Диагностика психологической готовности к школе,(бланки)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Михалкина Ольга Геннадьевна

бланки для диагностики детей от 2хдо 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_dlya_dou.docx46.47 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика педагога-психолога ДОУ

 

Бланк диагностики ребенка ( 2-3 года)

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________

Группа № _____    _____________________________________________________________

1. Восприятие цвета:

  • Красный
  • Синий
  • Желтый
  • Зеленый

2. Восприятие формы:

  • Круг
  • Квадрат
  • Прямоугольник
  • Треугольник

3. Карточки с предметами:

  • Собака
  • Телевизор
  • Цветок
  • Яблоко
  • Утка
  • Кошка
  • Дом
  • Солнце
  • Велосипед
  • Дерево

4. «Разрезанная картинка»

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

5. Конструирование по подражанию (конструктор или кубики):

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений;

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

6. «Игрушка в коробке» (пространственный  гнозис):

  • "Посади игрушку около коробки"
  • "Положи в коробку"
  • "Посади на коробку"
  • "Спрячь картинку под коробку"
  • "Достань из-под коробки"

7. Пирамидка

8. Почтовый ящик

9. Игра

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами

3) процессуальные игровые действия

4) процессуальная игра с элементами замысла

5) сюжетная игра

10. «Что изменилось – чего не стало» (память):

11. «Зрительный диктант»

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) "застревание";

12. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;  

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

3. Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфорический;

г) контрастирующий.

Заключение психолога____________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дата _______

Педагог-психолог __________________________________________________

 


 

Бланк диагностики ребенка 3-4 лет

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Возраст_____________________________________________________________________

Группа № ________      ________________________________________________________

1. Восприятие цвета:

Красный       синий          желтый        зеленый          черный

2. Восприятие формы:

Круг          квадрат           треугольник                  прямоугольник

3. Счет               больше                меньше               =

4. Коробочка форм:

5. Матрешка:

6. Пирамидка:

7. Разрезанная картинка:

8. Внимание (нахождение котят):

а) взгляд фиксирует (не фиксирует)

б) устойчивое (неустойчивое)

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой

г) "застревание"

9.Память (запоминание картинок):  ведро    пирамидка     яблоко     лопата     карандаш

10. Мышление: "Какой предмет не подходит остальным"

·      белка, заяц, еж, гриб

·      пирамидка, мяч, цветок, неваляшка

·      карандаш, груша, яблоко, виноград

·      ботинок, кроссовок, лист, туфля

11. Рисунок:

12. Игра:

а) неадекватные манипуляции с игрушкой

б) манипуляция с предметами

в) процессуальные игровые действия

г) процессуальная игра с элементами замысла

д) сюжетная игра

13. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт

б) поверхностный

в) контакт устанавливает с трудом

г) уходит от контакта

д) протестная реакция

14. Фон настроения:

а) нормальный

б) несколько повышен/снижен

в) эйфорический

г) контрастирующий

15. "Лестница"

Заключение______________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Дата _____________________

Педагог-психолог: __________________________________________


 

Бланк диагностики ребенка (4 – 5 лет)

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

Группа_____     ______________________________________________________________

1. Восприятие цвета:

красный        синий        желтый         зеленый        оранжевый       белый        черный

2. Восприятие формы:

· круг

· квадрат

· треугольник

· прямоугольник

· овал

3. Счет               больше                меньше               =

4. Разрезанная картинка:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания

5. Пирамидка

6. Мыслительные операции:

Обобщение:   одежда              обувь               фрукты                овощи                    мебель

Классификация:  цветы     животные (дикие и домашние)        рыбы                   птицы

7. Времена года:      зима               весна                     лето                               осень   

8. Мышление:

«Вагончик»:   дерево (лист)          чайник (носик)        дом (окно)        машина (колесо)          платье (карман)    

9. Внимание:

нахождение отличий:

"Четвертый лишний":

а) взгляд фиксирует (не фиксирует)

б) устойчивое (неустойчивое)

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой

г) "застревание"

10. Память (запоминание картинок):

зонтик     самолет     шарик       бабочка       машина        забор       кошка       дом       корабль

11. Описание картинки:

12. Рисунок семьи:

13. Игра:

а) неадекватные манипуляции с игрушкой

б) манипуляция с предметами

в) процессуальные игровые действия

г) процессуальная игра с элементами замысла

д) сюжетная игра

14. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт

б) поверхностный

в) контакт устанавливает с трудом

г) уходит от контакта

д) протестная реакция

13. Фон настроения:

а) нормальный

б) несколько повышен/снижен

в) эйфорический

г) контрастирующий

14. "Лестница"

Заключение____________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Дата___________

Педагог-психолог__________________________________________


 

Бланк диагностики ребенка 5-6 лет

(старшая группа)

Ф.И.О. __________________________________________________________________

Возраст_________________________________________________________________

Группа__________________________________________________________________

1. Восприятие цвета:

· красный

· синий

· желтый

· зеленый

· оранжевый

· белый

· черный

2. Восприятие формы:

· круг

· квадрат

· треугольник

· прямоугольник

· овал

3. Счет               больше                меньше               =

4. Мыслительные операции:

Обобщение:   одежда              обувь               фрукты                                    мебель

Классификация:  цветы     животные (дикие и домашние)        рыбы                   птицы

5. Времена года:      зима               весна                     лето                               осень        

6. Внимание:

нахождение отличий:

"Отыщи фигурки":

а) взгляд фиксирует (не фиксирует)

б) устойчивое (неустойчивое)

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой

г) "застревание"

7. Память (запоминание картинок):

 зонтик      самолет      шарик       бабочка       машина        забор       кошка       дом       корабль

8. Мышление:

"Что перепутал художник?":

· паровоз на облаке

· солнце и звезды

· морковь на дереве

· девочка поливает бабочек

· дом, где перепутаны окна и двери

· корабль на колесах

· курица плавает

"Заплатки":

"Вагончик" (установление смысловй связи): дерево         чайник          платье           дом         машина

9. Рассказ по картинке:

10. Рисунок семьи:

11. Игра:

а) неадекватные манипуляции с игрушкой

б) манипуляция с предметами

в) процессуальные игровые действия

г) процессуальная игра с элементами замысла

д) сюжетная игра

12. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт

б) поверхностный

в) контакт устанавливает с трудом

г) уходит от контакта

д) протестная реакция

13. Фон настроения:

а) нормальный

б) несколько повышен/снижен

в) эйфорический

г) контрастирующий

14. "Лестница"

 

Заключение__________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________

Дата_____________

Педагог-психолог_______________________________________________

                                                                                             

 


 

Программа диагностики психологической готовности к школе

 

ФИО ребенка_______________________________________________________________________

Группа_____________________________________________________________________________

1. Общая осведомленность:

Ø  Какие времена года ты знаешь?

ØСколько дней в неделе?

ØКакие ты знаешь дни недели?

ØКакие времена года ты знаешь?

ØСколько месяцев в году?

ØКакие ты знаешь летние (зимние, весенние, осенние) месяцы?

ØСколько часов в сутках?

ØВ какой стране, в каком городе ты живешь?

ØКогда у тебя день рождения?

ØКак называется этот палец?  (Указательный)

ØСколько ног у собаки? 

ØОт какого животного мы получаем молоко?

ØЧто нужно сделать, чтобы вода закипела?

2. Образное мышление и память (методика «Пиктограмма»):

-  веселый праздник

- обман

- вкусный ужин

- расставание

- строгая воспитательница

- развитие

- тяжелая работа

- теплый ветер

- страх

- болезнь

3.       Логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи

(Методика Бернштейна «Последовательность событий»)

4.      Умение классифицировать, сравнивать и проводить аналогии

 

Классификация:

животные:

рыбы:

цветы:

 

Сравнивать и нахождение различий:

 

Свитера:

Куртки:

Фартуки:

Ботинки:

 

Умение проводить аналогии оценивается с помощью следующих вопросов:

 

Ø  Днем светло, а как будет ночью?

Ø  Птица может петь, а что может собака?

Ø  Автомобиль может ехать, а что может самолет?

Ø  У кошки есть шерсть, а что есть у утки?

Ø  Голубь может летать, а что может рыба?

5.  Речь «Рассказ по картинке»

Способ говорения (очень плавная речь; плавная речь; достаточно плавная речь; прерывистая речь; очень прерывистая речь)

Строение предложений:

Ø  хорошо структурированные предложения, используются соединительные слова;

Ø  простые нераспространенные предложения;

Ø  неполные предложения;

Ø  полностью нарушено строение предложения.

Речевые навыки, артикуляция (очень четкое, четкое, умеренно четкое, нечеткое, неразборчивое произнесение звуков).

6. Внимание «Корректурная проба».

7.       Произвольность деятельности, мелкая моторика руки и ориентация в пространстве (методика «Графический диктант»).

Диктант 1 (пробный, не оценивается):

Диктант 2:

Диктант 3:

Диктант 4:

8.       Мотив готовности к школе (методика Эльконина и Венгера «Изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе»).

 

Ответить на вопросы после рассказа:

Ø  А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

Ø  С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

Ø  С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:

-          Учебный (познавательная потребность)

-          Социальный (понимание общественной необходимости учения)

-          Отметка

-          Игровой

-          Позиционный (стремление занять новое положение)

-          Внешний (подчинение требованиям взрослых)

9. Навыки общения со взрослыми - (общительный/замкнутый).

Заключение психолога:__________________________________________________

__________________ _____________________________________________________

________________________ _______________________________________________

______________________________

Дата _______

Педагог-психолог______________________________________________________________

ОБЩИЙ ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика социального развития дошкольников

Название методики

Возраст

   Качества

Литература

1

«Сюжетные картинки»

 (модифицированный вариант Р.М. Калининой)

младший

 Личностные качества, эмоциональное отношения к нравственным нормам.

Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б

2

«Что скажет воспитатель» (по картинкам)

младший

Комфортность общения с педагогом

3.

 «Два дома» 

И. Вандвик, П. Экблад

Межличностные отношения, определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы

М.В. Корепанова , Е.В. Харламова «Диагностика развития и воспитания дошкольников»

4

«Картинки»        

 Е.О. Смирнова 

средний

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми в конфликтных ситуациях

Е.О. Смирнова

В М. Холмогорова Межличностные от ношения дошкольников, диагностика..

5

«Закончи историю»

 (модифицированный вариант Р.М. Калининой)

 старший

Понимание детьми   нравственных норм, умение   соотносить эти нормы с реальными  ситуациями, и разрешать  их.

Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б

6

«Особенности общения ребенка со сверстниками, отражающая его отношение  к ним»  В.Н.Давыдович 

старший

Овладение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми (договаривается, обме нивается предметами, распределяет дей ствия при сотрудничестве), активность в общении.

О.В.Слодянкина «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста»

7

«Секрет» 

 Т.Репина

старший

Для выявления эмоционально-личностных отношений сверстников друг к другу, социального статуса ребенка

О.В.Слодянкина «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста»

8

Опросник «Отношение детей к педагогу» 

Е.Е.Алексеева 

старший

Взаимоотношения со сверстниками, педагогами (эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонент)

Е.Е.Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?»

9

Методика Рене Жиля 

старший

Выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других.

Е.О. Смирнова

В М. Холмогорова Межличностные от ношения дошкольников, диагностика.

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников

Название методики

Возраст

   Качества или составляющие структуры личности

Литература

1

«Изучение  самосознания»

Павлова Н.Н;

«Лесенка» Лисина М.И., Коломинский Я.Л.

средний

Изучение представлений о себе, отношения к себе.

«Изучение уровня самосознания»

Афонькина Г.А.Урунтаева Ю.А.,

 «Лесенка» Щур В.Г.,

 «Какой Я» Немов Р.С.,

«Изучение уровня притязаний  в разных видах деятельности»,

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

старший, предшкольный

Изучение представлений о себе,  самооценки и соотношения  « Я –реального» и « Я –идеального»

2

«Три желания» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

младший, средний

Изучение направленности предпочтений детей.

«Три желания» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

«Изучение  мотивов в ситуации выбора»  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

старший, предшкольный

Изучение соподчинения мотивов.

3.

Изучение целенаправленности деятельности

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

младший

средний

Изучение целенаправленности деятельности.

«Да и нет» Кравцова,

«Цветной домик» Гуткина Н.И.

старший

предшкольный

Изучение произвольной регуляции деятельности (умение действовать по правилу, образцу)

4

«Перенос кубиков», Самарин Ю.А.

младший,  средний

Изучение зрелости нервных процессов, типологических особенностей высшей нервной деятельности.

«Теппинг-тест»,  Черникова О.

(в модификации Вайнштейна А.И.)

«Какой тип темперамента преобладает у ребенка» Панфилова М.А.

Старший

Предшкольный

5

«Наблюдение эмоц. благополучия ребенка в группе», Степанова Г.Б., Денисова Е.Н.

младший, средний

Изучение восприятия, понимания  и дифференциации эмоций.

«Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» Минаева В.М.,

Критерии по выявлению тревожности Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.

средний

Изучение  особенностей

эмоционального самочувствия детей.

«Критерии агрессивности» Алворд М., Бейкер П., Лаврентьева Г.П., Титаренко

«Кактус» Панфилова М.А.

Критерии импульсивности, Алворд М., Бейкер П.

средний

Выявление эмоциональных  проблем

6

«Изучение понимания эмоциональных состояний других людей» МинаеваВ.М.,

«Выбери лицо» В. Амен, М.Дорки,

«Страхи в домиках» Панфилова М.А

Захаров А.И.

 

Старший, предшкольный

Изучение восприятия,

 понимания  и дифференциации эмоций.

 Изучение  особенностей

эмоционального самочувствия детей.

 Выявление эмоциональных  проблем.

Диагностика интеллектуальной сферы дошкольников

Название методики

Возраст

   Качества или составляющие структуры личности

Литература

1

Опосредованное запоминание предложения

3-5 лет

Память слуховая

Соколова Ю. “Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4-х лет”   М., Эксмо, 2003.)

Опосредованное запоминание предложения

3-5 лет

Память зрительная

Та же.

2

«Пирамидка» , «Мисочки» , «Разрезные картинки» (Венгер)

3-6 лет

Восприятие

«Конструирование по образцу» (Т.В.Лаврентьева).

3-4 года

«Включение в ряд»  (Венгер),

 «Коробка форм» (Венгер).

4-5 лет

«Рыбка» (В.В. Холмовская)

«Времена года», «Что здесь лишнее», «Узнай кто это» (Истратова О. Н.)

4-6 лет

4-6 лет

Наглядно-образное мышление

«Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет»,  Ростов н/Д : Феникс, 2008);

3.

«Дорисовывание  фигур» Дьяченко О.М.

3-5 лет

Воображение

«Найди и вычеркни»  Истратова О. Н.

3-5 лет

Внимание

«Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет» Ростов н/Д : Феникс, 2008);

4

«10 слов» , А.Р.Лурия

5-7 лет

Память слуховая

«Узнавание фигур», А.Н.Бернштейн

5-7 лет

Память зрительная

5

«Четвертый лишний» (Савинкова),

«Последовательность событий» (А.Н.Бернштейн)

5-7 лет

Словесно-логическое мышление

6

«Рыбка» (В.В. Холмовская);  

«Эталоны» (Венгер Л);

4-6 лет

Нагядно-образное мышление

7

«Дорисовывание  фигур» Дьяченко О.М.

5-7 лет

Воображение

8

«Корректурная проба»  Бурдона

Таблицы Шульте.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

5-7 лет

6-7лет

5-7 лет

Внимание

9

«Домик»  (Н. Гуткина)

«Разрезные картинки» (Венгер)

 

5-7 лет

Восприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

презентация на тему «На пути к школьному старту. Диагностика психологической готовности детей к школе.»

Цель презентации показать важность своевременной диагностической работы «готовность к школьному обучению»  с детьми дошкольного возраста, необходимость сотрудничества психологов детских садов и ш...

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса

Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образова...

презентация Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе све...

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

    Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

В статье представлены психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе...