Проведение диагностики уровня готовности к школе у детей с нарушениями зрения.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Специфические особенности проведения психологической диагностики у детей с различными нарушениями зренияю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение диагностики готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Быстрота и легкость этого перехода определяется его подготовленностью к школьному обучению.
Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является выявление актуального уровня и зоны ближайшего его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию психологической готовности детей к обучению в школе. Можно прямо сказать, что диагностическая работа «обслуживает» все другие виды деятельности практического психолога. В этом смысле залогом успешности выполнения им своих профессиональных функций будет профессионально грамотно проведенное психодиагностическое обследование ребенка. Его качество обеспечивается согласованным решением ряда теоретических, методических и организационных вопросов. Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят прежде всего из того, что она- многокомпонентное образование. Обобщая все точки зрения на проблему, мы будем относить к числу компонентов интеллектуальную+психомоторную, эмоционально-аффективную, личностную готовность, как наиболее значимые для детей с нарушением зрения.
В настоящее время существует достаточно большое количество диагностических программ, позволяющих оценить готовность ребенка к школе. Все эти программы рассчитаны на детей с нормальным зрением. Но в последние годы не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения зрения. Под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т.д.) могут возникать как нарушения одной функции зрения, так и нарушения нескольких зрительных функций. В свою очередь они условно делятся на глубокие, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детерминацию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся: слабость глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); снижение остроты зрения, связанное с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм). Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую. В процессе различных видов деятельности дети с нарушениями зрения испытывают серьёзные трудности, например, в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками выполнения конкретных действий, ориентировки на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, способствуя формированию нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и т.д.) детей с нарушениями зрения, что значительно затрудняет их деятельность. В ходе различных видов деятельности дети испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий. Для данной категории детей характерными являются:
- трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно принимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
- трудности в узнавании предметов, изображенных в различных модальностях (контур, силуэт, модель);
- нечеткие пространственные представления и низкий уровень сформированности умения ориентироваться в пространстве;
- длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.
Психодиагностическое обследование детей с нарушениями зрения на выявление их готовности к обучению в школе должно иметь свою специфику и отличаться от диагностики нормально видящих детей.
Методические рекомендации по проведению диагностики.
Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому психологам, работающим в специальных дошкольных учреждениях, приходится использовать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением. Их использование связано с адаптацией стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития. Все это требует от тифлопсихолога знания диагноза и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.
Имеются также общие требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения.
- Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне. Они также лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, нежели контурные.
- Среди особенностей построения стимульного материала следует обратить внимание на несколько положений, которые должны быть учтены психологом при выборе и адаптации методик: соблюдение в изображениях пропорциональности отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, более четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.
- Величина предъявляемых объектов должна быть определена в зависимости от 2 факторов: возраста и зрительных возможностей детей. Предъявление стимульного материала слабовидящим детям должно осуществляться с расстояния не более чем 30-33см от глаз ребенка.
- Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально (20-30 см). Картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов.
- Сложность фона: для детей дошкольного возраста фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качестве в соответствии с заданием.
- Цветовая гамма: желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона, особенно для детей дошкольного возраста.
- Насыщенность тонов – 0,8-1,0.
- При сходящемся косоглазии трудности детей связаны с восприятием материала вблизи, поэтому ребенку с дальнозоркой рефракцией при проведении тестирования необходимы очки для близи.
- При расходящемся косоглазии при высокой степени миопии детям также требуются очки для близи, а при миопии средней и слабой степени они не требуются (при отсутствии астигматизма).
- Детям с амблиопией и косоглазием от 5 до 10 лет с остротой зрения до 0,3 с нецентральной, но устойчивой фиксацией рекомендуется использовать тест-объекты преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, размеры которых менее 2 см. Детям в том же возрасте, с той же остротой зрения до 0,3, но с центральной и неустойчивой, а также нецентральной и неустойчивой фиксацией рекомендуется предъявлять тест-объекты тех же цветов, размеров. Однако время обследования желательно ближе к полудню.
- Детям в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, со сходящимся косоглазием можно предъявлять объекты разнообразных цветов и размеров. Обследование можно проводить в любое время дня. На занятиях этой группе детей рекомендованы упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль).
- Дети в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения выше 0,4 с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять объекты различных цветов и размеров. Обследование можно проводить в любое время дня.
- Для детей от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 до 1,0 при одновременном, бинокулярном неустойчивом характере зрения и отсутствии косоглазия предъявление стимульного материала имеет лишь возрастные противопоказания.
- При предъявлении стимульного материала требуется увеличение времени как минимум вдвое, а в тяжелых случаях время может быть увеличено до 10 раз.
- Трудности координации движений, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, что также требует увеличения временных норм на их выполнение по сравнению с нормально видящими детьми в 2-3 раза.
- Монокулярный характер зрения детей с амблиопией и косоглазием определяет недоразвитие микрокоординации движений, поэтому не следует учитывать неточность движений при выполнении заданий, а лишь их результативность. Удлиняется и время выполнения заданий.
- Диагностическое обследование детей проводится со снятой окклюзией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности и готовность к школе у детей с нарушениями зрения
В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.В основу ствтьи положен опыт рабо...
Статья: Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»
Вступительное слово педагога: “Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года. Желаю Вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов в освоении дошкольной программы. Cе...
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»
Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»
Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...
Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»
Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по проведению сенсорных игр, показать важность взаимодействия пед...
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Конспект проведения консультации с родителями «Результаты выявления уровня готовности к школе у детей подготовительной группы в начале года»
Данная консультация поможет родителям выявить психологическую готовность детей ребенка к школе....