доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения
консультация на тему
Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на тему: обучение детей русскому языку | 43 КБ |
nod_yaselka_sat_t.s.docx | 18.95 КБ |
nod_volshebnyy_magnit.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения»
Русский язык является основным языком педагогического общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в общий воспитательно – образовательный процесс, ребенок должен владеть русским языком.
Актуальность темы:
«Языка – это путь цивилизации и культуры. Именно изучение русского языка стала не праздным делом
Русский язык является основным языком педагогического общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в общий воспитательно – образовательный процесс, ребенок должен владеть русским языком.
Есть отдельные дошкольные учреждения, с национально-региональным компонентом образования но и они, как правило, большую часть занятий проводят на русском языке.
Для современной ситуации дошкольного воспитания в Туве. Жизненно важным стал вопрос включения детей с родным языком в нормальную жизнь образовательного учреждения. Дети должны усваивать русский язык, но одновременно и поддерживать свой родной, т.е. становиться билингвами (двуязычными)
Нам педагогам уже давно приходится практически решать проблемы координации двух языков в учебно-воспитательном процессе. Если ребенок не владеет русским или владеет им недостаточно, он действует не обдумано, подражает другим, не понимает всего, о чем говорит педагог. В результате оказывается неусвоенным учебный материал, а ребенок не получает полноценного развития, адекватного его возрасту. Перед воспитателями детских садов встала задача не только готовить таких детей к школе, но и строить занятие с учетом того, что не все дети усвоят его полностью . Приходится адаптировать свою речь к более низкому уровню понимания, менять методику преподавания, делая ее более доступной для той части группы, которая не владеет русским языком в достаточной степени.
Это явствует природы раннего билингвизма (двуязычия), поскольку овладение речью неразрывно связано с интеллектом и изучением окружающего мира, со всем поведением человека. От того, как складывается языковая судьба ребенка, зависит структура его личности, самосознание, возможности получения образования и профессиональная жизнь.
Психологами и методистами по обучению русскому, и иностранному языкам, как Е.И Негнивицкая, В.С Мухина, Н.Д.Гальскова и др., давно установлено, что дети в дошкольном возрасте лучше усваивают второй язык, чем в следующие годы.
К 5-6 летнему возрасту дети в основном усваивают систему родного зыка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам.
Этот возраст отмечается сензитивностью (восприимчивостью к обучению). Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность к подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык.
«Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям,- это твердо установленный факт»
Между тем обучение второму (русскому) языку в дошкольном возрасте имеет свои трудности. Они заключаются в том, что дети к старшему возрасту имеют довольно ярко выраженные индивидуальные особенности, обусловленные, в частности, неодинаковостью жизненного опыта, разными возможностями и условиями общения и получения информации средствами изучаемого языка.
У дошкольников могут возникать личностные психологические барьеры в связи с непривычными звуками иноязычной речи, незнакомыми для детей словами и фразами.
Одним из важных аспектов обучения и воспитания детей, подготовки к обучению в школе является приобщение их к изучению русского языка. Основной формой обучения русскому языку в МДОУ д/с «Дюймовочка» является специально организованное занятие. И главная цель наших занятий – вызвать у детей активность, стимулировать разговорную речь, добиваться правильной русской речи. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.
Занятия по обучению русскому языку ведутся в ДОУ в двух группах: в старшей и подготовительной к школе группе. Общее количество детей, изучающих русский язык - - 50 человек.
В старшей и подготовительной к школе группе проводятся 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в традиционной, комплексной, а также в интегрированной форме.
Основной целью проведения занятий по русскому языку в этих группах является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. Задачи обучения русскому языку в ДОУ состоят в следующем:
- формировать устойчивый интерес и положительное отношение к изучению русского языка, желание овладеть им;
- добиться , чтобы дети овладели лексическим объемом, предусмотренным в словарном минимуме; способствовать эффективному запоминанию новых слов, их активизации, используя различные игровые ситуации и упражнения;
- учить детей самостоятельно строить фразы для описания различных ситуаций; создавать условия для максимального использования самостоятельной связной речи детей на русском языке;
- воспитывать у детей патриотические и интернациональные чувства, расширять кругозор детей по мере изучения новых слов; через учебный материал осуществлять нравственное воспитание, интеллектуальное воспитание.
В ДОУ применяются методические пособия по обучению детей русскому языку:
- А.П.Величук, Е.А.Бажанова «Русский язык в старших группах национальных садов РСФСР» рекомендовано Министерством Просвещения РСФСР в 1987 году.
- Ф.М. Бартан «Программа по русскому языку» для старшей и подготовительной тувинских групп ДОУ
- «Технология обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждениях» под редакцией Ф.М.Бартан;
- по познавательному развитию:
- «Окружающий мир. Хурээлел» Н.И.Деменковой.
Структура занятий строится следующим образом:
- организационный момент;
- лексика – закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики. Обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность.
- фонетика – артикуляция звуков русского языка, произношение в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков. Здесь основное внимание уделяется тому, что мы должны стараться, чтобы ребенок научился слышать звук – прислушивался к звуку, а затем – услышал этот звук (найти местоположение звука – в начале – середине, - в конце слова);
- связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личных жизни, пересказ произведений; - грамматика – игры и упражнений на усвоение грамматических форм (род, число и падеж) русского языка;
- игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок, рассказывание сказок и т.д.
Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами – показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т.д. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух, но и осязание (потрогать предмет), обоняние (понюхать, попробовать на вкус).
Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми. Применение на занятиях мультимедийного оборудования и показ изображений делает занятие живым и интересным.
Основная проблема – обучение грамматике. Здесь дети в силу своей языковой среды, испытывают определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Очень хороший метод по освоению грамматики и лексики – драматизация русских сказок. Особенно если в младших группах, где есть повторы. Например, «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.
Работу по обучению русскому языку проводим и в свободное время с целью: продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять умение и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях: проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.
В работе с родителями
Работа с родителями проводится в форме родительских собраний, консультаций, мастер – классов. Тематических недель. Открытых показов просмотров. Родители принимают активное участие в подготовке праздников, различных мероприятий. Для родителей оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующим вопросам обучения русскому языку.
Работа с учителем - логопедом
Проблема заключается и в том, что в последнее время очень много детей с нарушением речи. Одновременно ведется работа с учителем – логопедом над правильным произношением звуков, идет тесная работа по постановке звука, его автоматизация в слогах, словах и предложениях.
Работа с социумом
Также проводится работа по преемственности с начальной школой. Каждый год проводится неделя открытых дверей для учителей начальных классов. Им предоставляется возможность просмотра открытых занятий с последующим обсуждением., а также предоставляется возможность присутствовать на режимных моментах, досугах и развлечениях.
8 ноября 2013 года провели совместную работу с Хову – Аксынской начальной школой. Учитель высшей категории. Учитель русского языка и литературы Монгуш Екатерина Михайловна провела на базе нашего сада мастер – класс на тему: «Люби и знай русский язык!» в рамках проведения года Русского языка в Республике Тыва. 23 декабря 2013 года также проведен мастер – класс на тему: «Проектная деятельность», где со своими проектами выступили ее ученики. Также была оказана методическая помощь «Проектная работа в детском саду»
МБУ УО Чеди – Хольского кожууна
МБДОУ детский сад «Дюймовочка» с.Хову – Аксы Чеди – Хольского кожууна
Доклад на тему:
«Обучение детей русскому языку:
проблемы и пути решения»
Подготовила воспитатель старшей группы: Сат Т.С.
Хову – Аксы - 2014
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в ясельной группе
На тему: «Курочка ряба»
Образовательная область: Развитие речи. Интеграция областей: Познание, Художественно-эстетическое, физическое развитие.
Программное содержание: Образовательные: Учить внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается настольным театром.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы: Кто это? В звукоподражание; Ко-ко-ко, пи-пи-пи, тук-тук-тук.
Учить детей рисовать пальчиками аккуратно.
Развивающие: Формировать у детей познавательный интерес, знакомство с курицей (красивая, крылышки, клювик), с угощеньем для курочки (зернышки)
Воспитательные: Воспитывать интерес устному народному творчеству.
Материалы о оборудование: Костюм сказочницы, корзинка, настольный театр (курочка, дедушка, бабушка, мышка, яйцо) гуашь желтого цвета, тарелки (половина альбомного листа вырезанная виде тарелки), яйца от киндер-сюрприза.
Ход занятия
Организационный момент. Звучит спокойная музыка. Дети заходят в группу. В группе находиться воспитательница в костюме сказочницы.
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Дети. Здравствуйте, (привет)
Воспитатель. Я сказочница. Люблю рассказывать сказки. А где сказка живет? Посмотрите-ка, ребята, здесь стоит терем-теремок, давай-те постучимся? Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет?
Воспитатель выносит из теремка курочку. Курочка здоровается с детками.
Воспитатель. Курочка –красавица у меня жила,
Ах какая умница курица была:
Шила мне кафтаны, шила сапоги.
Сладкие румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая курочка, у курочки есть крылышки и клювик. ( Дает детям потрогать, погладить курочку)
Воспитатель. Садитесь, детки сейчас я вам расскажу сказку про курочку рябу. Хотите послушать сказку? Дети. Да
( Дети садятся полукругом, перед ними находиться стол с настольным театром, обратить внимание на осанку детей)
Жили-были дедушка и бабушка. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил-бил яичко не разбил. Бабушка била-била яичко не разбила. Бежала мышка хвостиком задела яичко. Яичко покатилось, упало и разбилось. Дед и бабушка плачут. А курочка говорит: Не плачь, бабушка, не плачь дедушка. Я вам снесу яичко не золотое а простое.
Воспитатель. Понравилась вам сказка ребята?
Посмотрите-ка, ребята сколько яичек снесла курочка ряба ( показывает корзинку с киндер-сюпризом и рассыпает его на пол)
Воспитатель. Ой, ребятки рассыпала я яички курочки рябы, помогите собрать для дедушки и бабушки.
Подвижная игра «Собери яичко»
Воспитатель: Молодцы! Ребятки курочка у нас в гостях, а гостей принято угощать, давайте угостим курочку. Детки, а чем мы ее будем угощать?
Что она любит кушать?
Дети. Зернышки (воспитатель подсказывает, если дети затрудняются с ответом)
Воспитатель. Подходите все ко мне, становитесь вокруг стола. Детки у вас на столе лежат тарелочки, осталось только нарисовать зернышки. Посмотрите как я буду рисовать зернышки желтого цвета. Макаю пальчик в краску и примакиваю на тарелочку, было одно, а стало много. Вытираю пальчик салфеткой. Посмотрите как много зернышек я нарисовала, а теперь будем вместе рисовать зернышки. Дружно макаем пальчик в краску примакиваем на тарелочку. (после работы ручки вытираем салфеткой)
Воспитатель. Давайте, угостим нашу курочку. Какая красивая наша курочка, как она поет,(ответы детей) чем клюет наши зернышки клювиком, сказку смотрели про курочку, там был мышонок как пищит он? (ответы детей) Курочка вам говорит спасибо за угощенье и прощается с вами до свиданье (пока).
МБДОУ детский сад «Дюймовочка»
Непосредственная образовательная деятельность с детьми ясельной группы на тему: «Курочка ряба»
Подготовила и провела воспитатель: Сат Т.С
с.Хову-Аксы 2018г.
Предварительный просмотр:
Цель НОД:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.
Цель эксперимента:
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
- Сформировать представление о свойствах магнита.
- Активировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы».
- Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обощения.
- Учить с помощью аппликации сделать дидактическую игру.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование:
Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани. Тарелки для раздаточного материала. Конструкция «летающая бабочка», гречка, банки с водой, одноразовые стаканы, скрепки.
Технические оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске.
Предварительная работа: Опыты с магнитом, игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»
- Ребята мы сегодня побываем в нашей лаборатории, мы будем экспериментировать и делать опыты.
В начале послушайте загадку.
Хватаю в цепкие объятия
Металлических я братьев.
Что зто? (магнит)
-Ребята подходите к мне сейчас садитесь поудобнее, расскажу вам легенду о магните. Я расскажу вам одну старинную легенду.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит»
Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы по-ближе познакомимся с их свойствами.
Ребята, посмотрите что я нашла (показывает магнит)
Вот перед вами обычный магнит
Много секретов в себе он хранит.
-Какой он на ощупь? (твердый, тяжелый, гладкий)
- Какие предметы он притягивает магнит (металлические)
Давай проверим.
Опыт 1 Дети проводят магнитом над предметами на столе, металлические предметы притягиваются .
Вывод. Магнит притягивает металлические детали и не притягивает пластмассовые, деревянные, бумажные предметы.
Игра –опыт «Не замочив рук»
Действует ли магнит через другие материалы?
- а сейчас отправляемся в лабораторию волшебников.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
- Дети пробуют (Показываю, как это сделать.)
- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
-Расскажите, что вы сделали и что получили.(скрепка следует за движением магнита вверх)
-Что же двигало скрепку? (магнитная сила)
- Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Вывод –магнитные силы проходят через стекло
Игра –эксперимент. Ребята, помогите нашему повару сварить кашу. Дело в том что, с кастрюлей рядом стояли скрепки, и кнопки они упали прямо в кастрюлю с сухой гречкой. Надо срочно перебрать.
Но ведь у нас волшебный магнит.
Давайте с помощью магнита очистим гречку от скрепок и кнопок.
Динамическая пауза. «Любопытная варвара»
Игра –опыт «Бабочка летит»
-Ребята, как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?
- Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам.
А теперь ребята, давайте сами изготовим бабочку и конструкцию
И проделаем этот опыт сами.
Дети (под спокойную мелодию) изготавливают из готовых шаблонов бабочек и конструкцию, проделывают фокус с бабочкой.
-Расскажите, что вы сделали и что получили.
-бабочка летит.
- а почему?
- Внизу бабочки есть железная кнопка. Магнит притягивает железную кнопку.
-Что двигает бабочку? (магнитная сила)
-Правильно, магнитные силы оказывают свое волшебное действие.
-Какой мы можем сделать вывод?
-Магнитная сила проходит через картон.
- Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют. Например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
-Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
Вывод- магнитная сила проходит через картон.
- Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.
Это второе свойство магнита.
- Ребята, давайте подарим это волшебную игру детям нашего сада.
Рефлексия
-Ребята хорошо потрудились и узнали много нового о магните.
Вы были настоящими исследователями. Давайте вспомним, какими свойствами обладает магнит
Итог 1. Магнитами притягивают металлические предметы.
- Магнит действует через воду.
- Магнит действует через сыпучие продукты.
- Магнит действует через картон.
- Да ребята, свойства магнита используют в жизни человека, и в этом мы еще не раз убедимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей на тему "Обучение детей русскому языку"
Заман, мәгариф өлкәсенең мәктәпкәчә яшьтәге балаларга белем һәм тәрбия бирү системасында, тамырдан үзгәрешләр кертүне таләп итә. Республикабызда татар һәм рус телләре дәүләт телләре булып санала...
Доклад: "Использование проектного метода в обучении детей русскому языку"
Использование проектного метода в обучении детей русскому языку...
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста: проблемы и пути их решения
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста: проблемы и пути их решения...
статья: Дистанционное обучение детей дошкольного возраста: проблемы и пути их решения
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста: проблемы и пути их решения...
Тезисы к статье: « Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения.
Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление дошкольного учреждения. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад.- В современн...