Диагностика социальной готовности к школе
тест (подготовительная группа) на тему

Ксения Анатольевна Кокорина

диагностика дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_intellektualnoy_gotovnosti_k_shkole.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика интеллектуальной готовности к школе

МЕТОДИКА «ЛАБИРИНТ» (Л.А.ВЕНГЕР)

Цель:  Диагностика обучаемости, наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации)

Материал: Комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков. Первые два лабиринта соответствуют вводным задачам.

Ход работы: ребенку даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 3-12. После того как ребенок увидел первую задачу, читается первая инструкция.

Инструкция ребенку (1): «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и зачеркнуть его. Чтобы найти домик, надо смотреть на письмо. (Психолог  указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, где надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик»

Взрослый смотрит, как ребенок решает задачу и, если  нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй вводной задаче, психолог читает инструкцию 2.

Инструкция ребенку (2): «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону».  (взрослый проводит рукой по чертежу в письме).

Взрослый опять смотрит, как ребенок решает задачу и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция

Инструкция ребенку (к задачам 3,4): «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Найти нужный домик и зачеркни. Начинай двигаться от травки».

Инструкция ребенку (к задаче 5): «Смотри на письмо. Надо идти от травки мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».

Инструкция к ребенку (к задаче 6): « Смотри на письмо. Надо идти от травки мимо березки, потом мимо грибка, елочки, потом стульчика. Зачеркни нужный домик».

Инструкция ребенку (к задачам 7,8): «Будь очень внимателен. Смотри на письмо. Найди нужный домик и зачеркни его».

Инструкция ребенку (к задачам 9-12): «Смотри на письмо. В письме нарисовано, как надо идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь очень внимателен. Найди нужный домик и зачеркни его».

Обработка результатов: по каждой из задач 3-8 за каждый правильный ответ начисляется1 балл. Максимальное количество баллов за каждую из этих задач – 4, поскольку нужно сделать 4 поворота. В задачах 9-12 за каждый правильный поворот начисляется по 2 балла. В задачах 9 и 10 (два поворота) максимальное количество баллов – 4. В задачах 11 и 12 (три поворота) – 6 баллов. Все оценки суммируются. Максимальное количество баллов – 44. На основании этого делается вывод об уровне развития наглядно-схематического мышления, умении пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации у детей 6-7 лет. Низкий уровень: от 0 до13 баллов; средний уровень: от 14 до 28 баллов; высокий уровень: от 29 до 44 баллов.

МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ» (А.Н. БЕРНШТЕЙН)

Цель: диагностика логического мышления и речи

Материал: 4 картинки «Пожар». Номера картинок проставлены на оборотной стороне.

Ход работы: перед испытуемым кладут рисунки в следующем порядке (слева направо): 2-3-4-1.

Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь рассказ о том событии, которое здесь отображено».

Обработка результатов: правильно найденная последовательность картинок (1-2-3-4) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.

Бываю случаи, когда при неправильно выложенной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логическую версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.

Если испытуемый правильно выложил последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить, каковы его познания об изображенном явлении. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне для семилетних детей и как вполне хорошее для шестилетних.

МЕТОДИКА «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ» (А.Р.ЛУРИЯ)

Цель: диагностика непосредственной кратковременной и долговременной вербальной памяти, утомляемости

Материал: 10 слов – лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Ход работы: ребенку пять раз медленно читаются одни и те же слова. После каждого прочтения ребенок воспроизводит слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует названные ребенком слова в протоколе.

Инструкция ребенку: «Я буду говорить тебе слова. Слушай внимательно, постарайся запомнить. Когда я закончу читать, повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке»

Перед вторым прочтением: «Сейчас я снова прочитаю слова. Когда я закончу, повтори и те, которые уже называл, и те, которые в первый раз пропустил». Перед следующим прочтением экспериментатор говорит «Еще раз». Час спустя ребенка просят вспомнить слова, которые он учил (без прочтения).

Обработка результатов: подсчитывается количество слов воспроизведенных ребенком в каждой серии. На основании это строится «кривая запоминания»

В норме с каждым воспроизведением растет количество правильно названных слов. О снижении можно говорить, если при 5-м прочтении, ребенок воспроизводит менее 8 слов. Включение лишних слов может свидетельствовать о дефекте памяти или фонематического слуха. Спад после 3 прочтения – о повышенной утомляемости. Отсутствие какой бы то ни было динамики – об отсутствии мотивации. Возникшее предположение необходимо проверить специальными методиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение диагностики уровня готовности к школе у детей с нарушениями зрения.

Специфические особенности проведения психологической диагностики у детей с различными нарушениями зренияю...

А готов ли ваш ребенок к школе?! Социальная готовность к школе и игра.

Современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, вероятно решив для себя, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. Но интеллек...

Наглядный материал для диагностики на готовность к школе

в документе представлен наглядный материал в цвете для диагностики зрительной памяти, восптиятия, логического мышления, классификация....

Диагностика психологической готовности к школе,(бланки)

бланки для диагностики детей от 2хдо 6 лет...

Диагностика волевой готовности к школе

диагностика дошкольника...

Диагностика "Социальная готовность к обучению в школе"

Диагностика социальной готовности к школе...