Семинар "Ребёнок на пороге школы: проблемы и пути решения"
методическая разработка по теме
Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар, преемственность, детский сад - школа | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»
Дата проведения: 16 декабря 2016г
Место проведения: методический кабинет ДОУ
Участники педсовета:
- Педагогический коллектив детского сада «Колосок»
- Учителя начальных классов МБОУ «Вилегодской СОШ»
Цель:
- Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
Ход семинара:
Уважаемые педагоги, родители, учителя сегодня у нас необычный семинар. Мы пригласили Вас сюда для дискуссии «Что необходимо для успешной готовности ребенка к школе» и эпиграфом сегодняшнего разговора я предлагаю взять сказку Д. Соколова «Чайка Долли».
Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»
«Жила была чайка Долли. Она свила уютное гнездышко и села в него высиживать яйца. Она была очень заботливой и ответственной, только очень редко вылетала из гнезда на море попить и схватить пару рыбок - и сразу спешила назад, к своим продолговатым крошкам. И вот однажды, .......
Воспитатель: Если Вы внимательно прослушали эту сказку, то согласитесь, что беспокойство чайки Долли присутствует в той или иной мере у каждого из нас, приглашенных на эту дискуссию. Каким должен ребенок прийти в школу, чего от него ожидают, чьи чаяния и надежды он рушит или оправдывает? На мой взгляд, противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» представителей различных социальных позиций.
Для учителя преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Общее мнение таково, что ребенок приходит в школу не обученный нормам и правилам школьного поведения;
Воспитатели обижены: для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые приходят в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа до конца не оценивает.
Родители хотят всего и сразу, они не произнося слово «преемственность» понимают его чаще всего как стремление пораньше научить, упуская из вида тот факт, а, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас - в дошкольном возрасте.
И наша с вами задача - найти золотую середину, чтобы не прозевать вылет птенцов из гнезда и вовремя подготовить их к интересной школьной жизни, которая наполнена встречей с первым учителем, первыми трудностями и их преодолением, чтобы события последующие за первым звонком не были стрессовыми.
На что же ориентируется детский сад для подготовки детей к школе?
Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
Просмотр видео с участием детей «Разговор о школе»
С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе.
– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
– Вывести на экран формы:
Работа с детьми:
- Экскурсии в школу
- Посещение школьной библиотеки.
- Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- Выставки рисунков и поделок;
- Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
- Совместные педагогические советы;
- Семинары, мастер-классы, круглые столы;
- Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
- Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- Круглые столы, дискуссионные встречи.
- Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
- Встречи родителей с будущими учителями;
- Дни открытых дверей;
- Анкетирование и тестирование родителей.
Каждый год составляется план работы детского сада и школы по преемственности. В этом году он такой (показ плана). Может на следующий год Вы предложите что-то добавить или же убрать?
С рекомендациями по преемственности выступят учителя: Шевелёва Ольга Борисовна, Стенина Валентина Васильевна, Вепрёва Надежда Леонидовна.
На мой взгляд, пути решения проблемы преемственности следующие:
Пути решения:
1. На мой взгляд, первое, что нужно – это взаимопосещение воспитателями детских садов уроков в 1-м классе и учителями начальной школы занятий в детском саду начальной школы с целью познакомить воспитателей детских садов с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальных классов, а учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах (педагоги школы и детского сада совместно ищут пути определения возможного адаптированного применения «школьных» методов и приёмов на занятиях в детском саду, выявления возможных ошибок при обучении и воспитании «новоиспечённых» первоклассников).
2. Привлечение специалистов (логопедов, психологов) по выявлению проблем у дошкольников.
3. Беседы с родителями о детях, нуждающихся в помощи по проблемам в их развитии.
4. Мастер – классы для родителей (обучение грамоте, чтению и т.д.)
5. Создание «Школы будущего первоклассника».
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения
Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения...
статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...
"Проектная деятельность в ДОУ. Проблемы и пути решения"
Проектная деятельность в детском саду. Этапы формирования. Актуальные проблемы возникающие при реализации проеков в ДОУ. Пример годового проекта "Дивный остров, чудный сад" с вовлечением территории де...
Консультация для воспитателей.Преемственность в работе дошкольной организации и школы.Проблемы и пути их решения на современном этапе
Консультация для воспитателейПремственность в работе ДОО и школы. Проблемы и пути их решения на современном этапе....
ПМПк - детский сад и школа: проблемы и пути их решения
Вопрос организации преемственности в работе ПМПк ДОУ и школы с учетом инклюзии в образовании, включая методическую преемственность, преемственность развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взро...