Диагностика волевой готовности к школе
тест (подготовительная группа) на тему

Ксения Анатольевна Кокорина

диагностика дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_volevoy_gotovnosti_k_shkole.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика волевой готовности к школе

МЕТОДИКА «ДОМИК» (Н.И.ГУТКИНА)

Цель: диагностика умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорно-моторной координации и тонкой моторики руки.

Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв

Ход работы: ребенку предлагается срисовать предложенную картинку.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картину, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется образец). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то рисуешь , то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе»

По ходу работы ребенка необходимо проследить зафиксировать следующее: 1. Какой рукой ребенок рисует. 2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по пямяти.3. быстро или медленно проводит линии.4. отвлекаемость во время работы.5. Высказывания и вопросы во время рисования. 6. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка результатов: проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла) (забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика);

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (збалла за каждую увеличению деталь);

в) неправильно изображений элемент рисунка (2 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора (колечки дыма, штриховка на крыше), 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную деталь, а за всю часть рисунка. Правая и левая часть забора оценивается отдельно. Если часть правой (левой) стороны забора (дыма, штриховки) скопировано верно, а часть неверно, то за этот элемент рисунка начисляется 1 балл.

Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку;

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше или ниже; смещение трубы к левому углу крыши, существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии;  основание крыши по размеру соответсвует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. 1 балл за каждое отклонение: стен домика, крыши, забора;

е) разрывы между линиями в тез местах, где они должны быть соединены (1балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл становиться за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки;

ж) залезание линий за другую (1балл за каждое залезание). В том случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл становится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

МЕТОДИКА «ДА ИЛИ НЕТ» (Н.И.ГУТКИНА)

Цель: диагностика умения действовать по правилу

Ход работы: взрослый задает ребенку такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» и «нет». Но именно этого по условиям задания делать нельзя.

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово  «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя произносить? (Испытуемый повторяет слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно? После этого, экспериментатор начинает задавать вопросы:

1. Ты хочешь  идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?

5. Ты любишь гулять?

6. ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

Обработка результатов: ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага» и «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считаются ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается,  что испытуемый с заданием не справился.

МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (Д.Б.ЭЛЬКОНИН)

Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого

Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!

Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.

Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.

4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)

3 балла – имеются одна-две ошибки

2 балла – больше двух ошибок

1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков

0 баллов – правильных участков нет.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка  слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация психолога "Эмоционально – волевая готовность к школе".

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.           ...

«Упражнения на развитие интеллектуальной и волевой готовности к школе»

Использование данных упражнений помогут педагогам и родителям в подготовке детей к обучению в школе. Упражнения направлены на развитие мышления, памяти, внимания, умения действовать согласно инструкци...

«Эмоционально-волевая готовность к школе»

Уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать, но этого, явно, мало.При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника....

Итоговое занятие по развитию эмоционально-волевой готовности к школе посредством игровой деятельности

Тема: «Возвращение Вовки из тридевятого царства»Цель: поддерживать мотивационную готовность дошкольников к обучению в школе.Задачи. ОО Познавательное развитие: показать важность и значимос...

Эмоционально-волевая готовность к школе.

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовр...