Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей (с применением проектной деятельности) в подготовительной группе.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, И.В. Цветкова и др. свидетельствуют о том, в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры — осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы.
Поэтому в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
В процессе реализации данной цели, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали технологию проектной деятельности. Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования данной технологии, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_detey_proektnaya_deyatelnost.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей (с применением проектной деятельности) в подготовительной группе №51 на 2011-2012 учебный год
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | Методическое обеспечение | Оборудование и материалы |
1. | сентябрь | «Мастерская природы» Проблема: Как в памяти детей запечатлеть природы дивные мотивы? Творческий продукт: создание коллекции «Мир камня», изготовление поделок-миниатюр, коллективных работ из песка и камня. Форма защиты: индивидуальная презентация. | - вызвать интерес к объектам, созданным природой, их неповторимости; - подвести детей к пониманию того, что Природа - лучший художник; - вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа; - побуждать детей к проявлению собственного творчества; - развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственных работах; - воспитывать любовь к окружающей природе. | - экскурсии по участку детского сада; - беседа о наступившей осени, рассматривание картин; - создание коллекции «Мир камня»; - чтение сказки Г.Бажова «Хозяйка Медной горы»; - знакомство с техникой рисования песком; - упражнение детей в рисовании песком небольших миниатюр; - сбор и сортировка природного материала на территории детского сада; - выставка работ. | Бумага, картон, краски, карандаши, обойный клей, природный материал – мелкие камушки, песок, палочки, веточки, перышки, листья, лепестки цветов, семена растений. |
2. | октябрь | «Растения – фитотерапевты. Какие они?» Проблема: Узнать, какие лекарственные растения приносят пользу людям? Творческий продукт: оформление альбома «Золотые рецепты». Форма защиты: коллективная презентация, мини-концерт. | - заинтересовать детей рассказом о пользе лекарственных растений; - вызвать желание совместно с родителями собирать информацию о лекарственных растениях; - побуждать использовать для сбора информации различные источники; - обучать приемам систематизации полученной информации; - вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы. | - рассматривание гербария и иллюстраций лекарственных растений; - зарисовка детьми понравившихся растений; - выполнение домашних заданий по поиску информации о лекарственных растениях: беседа с родителями, печатная информация, интернет; - практическая деятельность по оформлению альбома «Золотые рецепты». | Гербарий лекарственных растений Самарской области, научно-популярная литература, детская познавательная литература. |
3. | ноябрь | «Цветочное наслаждение» Проблема: Как сделать уголок природы в группе красивым? Творческий продукт: уголок природы в группе Форма защиты: развлечение «Бал дает королева цветов» | - побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих идей по созданию проект уголка природы; - познакомить детей с правилами создания ландшафтных композиций, имитирующих природу, с приемами подбора растений; - увлечь детей проектированием дизайна путем создания коллективного коллажа из ранее нарисованных рисунков; - доставить эмоциональное удовлетворение детям и взрослым, участникам проекта. | - рассматривание иллюстраций и фотографий дизайна уголков природы; - викторина «Мои зеленые друзья»; - консультации для родителей «Секреты флориста»; - заполнение дневников наблюдений за комнатными цветами; - создание фитокомпозиций из природного материала; - создание и реализация проекта дизайна уголка природы группы; - проведение бала цветов. | Фотографии работ ландшафтных дизайнеров, информация о комнатных растениях, инвентарь для посадочных работ, различные изоматериалы. |
4. | декабрь | «Лаборатория неживой природы» Проблема: Как много узнать о неживой природе? Творческий продукт: создание фотоальбома «Неживая природа – это очень интересно». Форма защиты: коллективная презентация | - экспериментально выявить свойства воды, воздуха, песка, глины, света, снега, почвы; - обучать приемам систематизации полученной информации с помощи фотографий, иллюстраций, рисунков; - обучать детей составлять схемы проведенной работы; - вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы; - воспитывать любовь к окружающей природе. | - проведение опытов с водой, песком, глиной, воздухом, светом, снегом, почвой; - фотографирование, зарисовка, полученных результатов; - составление фотоальбома «Неживая природа – это очень интересно». | Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом, снегом, почвой. |
5. | январь | «Жалобная книга природы» Проблема: Почему исчезают животные и растения? Творческий продукт: Создание альбома «Жалобная книга природы». Форма защиты: акция «Помоги природе!» | - дать детям представление о разнообразии природы; - перечислить основные причины вымирания некоторых животных; - объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир; - продолжить обучать приемам систематизации полученной информации; -способствовать уважительному отношению детей к природе, соблюдению мер ее охраны. | - рассказ воспитателя о исчезнувших видах животных и растений; -чтение рассказа «Морские коровы»; - знакомство с «Жалобной книгой природы» - почему страницы книги пустые? - выполнение домашних заданий по поиску информации; - коллективное заполнение страниц «Жалобной книги природы»; - участие в акции «Помоги природе!» | Научно-популяная литература о вымирающих видах животных и растений, иллюстрации с неправильным отношением людей к природе, изоматериалы. |
6. | февраль | «Метеоплощадка «Юный гидрометеоролог» Проблема: Для чего нужен прогноз погоды и как его использовать? Творческий продукт: «Дневник погоды». Форма защиты: викторина «Знатоки погоды» | - вызвать интерес и познавательную активность детей; - обучать детей работе с компасом, термометром, анемометром, барометром; - побуждать детей высказывать свои предположения о погоде на сегодня; - побуждать детей к систематическим наблюдениям. | - беседа-путешествие по глобусу; - дидактические игры «Найди по заданному направлению»; - измерение температуры воды, воздуха, почвы, скорости ветра, давления; - фиксирование результатов в «Дневнике погоды». | Календарь погоды, приборы: анемометр, барометр, компас, термометры. |
7. | март | «Метеобюро «Народные приметы» Проблема: Можно ли предсказать погоду, используя народные приметы? Творческий продукт: Коллекция «Народные приметы» Форма защиты: коллективная презентация. | - вызвать интерес к истории народного календаря, используемого на Руси земледельцами; - приобщать к истории и культуре русского народа; - побуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле. | - рассматривание страниц «Энциклопедии календарно-обрядовых праздников на Руси; - рассказ воспитателя об использовании народных примет, о точности предсказаний; - конкурс «Кто больше знает народных примет»; - презентация детьми своих листков коллекции «Народные приметы» | Научно-популярная литература о народных приметах, иллюстрации, изоматериалы. |
8. | апрель | «Защитники природы» Проблема: Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Творческие продукт: создание садовой аптечки. Форма защиты: организация работы «Зеленого патруля» | - познакомить детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций; - вызвать у детей создать подобную организацию в группе; - привлечь внимание детей к проблеме загрязнения территории, - формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру. | - экскурсии по участку детского сада; - беседа и рассказ воспитателя о деятельности государственных и общественных организаций по охране природы; - трудовой десант по уборке территории детского учреждения;- создание садовой аптечки; - организация работы «Зеленого патруля». | Участок детского сада, энциклопедии для детей, садовый инвентарь, материал для садовой аптечки: коробка, садовый вар, удобрения в виде таблеток, перевязочный материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей 5-7 лет с ЗПР на год.
Полное собрание материала с подбором занятий,наблюдений,художественного слова,опытов....
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Цветочное наслаждение».
Хочется чтобы данный материал помог педагогам побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих идей....
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)
Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи ...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей в первой группе раннего возраста ( с 1г до 2лет) на 2015-2016 учебный год
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей в первой группе раннего возраста ( с 1г до 2лет) на 2015-2016 учебный год...