ПМПк - детский сад и школа: проблемы и пути их решения
статья по коррекционной педагогике
Вопрос организации преемственности в работе ПМПк ДОУ и школы с учетом инклюзии в образовании, включая методическую преемственность, преемственность развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых, в настоящее время является одним из актуальных вопросов. Статья посвящена проблеме преемственности ПМПк ДОУ и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pmpk_-_detskiy_sad_i_shkola.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72
г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области
«ПМПк - детский сад и школа: проблемы и пути их решения»
Выполнил:
педагог-психолог МКДОУ дс №72
Эклер Елена Владимировна
2019 год
Вопрос организации преемственности в работе ПМПк ДОУ и школы с учетом инклюзии в образовании, включая методическую преемственность, преемственность развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых, в настоящее время является одним из актуальных вопросов.
Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования:
1) развитие любознательности как основы познавательной активности;
2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;
3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально- личностного развития;
4) развитие коммуникативности;
5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности - в создании организации сотрудничества начальной школы и детского сада.
Принципы построения организации преемственности
- Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
- Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
- Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
- Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне
Цель дошкольного образования: | Цель образования в начальной школе: |
Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. | Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения). |
Цель:
- Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество ДОУ со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.
- Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства по инклюзивному образованию, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Основные задачи сотрудничества детского сада и школы:
- Осуществление равных стартовых возможностей для детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.
- Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между дошкольными группами, семьей и школой.
- Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов.
- Совершенствование форм организации, методов обучения и образовательного содержания, как в ДОУ, так и в начальной школе.
- Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятельности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование).
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.
- Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей ДОУ и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание духовно-нравственного человека;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
Принцип организации инклюзивного образования
- минимальная регламентация образования детей,
имеющих ОВЗ, детей-инвалидов;
- разработка адаптированных (в некоторых случаях
индивидуальных) образовательных программ;
- опора на индивидуальную программу реабилитации
(при организации специальных образовательных --
условий для детей-инвалидов).
Направления преемственности
Организационно-методическое обеспечение включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей по инклюзивному образованию.
Работа с детьми включает:
- Коррекционно-развивающую работу с детьми с ЗПР, УО, с целью обеспечения равных стартовых возможностей на пороге школы, и дальнейшая коррекция нарушений.
- Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной ОО в рамках школы будущего первоклассника.
- Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению «школьной зрелости».
- Совместное проведение экскурсий, праздников, спортивных мероприятий, проектов.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
- Педагогическое просвещение родителей.
- Проведение дней открытых дверей.
- Консультативная педагогическая помощь.
- Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
- Проведение совместных проектов, мастер-классов.
Проблемы преемственности инклюзивного образования:
- Отсутствие взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ и школ.
- Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу
- Трудности родителей при выборе школы
- Готовность педагогических кадров и администрации ОУ к решению проблемы.
Выводы
Преемственность дошкольного и начального образования предполагает:
- Непрерывность в обучении и воспитании ребёнка.
- Наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода. Сохранение, развитие, качественное преобразование при переходе к новому состоянию.
Когда выработаны единые формы и методы в работе с детьми по воспитанию и обучению, то это позволяет детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками. Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование – это уровни общего образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества...
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...
Семинар "Ребёнок на пороге школы: проблемы и пути решения"
Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»...
Консультация для воспитателей.Преемственность в работе дошкольной организации и школы.Проблемы и пути их решения на современном этапе
Консультация для воспитателейПремственность в работе ДОО и школы. Проблемы и пути их решения на современном этапе....
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....