Диагностика психологической готовности к школе,(бланки)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
бланки для диагностики детей от 2хдо 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_dlya_dou.docx | 46.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика педагога-психолога ДОУ
Бланк диагностики ребенка ( 2-3 года)
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________
Группа № _____ _____________________________________________________________
1. Восприятие цвета:
- Красный
- Синий
- Желтый
- Зеленый
2. Восприятие формы:
- Круг
- Квадрат
- Прямоугольник
- Треугольник
3. Карточки с предметами:
- Собака
- Телевизор
- Цветок
- Яблоко
- Утка
- Кошка
- Дом
- Солнце
- Велосипед
- Дерево
4. «Разрезанная картинка»
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
5. Конструирование по подражанию (конструктор или кубики):
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений;
2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
6. «Игрушка в коробке» (пространственный гнозис):
- "Посади игрушку около коробки"
- "Положи в коробку"
- "Посади на коробку"
- "Спрячь картинку под коробку"
- "Достань из-под коробки"
7. Пирамидка
8. Почтовый ящик
9. Игра
1) неадекватные действия с игрушкой;
2) манипуляция с предметами
3) процессуальные игровые действия
4) процессуальная игра с элементами замысла
5) сюжетная игра
10. «Что изменилось – чего не стало» (память):
11. «Зрительный диктант»
а) взгляд фиксирует (не фиксирует);
б) устойчивое (неустойчивое);
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;
г) "застревание";
12. Контактность:
а) легкий, быстрый контакт;
б) поверхностный;
в) контакт устанавливает с трудом;
г) уходит от контакта;
д) протестная реакция.
3. Фон настроения:
а) нормальный;
б) несколько повышен (снижен);
в) эйфорический;
г) контрастирующий.
Заключение психолога____________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дата _______
Педагог-психолог __________________________________________________
Бланк диагностики ребенка 3-4 лет
Ф.И.О.______________________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Группа № ________ ________________________________________________________
1. Восприятие цвета:
Красный синий желтый зеленый черный
2. Восприятие формы:
Круг квадрат треугольник прямоугольник
3. Счет больше меньше =
4. Коробочка форм:
5. Матрешка:
6. Пирамидка:
7. Разрезанная картинка:
8. Внимание (нахождение котят):
а) взгляд фиксирует (не фиксирует)
б) устойчивое (неустойчивое)
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой
г) "застревание"
9.Память (запоминание картинок): ведро пирамидка яблоко лопата карандаш
10. Мышление: "Какой предмет не подходит остальным"
· белка, заяц, еж, гриб
· пирамидка, мяч, цветок, неваляшка
· карандаш, груша, яблоко, виноград
· ботинок, кроссовок, лист, туфля
11. Рисунок:
12. Игра:
а) неадекватные манипуляции с игрушкой
б) манипуляция с предметами
в) процессуальные игровые действия
г) процессуальная игра с элементами замысла
д) сюжетная игра
13. Контактность:
а) легкий, быстрый контакт
б) поверхностный
в) контакт устанавливает с трудом
г) уходит от контакта
д) протестная реакция
14. Фон настроения:
а) нормальный
б) несколько повышен/снижен
в) эйфорический
г) контрастирующий
15. "Лестница"
Заключение______________________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Дата _____________________
Педагог-психолог: __________________________________________
Бланк диагностики ребенка (4 – 5 лет)
Ф.И.О. ______________________________________________________________________
Группа_____ ______________________________________________________________
1. Восприятие цвета:
красный синий желтый зеленый оранжевый белый черный
2. Восприятие формы:
· круг
· квадрат
· треугольник
· прямоугольник
· овал
3. Счет больше меньше =
4. Разрезанная картинка:
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания
5. Пирамидка
6. Мыслительные операции:
Обобщение: одежда обувь фрукты овощи мебель
Классификация: цветы животные (дикие и домашние) рыбы птицы
7. Времена года: зима весна лето осень
8. Мышление:
«Вагончик»: дерево (лист) чайник (носик) дом (окно) машина (колесо) платье (карман)
9. Внимание:
нахождение отличий:
"Четвертый лишний":
а) взгляд фиксирует (не фиксирует)
б) устойчивое (неустойчивое)
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой
г) "застревание"
10. Память (запоминание картинок):
зонтик самолет шарик бабочка машина забор кошка дом корабль
11. Описание картинки:
12. Рисунок семьи:
13. Игра:
а) неадекватные манипуляции с игрушкой
б) манипуляция с предметами
в) процессуальные игровые действия
г) процессуальная игра с элементами замысла
д) сюжетная игра
14. Контактность:
а) легкий, быстрый контакт
б) поверхностный
в) контакт устанавливает с трудом
г) уходит от контакта
д) протестная реакция
13. Фон настроения:
а) нормальный
б) несколько повышен/снижен
в) эйфорический
г) контрастирующий
14. "Лестница"
Заключение____________________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Дата___________
Педагог-психолог__________________________________________
Бланк диагностики ребенка 5-6 лет
(старшая группа)
Ф.И.О. __________________________________________________________________
Возраст_________________________________________________________________
Группа__________________________________________________________________
1. Восприятие цвета:
· красный
· синий
· желтый
· зеленый
· оранжевый
· белый
· черный
2. Восприятие формы:
· круг
· квадрат
· треугольник
· прямоугольник
· овал
3. Счет больше меньше =
4. Мыслительные операции:
Обобщение: одежда обувь фрукты мебель
Классификация: цветы животные (дикие и домашние) рыбы птицы
5. Времена года: зима весна лето осень
6. Внимание:
нахождение отличий:
"Отыщи фигурки":
а) взгляд фиксирует (не фиксирует)
б) устойчивое (неустойчивое)
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой
г) "застревание"
7. Память (запоминание картинок):
зонтик самолет шарик бабочка машина забор кошка дом корабль
8. Мышление:
"Что перепутал художник?":
· паровоз на облаке
· солнце и звезды
· морковь на дереве
· девочка поливает бабочек
· дом, где перепутаны окна и двери
· корабль на колесах
· курица плавает
"Заплатки":
"Вагончик" (установление смысловй связи): дерево чайник платье дом машина
9. Рассказ по картинке:
10. Рисунок семьи:
11. Игра:
а) неадекватные манипуляции с игрушкой
б) манипуляция с предметами
в) процессуальные игровые действия
г) процессуальная игра с элементами замысла
д) сюжетная игра
12. Контактность:
а) легкий, быстрый контакт
б) поверхностный
в) контакт устанавливает с трудом
г) уходит от контакта
д) протестная реакция
13. Фон настроения:
а) нормальный
б) несколько повышен/снижен
в) эйфорический
г) контрастирующий
14. "Лестница"
Заключение__________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________
Дата_____________
Педагог-психолог_______________________________________________
Программа диагностики психологической готовности к школе
ФИО ребенка_______________________________________________________________________
Группа_____________________________________________________________________________
1. Общая осведомленность:
Ø Какие времена года ты знаешь?
ØСколько дней в неделе?
ØКакие ты знаешь дни недели?
ØКакие времена года ты знаешь?
ØСколько месяцев в году?
ØКакие ты знаешь летние (зимние, весенние, осенние) месяцы?
ØСколько часов в сутках?
ØВ какой стране, в каком городе ты живешь?
ØКогда у тебя день рождения?
ØКак называется этот палец? (Указательный)
ØСколько ног у собаки?
ØОт какого животного мы получаем молоко?
ØЧто нужно сделать, чтобы вода закипела?
2. Образное мышление и память (методика «Пиктограмма»):
- веселый праздник
- обман
- вкусный ужин
- расставание
- строгая воспитательница
- развитие
- тяжелая работа
- теплый ветер
- страх
- болезнь
3. Логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи
(Методика Бернштейна «Последовательность событий»)
4. Умение классифицировать, сравнивать и проводить аналогии
Классификация:
животные:
рыбы:
цветы:
Сравнивать и нахождение различий:
Свитера:
Куртки:
Фартуки:
Ботинки:
Умение проводить аналогии оценивается с помощью следующих вопросов:
Ø Днем светло, а как будет ночью?
Ø Птица может петь, а что может собака?
Ø Автомобиль может ехать, а что может самолет?
Ø У кошки есть шерсть, а что есть у утки?
Ø Голубь может летать, а что может рыба?
5. Речь «Рассказ по картинке»
Способ говорения (очень плавная речь; плавная речь; достаточно плавная речь; прерывистая речь; очень прерывистая речь)
Строение предложений:
Ø хорошо структурированные предложения, используются соединительные слова;
Ø простые нераспространенные предложения;
Ø неполные предложения;
Ø полностью нарушено строение предложения.
Речевые навыки, артикуляция (очень четкое, четкое, умеренно четкое, нечеткое, неразборчивое произнесение звуков).
6. Внимание «Корректурная проба».
7. Произвольность деятельности, мелкая моторика руки и ориентация в пространстве (методика «Графический диктант»).
Диктант 1 (пробный, не оценивается):
Диктант 2:
Диктант 3:
Диктант 4:
8. Мотив готовности к школе (методика Эльконина и Венгера «Изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе»).
Ответить на вопросы после рассказа:
Ø А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
Ø С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
Ø С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:
- Учебный (познавательная потребность)
- Социальный (понимание общественной необходимости учения)
- Отметка
- Игровой
- Позиционный (стремление занять новое положение)
- Внешний (подчинение требованиям взрослых)
9. Навыки общения со взрослыми - (общительный/замкнутый).
Заключение психолога:__________________________________________________
__________________ _____________________________________________________
________________________ _______________________________________________
______________________________
Дата _______
Педагог-психолог______________________________________________________________
ОБЩИЙ ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диагностика социального развития дошкольников
№ | Название методики | Возраст | Качества | Литература |
1 | «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) | младший | Личностные качества, эмоциональное отношения к нравственным нормам. | Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б |
2 | «Что скажет воспитатель» (по картинкам) | младший | Комфортность общения с педагогом | |
3. | «Два дома» И. Вандвик, П. Экблад | Межличностные отношения, определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы | М.В. Корепанова , Е.В. Харламова «Диагностика развития и воспитания дошкольников» | |
4 | «Картинки» Е.О. Смирнова | средний | Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми в конфликтных ситуациях | Е.О. Смирнова В М. Холмогорова Межличностные от ношения дошкольников, диагностика.. |
5 | «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) | старший | Понимание детьми нравственных норм, умение соотносить эти нормы с реальными ситуациями, и разрешать их. | Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б |
6 | «Особенности общения ребенка со сверстниками, отражающая его отношение к ним» В.Н.Давыдович | старший | Овладение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми (договаривается, обме нивается предметами, распределяет дей ствия при сотрудничестве), активность в общении. | О.В.Слодянкина «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» |
7 | «Секрет» Т.Репина | старший | Для выявления эмоционально-личностных отношений сверстников друг к другу, социального статуса ребенка | О.В.Слодянкина «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» |
8 | Опросник «Отношение детей к педагогу» Е.Е.Алексеева | старший | Взаимоотношения со сверстниками, педагогами (эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонент) | Е.Е.Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?» |
9 | Методика Рене Жиля | старший | Выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других. | Е.О. Смирнова В М. Холмогорова Межличностные от ношения дошкольников, диагностика. |
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников
№ | Название методики | Возраст | Качества или составляющие структуры личности | Литература |
1 | «Изучение самосознания» Павлова Н.Н; «Лесенка» Лисина М.И., Коломинский Я.Л. | средний | Изучение представлений о себе, отношения к себе. | |
«Изучение уровня самосознания» Афонькина Г.А.Урунтаева Ю.А., «Лесенка» Щур В.Г., «Какой Я» Немов Р.С., «Изучение уровня притязаний в разных видах деятельности», Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. | старший, предшкольный | Изучение представлений о себе, самооценки и соотношения « Я –реального» и « Я –идеального» | ||
2 | «Три желания» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. | младший, средний | Изучение направленности предпочтений детей. | |
«Три желания» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Изучение мотивов в ситуации выбора» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. | старший, предшкольный | Изучение соподчинения мотивов. | ||
3. | Изучение целенаправленности деятельности Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. | младший средний | Изучение целенаправленности деятельности. | |
«Да и нет» Кравцова, «Цветной домик» Гуткина Н.И. | старший предшкольный | Изучение произвольной регуляции деятельности (умение действовать по правилу, образцу) | ||
4 | «Перенос кубиков», Самарин Ю.А. | младший, средний | Изучение зрелости нервных процессов, типологических особенностей высшей нервной деятельности. | |
«Теппинг-тест», Черникова О. (в модификации Вайнштейна А.И.) «Какой тип темперамента преобладает у ребенка» Панфилова М.А. | Старший Предшкольный | |||
5 | «Наблюдение эмоц. благополучия ребенка в группе», Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. | младший, средний | Изучение восприятия, понимания и дифференциации эмоций. | |
«Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» Минаева В.М., Критерии по выявлению тревожности Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. | средний | Изучение особенностей эмоционального самочувствия детей. | ||
«Критерии агрессивности» Алворд М., Бейкер П., Лаврентьева Г.П., Титаренко «Кактус» Панфилова М.А. Критерии импульсивности, Алворд М., Бейкер П. | средний | Выявление эмоциональных проблем | ||
6 | «Изучение понимания эмоциональных состояний других людей» МинаеваВ.М., «Выбери лицо» В. Амен, М.Дорки, «Страхи в домиках» Панфилова М.А Захаров А.И.
| Старший, предшкольный | Изучение восприятия, понимания и дифференциации эмоций. Изучение особенностей эмоционального самочувствия детей. Выявление эмоциональных проблем. |
Диагностика интеллектуальной сферы дошкольников
№ | Название методики | Возраст | Качества или составляющие структуры личности | Литература |
1 | Опосредованное запоминание предложения | 3-5 лет | Память слуховая | Соколова Ю. “Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4-х лет” М., Эксмо, 2003.) |
Опосредованное запоминание предложения | 3-5 лет | Память зрительная | Та же. | |
2 | «Пирамидка» , «Мисочки» , «Разрезные картинки» (Венгер) | 3-6 лет | Восприятие | |
«Конструирование по образцу» (Т.В.Лаврентьева). | 3-4 года | |||
«Включение в ряд» (Венгер), «Коробка форм» (Венгер). | 4-5 лет | |||
«Рыбка» (В.В. Холмовская) «Времена года», «Что здесь лишнее», «Узнай кто это» (Истратова О. Н.) | 4-6 лет 4-6 лет | Наглядно-образное мышление | «Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет», Ростов н/Д : Феникс, 2008); | |
3. | «Дорисовывание фигур» Дьяченко О.М. | 3-5 лет | Воображение | |
«Найди и вычеркни» Истратова О. Н. | 3-5 лет | Внимание | «Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет» Ростов н/Д : Феникс, 2008); | |
4 | «10 слов» , А.Р.Лурия | 5-7 лет | Память слуховая | |
«Узнавание фигур», А.Н.Бернштейн | 5-7 лет | Память зрительная | ||
5 | «Четвертый лишний» (Савинкова), «Последовательность событий» (А.Н.Бернштейн) | 5-7 лет | Словесно-логическое мышление | |
6 | «Рыбка» (В.В. Холмовская); «Эталоны» (Венгер Л); | 4-6 лет | Нагядно-образное мышление | |
7 | «Дорисовывание фигур» Дьяченко О.М. | 5-7 лет | Воображение | |
8 | «Корректурная проба» Бурдона Таблицы Шульте. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера). | 5-7 лет 6-7лет 5-7 лет | Внимание | |
9 | «Домик» (Н. Гуткина) «Разрезные картинки» (Венгер)
| 5-7 лет | Восприятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
презентация на тему «На пути к школьному старту. Диагностика психологической готовности детей к школе.»
Цель презентации показать важность своевременной диагностической работы «готовность к школьному обучению» с детьми дошкольного возраста, необходимость сотрудничества психологов детских садов и ш...
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса
Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образова...
презентация Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе све...
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.
Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
В статье представлены психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе...