Развиваем навыки применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кулачек Маргарита Ивановна

опыт работы по проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya_kulachek_m-i.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем навыки применения проектной деятельности у детей дошкольного              возраста

                                                                                          Кулачек Маргарита Ивановна

          Воспитатель МБДОУ «Октябрьский детский сад»

                         Горьковский муниципальный район

      В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения,  которое направленно на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Одним из требований к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО) является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности и  самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). все это  диктует нам педагогам  необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из эффективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применение педагогами метода проектов в своей работе приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная активность,  социальная и творческая инициативность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.      

Проводя анализ индивидуальных достижений детей старшего возраста, мы пришли к выводу, что у некоторых детей недостаточно сформирована информационная и деятельностная компетентности, дошкольники недостаточно владеют разнообразными способами активного познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать), не знают где можно добыть новую для них информацию. У большинства детей предпосылки проектной деятельности развиты недостаточно хорошо.

           Эти проблемы обусловили цель нашей педагогической  работы:

-  Развитие познавательной активности дошкольников через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.

           Для достижения цели определили следующие задачи:

-  Организация в группе развивающей  предметно-развивающей среды.

- Выявление, поддержка и развитие у детей интереса к познавательно- исследовательской деятельности;

- Создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- Формирование у детей информационной и деятельностной компетентности, освоение навыков проектной деятельности.

-    Организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника, создание детско-взрослой общности;

                 Изучив труды педагогов-практиков (У. Килпатрика, Дж. Дьюи, Михайловой-Свирской Л.В.), мы выяснили, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное с взрослыми  поэтапное достижение цели.

  Тематический образовательный  проект в нашей группе – это отрезок жизни детей группы,  в течении которого дети вместе со взрослым совершают увлекательную поисково –  познавательную творческую работу, которая основана на инициативной, активной реализации интересов,  потребностей и возможностей детей.                                                                                                                                                                                      

Реализуя метод проектов с детьми старшей группы, мы стараемся чтобы дети занимали позицию полноправных субъектов деятельности. Так дети на «утреннем сборе»:                                              

 - выбирают  темы, формы работы в рамках проекта;

Самое трудное, как оказалось в процессе работы, - выбрать интересную тему проекта. Мыслей много, остановиться на какой – то одной не всегда сразу получается. Оптимальный выход – фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место, это «Шкатулка Почемучки».                          

 - устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;                                                                                                                                                                                           - выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;                                                                

 - реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности.

Взрослые как полноправные участники проекта:

- имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности;

- не претендуют на звание единственно верного источника знаний, ограничиваясь статусом «ресурсной личности»;

- предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей., очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор , действия и результаты.  

           В основу метода проектов положен один из принципов личностно-развивающего и гуманистического  характера взаимодействия взрослых (педагогов, родителей) и детей, поэтому мы  активно привлекаем к проектной деятельности наших  родителей.  Что бы повысить педагогическую компетентность родителей по этому вопросу используем такие формы работы с родителями как: родительское собрание «Метод проектов – путь к саморазвитию!»,    памятки   «Основные цели и задачи метода проектов», «Виды проектов», Круглый стол «Результативность применения метода проектов в образовательной деятельности» и др.                                                                                                         

            Схема организации проектной деятельности:

  • Определение проблемы.

Организация проекта начинается с определения актуальной и интересной  для дошкольников проблемы, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям. Так появились  проекты «Мой домашний дружок» (о домашних животных), «Что растет на лугу» (об удивительных видах и свойствах растений, произрастающих на лугу), «Что бы не было пожара, чтобы не было беды» и др.

  • Мотивирующее начало проекта.

Наша задача состоит в том, чтобы помочь дошкольникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

  • Поиск форм реализации проекта.

Мы  предлагаем детям предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.    

Этапы работы над проектом.

1 этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты в центрах активности сосредотачиваем различный материал: книги для чтения, иллюстрации, предметы,  видеофильмы, аудиокассеты, различные задания по теме проекта, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира. Среда должна стать активизирующей.

2 этап - реализация проекта.

- «Реализация информационного запроса» (на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели). В ответ на возникающий у дошкольников «информационный запрос», совместно с родителями, мы организовывали работу по поиску необходимой информации в энциклопедиях, интернете, презентациях; ее анализу, освоению определенных навыков.

- «Практическая деятельность» по реализации проекта (здесь открываются широкие возможности в организации совместной познавательной деятельности в разных центрах активности).

В течении двух лет в нашей группе были реализованы следующие проекты:

семейные проекты «Моя семья», «Мой маленький дружок», исследовательские проекты «Елочка – красавица», «Жители крайнего Севера», «Что растет на лугу?», практико-ориентированные проекты «Правила движения достойны уважения», «Что бы не было пожара, что бы не было беды», творческий проект «Мир театра».

           3.  Презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности.

Так например, практико-ориентированный проект «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» был завершен соревнованиями пожарных – детей и вручением удостоверений пожарного.

Творческий «Мир театра» – показом детского спектакля.

Исследовательский проект «Елочка – красавица» – изготовлением лепбука о елочке.

Информационный семейный проект «Мой маленький дружок» – рассказом детей и демонстрацией  собранной информации о домашнем животном.

4. Рефлексивно-оценочный этап проекта. Сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности. Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта мы обсуждаем с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей.

Таким образом, результатами совместной проектной  деятельности  становятся:

-     Создание развивающей среды в группе.

-   Полученный продукт то есть результат работы - это рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль.

-    Познавательное  развитие ребенка.

Дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.

- Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми и со сверстниками.

В результате этого улучшается микроклимат в группе и в детском саду.
       -
Активное участие родителей в совместной проектной деятельности.

Родители принимают активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

        Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени познавательной активности, инициативности и самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности.

Таким образом, оценка результатов совместной проектной деятельности свидетельствует о том, что проекты, разработанные нами, являются эффективным средством развития познавательной активности и навыков проектной деятельности дошкольников.

Литература:

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18.

2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.  / Л.С.Киселева,

3. Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. / А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.

4. Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015  – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с применением проектной деятельности «Города - герои» (для детей подготовительной группы)

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

Конспект образовательной деятельности с применением проектной деятельности «День любви, семьи и верности» (для детей подготовительной группы)

Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственности семейных отношений. Осознания семьи как ценности означает, что между «Я» и «Мы» человек становится на сторону «Мы...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей (с применением проектной деятельности) в подготовительной группе.

Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, И.В. Цветкова и др. свидетельству­ют о том, в период дошкольного детства в процессе целена...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Цветочное наслаждение».

Хочется чтобы данный материал помог педагогам побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих идей....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)

Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано.  Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...

Статья "Развиваем навыки применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста"

В данной статье говорится о развитии навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста....