Статья "Развиваем навыки применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста"
статья на тему

Биндю Ирина Петровна

В данной статье говорится о развитии навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование ОУ, район: ГБДОУ Детский сад №88 «Присмотра и оздоровления»  Красногвардейского района

Название статьи: «Развиваем навыки применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста».

Составила:  Воспитатель Биндю Ирина Петровна


В современной образовательной ситуации обостряется противоречие между требованиями к качеству дошкольного образования, обновлением представлений о его результатах в соответствии с ФГТ к содержанию дошкольного образования и реальным состоянием этого процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Одним из приоритетов модернизации образования является разработка педагогических условий развития личности, обладающей активностью, самостоятельностью, творческим потенциалом и готовностью постигать новизну и сложность меняющего мира. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, альтернативные формы и способы взаимодействия, востребованные современной образовательной ситуацией.

Дошкольное образование сегодня должно быть направлено не на формирование знаний, умений и навыков ребенка, а на его саморазвитие в естественном состоянии.  В основе природы развития ребенка лежит поисковое поведение, т.е. деятельность в условиях неизведанности и неопределенности.

Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего у ребенка может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и в дальнейшей жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Поэтому необходимо с самого раннего возраста создавать условия для всестороннего развития ребенка.

 Одним из ведущих условий, обеспечивающих развитие ребенка, является включение его в совместную деятельность с взрослым. Уникальным средством, позволяющим организовать сотрудничество детей и взрослых, является применение методов проекта в дошкольном учреждении.

В современных исследованиях разрабатываются проблемы педагогического взаимодействия, но в них не достаточно рассматривается взаимодействие воспитателя с детьми в проектной деятельности. Понятие «проектная деятельность» было определено в работах (Дж. Дьюи, Т.А. Данилина, Б.В. Игнатьева, У. Килпатрика, М.В. Крупенина и др.). В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Проанализировав различные подходы к определению понятия «проект», можно сказать, что под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Поэтому необходимо определить условия перехода к образовательной деятельности по методу проектов:

- Организационно - педагогические: создание развивающей среды, подбор и методическое сопровождение проектной культуры педагогов.

- Организационно – валеологические: ориентация на здоровый образ жизни и охрану здоровья детей.

- Психологические:  создание в коллективе благоприятного климата для творческого развития педагогов.

- Материально-технические возможности, включая использование информационно -

коммуникативных технологий.

- Социально – культурные: формирование партнерских отношений.

Основная задача – сделать этот процесс технологичным. Благодаря развитию навыков применения проектной деятельности у дошкольников происходит формирование интеллектуальных способностей, развивается его уверенность в себе и своих возможностях, дошкольник становится активным, инициативным и самостоятельным.

Внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации развивающей среды и работы с педагогическими кадрами по формированию умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, что, в свою очередь, предусматривает решение нескольких важных задач:


  1. Осознание педагогами понятия «Технология проектирования».

Необходимо направить усилия на осознание педагогами отличий проектной деятельности от комплексной работы по теме: педагог не преподает готовое знание, которое детям остается только усвоить. Он не объясняет и демонстрирует детям правильный способ действия, которыми они могли бы овладеть путем прямого подражания. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некую проблему, слишком сложную, чтобы ее можно было решить сразу по уже известной схеме. Воспитатель предлагает и направляет, подсказывает, где и как можно найти ответы, используя различные источники, а также фантазию и воображение. Таким образом, можно сказать, что, происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников: стимулирование:  поиска  пути решения поставленной задачи, средства решения проблемы и выполнения задач.

  1. Выстраивание взаимоотношений воспитателя и ребенка в процессе проектной деятельности.

Партнерская позиция, позиция соучастия требует совместного постижения проблемы. Из носителя готовых знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта, партнера по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, создать «территорию успеха», вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно-образовательный процесс в игру, увлекательный праздник, радостный и свободный процесс.

Таким образом, можно сказать, происходит формирование устойчивой мотивации на обучение у детей дошкольного возраста, что является одним из навыков применения проектной деятельности.

  1. Соотнесение умения доли нового и известного в проекте.

Воспитателям необходимо усвоить, что любой проект должен опираться на предыдущий опыт и некоторые знания детей о предмете, базовые умения и навыки. «Готовые» новые знания для детей воспитатель может дать только в очень незначительном объеме и в момент востребованности детьми. Таким образом, можно сказать, что, происходит следующее развитие применения навыков проектной деятельности у дошкольников: самоизучение, самоосвоение информации и материала.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Так на первом этапе – «выборе темы» задача педагога - осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трех вопросов». Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной, раскованной атмосфере,  и развитию коммуникативных способностей. На данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников: принятие проблемы, уточнение цели, способность выбирать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельность.  

Второй этап – «сбор информации». Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей. На данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности у дошкольников: добывать информацию из различных источников, нестандартно мыслить.

Третий этап – «реализация проекта». Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Роль – взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Таким образом, можно сказать, что на третьем этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности: развиваются навыки работы в команде, развитие творческой активности детей, самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.  

Четвертый этап – «презентация». Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. Таким образом, можно сказать, что на данном этапе происходит следующее развитие навыков проектной деятельности: навыки владения свое эмоциональной сферой, навыки владения невербальными средствами общения (жесты, мимика), коммуникативные навыки.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности ребенка позволяет формировать его личностные качества: умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой характер, темперамент, время интересам общего дела; умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности – обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи как свое поражение. Они могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербально.

Принимая решение использовать проектирование в образовательном процессе, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, ибо проектирование нацелено не только на интеграцию уже имеющихся знаний, а на их применение и приобретение новых (в том числе и путем самообразования). Активное включение в создание тех или иных проектов дает ребенку возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектирование также ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

 Анализ ряда работ авторов свидетельствует о том, что взаимодействие педагога и ребенка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Так в исследованиях Т.И.Бабаевой и О.В.Киреевой показало, что позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельности детей от обучающее - организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

При развитии навыков владения проектной деятельности необходимо иметь в виду следующее: проектная деятельность дошкольников развивается поэтапно. До 5 лет ребенок находится на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, дошкольники реже обращаются с просьбой к взрослым, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками. Они способны выбирать необходимые средства для достижения намеченного результата.

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса и активности, обусловленный познавательным и личностным развитием. Это позволяет увеличить долю самостоятельного участия детей в проекте, а взрослым перейти на позицию партнеров по деятельности.

Решая познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.

В процессе развития навыков проектной деятельности, дошкольники не только подражают взрослым, но и передают опыт сверстникам. Создают игры, сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения, приобретая творческий опыт. При поддержке взрослых могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне с взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Исходя из выше указанного, можно сделать вывод, что благодаря развитию навыков применения проектной деятельности у детей дошкольного возраста происходит следующее развитие:

1.Развитие познавательных способностей (формирование познавательной активности, умение использовать различные источники информации (книга, фильм, музей…), умение рассуждать, анализировать, делать выводы).

2.Развитие творческих способностей (творческого мышления и творческого воображения).

3.Развитие коммуникативных способностей (умение обсуждать  и распределять деятельность, сотрудничать, принимать чужое мнение).

4.Развитие адаптивных способностей и самоорганизации (умение ставить цель, реализовывать план, самостоятельно справляться с трудностями).

5.Обеспечение психологического благополучия ребенка.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно-ориентированном взаимодействии способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности.

Эффективность педагогической технологии «Метод проектов» как способ развития познавательных интересов ребенка 5-7 лет, оценивается по следующим критериям (на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ):

- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

-  Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции партнеров по проектной деятельности. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы родного города;

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел, связанный с тематикой проекта.

  Работа над развитием навыков проектной деятельности у дошкольников имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Использованная литература

  1. Долматова Л.А. «Проектная деятельность взрослых и детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения». Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2011.
  2. Киреева О.В. «Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования». Автореф. дисс. к. п.н. – СПб., 2009.
  3. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». – М.: Сфера,
  4. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии». - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  6. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» //  Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением". -  № 4, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...

Использование конструктора при формировании навыков конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста

Использование конструктора при формировании навыков конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста...

"Проектная деятельность у детей дошкольного возраста"

Консультация "Проектная деятельность у детей дошкольного возраста"...

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс для педагогов. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в п...

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Презентация к семинару «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...