обращаться с жалобами, предъявлять в суд иски. Обязаны же они относительно немногое: сохранять природу, бережно к ней относиться и соблюдать законодательство.12 статья регламентирует участие организаций в природоохранной деятельности, а последняя, 13, статья этой главы оговаривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.
В четвертой главе Закона, как и в предыдущем, предлагаются экономические механизмы охраны окружающей природной среды, их задачи, планирование и учет ресурсов. Определяются здесь и лимиты на природопользование, платность использования ресурсов, экологическое страхование, экологические фонды и экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. В главах с 14 по18 подробно оговариваются и методы экономического регулирования, и федеральные программы в области экологического развития, и предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.
В пятой главе определяется нормирование качества природной среды. Ни для кого не секрет, что нынешняя природная среда часто загрязнена настолько, что отрицательно воздействует на все живое. Прежде всего, здесь освещаются требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Все нормативы предельно допустимых доз и уровней загрязнения, а также экологические требования к продукции рассмотрены в этом разделе в статьях с 19 по 31.
Шестая глава состоит всего из двух статей и содержит описание процедуры оценки воздействия на окружающую среду и порядок проведения экологической экспертизы. Определены ее цели, вводится обязательность такой экспертизы при принятии любых хозяйственных решений. Рассмотрены объекты государственной экологической экспертизы, обязательность общественной экологической экспертизы и определены как ответственность за невыполнение требований экспертизы, так и ответственность экспертов.
Наиболее объемная седьмая глава Закона определяет экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов. Здесь перечислены правила хранения, применения и уничтожения химических, биологических, производственных и бытовых отходов, охрана озонового слоя Земли. Эта глава содержит статьи с 32 по 56, в ее конце оговорена возможная приостановка деятельности, если она осуществляется с нарушением требований, указанных в этой главе.
В восьмой главе всего в одной статье описан порядок установления зон экологического бедствия и рассмотрены чрезвычайные экологические ситуации. Определены признаки, по которым выделяются территории как зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, и приводятся меры по устранению таких зон и способы финансирования этих дорогих мероприятий.
Специальная девятая глава Закона останавливает внимание на природных объектах, находящихся под особой охраной. Здесь описаны меры охраны и ее правовой режим, природно-заповедный фонд Российской Федерации, государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Специальной охране подлежат также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды организмов и зеленые зоны вокруг городов и поселков2.
Государственным природным заказником считается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов.
Национальными природными парками называют изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение, как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, мест отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.
Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.
Вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Нужно заметить, что все положения об этих территориях, охраняемых видах организмов и зеленых зонах, окружающих поселения человека, сходны с такими же, давно принятыми практически во всех просвещенных странах, независимо от их экономического уровня.
В десятой главе статья 63 описывает государственный экологический мониторинг. Порядок его организации устанавливается правительством Российской Федерации, результаты также используются правительством. Доступность этих результатов для граждан в статье не оговаривается.
Глава одиннадцатая Закона посвящена экологическому контролю за состоянием окружающей среды. Объяснены его задачи и значение, введена иерархия службы контроля — государственной, производственной, общественной. Безусловно, прав у государственных контролирующих чиновников оказалось значительно больше, чем у общественных контролирующих организаций. Общественному контролю в этой главе, состоящей из 6 статей, отведены только две позиции в 68 статье.
Вместо специального раздела, посвященного экологическому воспитанию и образованию граждан страны, появились две отдельные главы.
Глава двенадцатая регламентирует научные исследования в области охраны окружающей среды. В ее единственной статье перечисляются только возможные цели, по которым могут проводиться научные исследования. Так что эта глава оказалась существенно урезанной в сравнении с предыдущим законом3.
Новая глава, появившаяся в этом варианте Закона, — 13 глава, посвящена основам формирования экологической культуры. Она представлена четырьмя статьями, и поскольку только они в тексте Закона связаны с обучением экологии и эколого-просветительской деятельностью, то приведем главу целиком.Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.
1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 74. Экологическое просвещение.
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Таким образом, в отличие от предыдущего закона, в новом существенно усилена государственная компонента и уже не оговариваются столь подробно права граждан и их приоритетность. Несмотря на то, что оставлено информационное обеспечение граждан в области качества окружающей среды, здесь уже полностью исключена роль Правительства Российской Федерации в организации системы всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования всех граждан страны. Это должны были осуществлять специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации, обеспечивающие население экологической информацией и участвующие в организации всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования. В республиках, автономных областях и округах, в краях, областях и органах местного самоуправления обязательно предписывалось Законом организация всеобщего экологического образования, воспитания и просвещения, как необходимейший атрибут охраны окружающей среды. К сожалению, от этих положений осталось очень немного, что позволило с момента принятия этого нового закона практически свернуть в образовательных учреждениях преподавание экологии. Мы вернемся к этой теме в 13 главе Закона.
Глава четырнадцатая Закона посвящена ответственности за экологические правонарушения.4 Прежде всего, перечисляются виды такой ответственности. Здесь предусматривается и дисциплинарная, и материальная, и административная ответственность. Имеется статья и об уголовной ответственности за экологические преступления. Оговаривается, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Оговаривается обязанность полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, предусмотрено и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства, а также требования об ограничении, приостановлении или даже о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В четырнадцатой главе Закона обсуждается возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Предполагается возмещать такой вред в полном объеме в виде адекватного материального возмещения, либо — в натуральной форме, в виде восстановления окружающей природной среды. Рассмотрены варианты возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, здоровью граждан или их имуществу, оговорены способы исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности.
Предусмотрено в пятнадцатой главе Закона и международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. Здесь утверждается, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права5.
1 Здесь почему-то не учтено, что таких комплексов на планете не осталось. В связи с биосферной промышленной деятельностью человечества все экологические системы и ландшафты планеты в той или иной мере изменены.
2 К сожалению, из Закона изъяты определения особо охраняемых территорий. Мы приводим эти определения из текста предыдущего Закона. Вот они: «Государственными природными заповедниками считаются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей, особо охраняемые законом, природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных».
3 Там ученым, ведущим такие разработки, оказывалась государственная поддержка, и они входили в состав экспертных советов, давая заключения по экологической экспертизе проектов, участвовали в решении практических задач рационального природопользования, формирования экологической культуры общества. И, что особенно важно, — несли персональную ответственность за научные результаты своих разработок.
4 Экологические правонарушения были перечислены в тексте предыдущего Закона, вот некоторые из них:— несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
— загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
— порча, повреждение и уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
— нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, продуктов из них, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
— превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и концентраций вредных веществ;
— несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.
— превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и концентраций вредных веществ;
— несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.5 К сожалению, в тексте Закона они опущены, но мы напоминаем их из текста предыдущего Закона. Принципы эти сводятся к следующим:
— каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
— каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
— экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
— хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
— недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы;
— должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
— должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовым природосберегающим технологиям;
— государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
— все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.
Эти основополагающие принципы международного сотрудничества чаще всего и нарушаются под предлогом национальных интересов или государственной тайны
8. Международные экологические организации
Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.
Межправительственные экологические организации
Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.
Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей среды:
◾ЮНЭП (от англ. UNEP — United Nations Environmental Program — Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.
◾ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАЕ), принятая в 1970 г.
◾ФАО (от англ. FAO — Food and Agricultural Organization UN — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованная в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.
◾ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), созданная в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной окружающей среды.
◾ВМО (Всемирная метеорологическая организация) — учреждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом окружающей среды, в том числе:
◾оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;
◾изучение воздействия на озоновый слой Земли.
◾МОТ (Международная организация труда) — специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.
◾МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением.
Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.
Неправительственные международные организации
В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200—500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.
◾Международный союз по охране природы — МСОП (от англ. IUCN International Union for the Conservation of Nature) — создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП — инициатор ведения Красных книг.
◾Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF — World Wide Fund for Nature) — самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн. долл. США.
◾Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей среды.
◾Римский клуб (РК) — международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности — организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области.
Членство в Римском клубе ограничено (100 чел.). Это люди, не занимающие официальные правительственные посты и не представляющие интересы каких-либо стран.
Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся ученых того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире.
Первым в 1972 г. был доклад группы Д.Медоуза «Пределы роста».
В период с 1973 по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены еще несколько докладов, в том числе Я.Тинбергеном (1977), Э.Ласло (1977). В 1978—1980 гг. обсуждались проблемы переработки отходов, использования энергии, организации общества, достижения изобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина с соавторами «Нет пределов обучению» (1980).
В 1994 г. Э.Вайцзеккер с соавторами подготовили обстоятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные пути решения проблем энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаются исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные перемены, особенно в геополитике, при этом экологическая ситуация на планете продолжает ухудшаться.
В работе Римского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действительными членами клуба были академики Д.М. Гвишиани, Е.К. Федоров, В.Е. Примаков, А.А. Логунов, Ч. Айтматов, почетными членами — М.С. Горбачев и Б.Е. Патон.
Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.
Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законодательства сторон и прецедентов.
К началу 1980-х годов было создано более десятка крупномасштабных моделей развития мира. Наиболее известны модели Дж.Форрестера, Д.Медоуза с соавторами, Месаровича-Пестеля, Глобал 2000, латиноамериканская, британская, японская и мировая (ООН).
ГРИНПИС (Greenpeace — «Зеленый мир») — независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн. членов, 1/3 которых — американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г.
Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п.
9. Календарь экологических дат на 2016 год
ЯНВАРЬ
• 11 января - День заповедников и национальных парков (с 1997г.)
• 29 января - День мобилизации против угрозы ядерной войны (с 1985г.)
ФЕВРАЛЬ
• 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий (с 1997г.)
• 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (с 1986г.)
• 19 февраля - Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.)
МАРТ
• 1 марта - День кошек в России (по стихийно сложившейся традиции)
• 14 марта - День действий против плотин в защиту Рек, Воды и Жизни (с 1998г.)
• 15 марта - Международный день защиты бельков (с 1986 г.)
• 20-21 марта – День весеннего равноденствия, День Земли (c 1971 г.)
• 21 марта - Международный день леса (с 1971 г.)
• 22 марта - Всемирный День Воды, или Всемирный день водных ресурсов (с 1993г.)
• 22 марта – Международный день Балтийского моря (c 1986 г.)
• 23 марта - Всемирный День Метеорологии (с 1961г.)
• 24 марта - Всемирный день борьбы с туберкулезом (с 1993г.)
• 24 марта - День планетариев (с 1996г.)
• 29-30 марта - День защиты Земли.
АПРЕЛЬ
• 1 апреля - День птиц (международная экологическая акция), официально - с 1994г.
• Первое воскресенье - День геолога (с 1966г.)
• 7 апреля - Всемирный день охраны здоровья (день принятия Устава ВОЗ) с 1948г.
• 15 апреля - 5 июня - Общероссийский дни защиты окружающей среды от экологической опасности
• 15 апреля - День экологических знаний (в рамках экологических дней)
• 18 апреля - Международный День охраны памятников и исторических мест (с 1984 г.)
• 19 апреля - День подснежника (англ.праздник, с 1984 г.)
• 22-24 апреля - Марш Парков (Дни заповедников и национальных парков) с 1995г.
• 22 апреля - Всемирный день Земли (международная экологическая акция) с 1972г.
• 24 апреля - Всемирный день защиты лабораторных животных (с 1979г.)
• 26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (с 1986г.)
• Четвёрная суббота - День биолога (с 2001г.)
• 28 апреля - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности) с 1997г.
МАЙ
• 3 мая - День Солнца (МОСЭ) с 1994г.
• Вторая суббота - Всероссийский день посадки леса (с 2011г.)
• Вторая суббота и воскресенье - Всемирный день мигрирующих птиц
• 12 мая - День экологического образования (с 1992г.)
• 15 мая - Международный день климата (с 1992г.)
• 15 мая -15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов (по инициативе Российской сети рек)
• 24 мая - Европейский день парков (с 1999г.)
• 25 мая - День нерпенка (с 2003г.)
• 31 мая - Всемирный день без табака (Всемирный день против курения) с 1988г.
ИЮНЬ
• 1 июня - Всемирный день защиты детей (с 1925г.)
• Первое воскресенье - Международный день очистки водоемов (с 1995г.), в России крупномасштабно проводится с 2003г.
• 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды (с 1972г.), День эколога (с 2007г.)
• 8 июня - Всемирный день океанов (с 1992г.)
• 15 июня - День создания юннатского движения в России
• 17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами (с 1995г.)
• 24 июня - Праздник Иван Купала
• 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом (с 1987г.)
• 27 июня - Всемирный день рыболовства (с 1985г.)
• 8 августа - Всемирный день кошек
• 9 августа - Всемирный день коренных малочисленных народов мира (с 1994г.)Народность Сето (Сету)
• 16 августа - Международный День бездомных животных
СЕНТЯБРЬ
• 9 сентября - Всемирный День Красоты (в России с 1999г.)
• Неделя в сентябре Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
• Второе воскресенье - День Байкала
• 11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
• 15 сентября - День рождения Гринпис
• Третье воскресенье - День работников леса, Российский День леса (с 1980г.)
• 16 сентября - Международный день охраны озонового слоя (с 1994г.)
• 21 сентября - Международный День мира (День прекращения огня и отказа от насилия) с 1982г.
ИЮЛЬ
• 4 июля - Международный день дельфинов-пленников (с 2007г.)
• 11 июля - Международный день народонаселения (с 1989г.)
• Второе воскресенье - День действий против рыбной ловли
• 23 июля - Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.)
АВГУСТ
• 6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия
• 22 сентября - Всемирный день без автомобилей (Франция, с 1998г.)
• 27 сентября - Всемирный день туризма (с 1979г.)
• 27 сентября - Всемирный день моря (отмечается в один из дней последней недели сентября) с 1978г.
ОКТЯБРЬ
• 1 октября - Всемирный вегетарианский день (с 1977г.)
• 2 октября - Всемирный день сельско-хозяйственных животных
• 2 октября - День детского здоровья
• 4 октября - Всемирный День защиты животных (в России с 2000г.)
• 5 октября - День образования Международного союза охраны природы (с 1990г. - Всемирный союз охраны природы)
• 6 октября - Всемирный день охраны мест обитания (с 1979г.)
• Вторая среда - Международный день защиты от стихийных бедствий (с 1999г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гуманного взаимодействия человека и природы
Тезисы доклада,представленного на региональный семинар "Проблемы и задачи дошкольного образования" (результат научно-исследовательской работы по актуальным проблемам дошкольного и начального обр...
Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста
Представлены выводы об особенностях представлений о человеке, ценностных ориентаций детей по отношению к природе, взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста...
Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...
АВТОРСКИЕ ИГРЫ "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА" Использование игровых технологий в совместной и самостоятельной деятельности для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для формирования представлений о неразрывной связи человека и природы (человек- часть природы) у детей старшего дошкольного возрастаЛОТО «Что подсказала человеку при...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
Презентация "Развитие элементов экологического сознания дошкольников в вопросах природосбережения и взаимодействия человека с природой"
Экологическое сознание – это система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к ок...
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы как необходимое условие экологического воспитания дошкольников
Цель экологического воспитания — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить...