ПМПк - детский сад и школа: проблемы и пути их решения
статья по коррекционной педагогике

Эклер Елена Владимировна

Вопрос организации преемственности в работе ПМПк ДОУ и школы с учетом инклюзии в образовании, включая методическую преемственность, преемственность развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых, в настоящее время является одним из актуальных вопросов. Статья посвящена проблеме преемственности ПМПк ДОУ и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pmpk_-_detskiy_sad_i_shkola.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72

          г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области

 «ПМПк - детский сад и школа: проблемы и пути их решения»

 Выполнил:

педагог-психолог МКДОУ дс №72

Эклер Елена Владимировна

2019 год

Вопрос организации преемственности в работе ПМПк ДОУ и школы с учетом инклюзии в образовании, включая методическую преемственность, преемственность развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых, в настоящее время является одним из актуальных вопросов.

Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования:

1) развитие любознательности как основы познавательной активности;

2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;

3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально-  личностного развития;

4) развитие коммуникативности;

5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки    

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности - в создании организации сотрудничества начальной школы и детского сада.

Принципы построения организации преемственности

  • Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
  • Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
  • Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного  возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
  • Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.

Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне

Цель

дошкольного  образования:

Цель

образования в начальной школе:

Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и  становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения).

Цель:

  • Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество ДОУ со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.
  • Реализовать  единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства по инклюзивному образованию, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Основные задачи сотрудничества детского сада и школы:

  • Осуществление равных стартовых возможностей для детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  • Всестороннее  психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Оказание  психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.
  • Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между дошкольными группами, семьей и школой.
  • Выработка  общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов.
  • Совершенствование форм организации, методов обучения и образовательного содержания, как в ДОУ, так и в начальной школе.
  • Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятельности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование).
  • Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.
  • Формирование  в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию   преемственных связей ДОУ и школы является четкое понимание   целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание духовно-нравственного человека;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

Принцип организации инклюзивного образования

- минимальная регламентация образования детей,  

   имеющих ОВЗ, детей-инвалидов;

- разработка адаптированных (в некоторых случаях  

  индивидуальных) образовательных программ;

- опора на индивидуальную программу реабилитации  

  (при организации специальных образовательных --

  условий для детей-инвалидов).

Направления  преемственности

 

        

Организационно-методическое обеспечение включает:

Установление делового сотрудничества между воспитателями  и учителями начальных классов. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей по инклюзивному образованию.

Работа с детьми включает:

  • Коррекционно-развивающую работу с детьми с ЗПР, УО, с целью обеспечения равных стартовых возможностей на пороге школы, и дальнейшая коррекция нарушений.
  • Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной ОО в рамках школы будущего первоклассника.
  • Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению «школьной зрелости».
  • Совместное проведение экскурсий, праздников, спортивных мероприятий, проектов.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Педагогическое просвещение родителей.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Консультативная педагогическая помощь.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
  • Проведение совместных проектов, мастер-классов.

Проблемы преемственности инклюзивного образования:

  • Отсутствие взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ и школ.
  • Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу
  • Трудности родителей при выборе школы
  • Готовность педагогических кадров и администрации ОУ  к решению проблемы.

Выводы 

Преемственность дошкольного и начального образования предполагает:

  • Непрерывность в обучении и воспитании ребёнка.
  • Наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода. Сохранение, развитие, качественное преобразование при переходе к новому состоянию.

Когда выработаны  единые формы и методы в работе с детьми по воспитанию и обучению, то это позволяет детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками. Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование  – это уровни общего образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества...

Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения

Методическое сопровождение  молодых  педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...

Семинар "Ребёнок на пороге школы: проблемы и пути решения"

Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»...

Консультация для воспитателей.Преемственность в работе дошкольной организации и школы.Проблемы и пути их решения на современном этапе

Консультация для воспитателейПремственность в работе ДОО и школы. Проблемы и пути их решения на современном этапе....

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....