Диагностика интеллектуальной готовности к школе
тест (подготовительная группа) на тему

Ксения Анатольевна Кокорина

диагностика дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_sotsialnoy_gotovnosti_k_shkole.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика социальной готовности к школе

МЕТОДИКА «КОЛДУН» (К.Н.ПОЛИВАНОВА, А.Л.ВЕНГЕР)

Цель: изучение особенностей учебного  сотрудничества со взрослыми, отношения ребенка к взрослому и предполагаемым со стороны взрослого задачам.

Материал: незаконченные рисунки

Ход работы: методика включает три серии: 1. Самостоятельная работа по заданию взрослого. 2. Работа под непосредственным руководством взрослого. 3. Самостоятельная работа по заданию взрослого после работы под его непосредственным руководством.

СЕРИЯ 1.

Инструкция ребенку: «Вот посмотри, какие у меня картинки (рис1.). Здесь были нарисованы разные вещи, но пришел злой колдун и заколдовал их так, что остались только контуры, но их можно расколдовать».

Ребенку дают на отдельном картоне фигуру (автобус рис.3), и показывают, как ее можно «расколдовать». После этого ребенку дают карандаш и говорят: «Вот тебе волшебная палочка, расколдуй эти вещи, нарисуй их опять такими, какими они, на твой взгляд, были раньше. Ты пока рисуй, а я закончу свою работу. Потом позанимаемся вместе».

В случае надобности инструкция повторяется, отдельные моменты уточняются. Во время выполнения задания ребенок сидит за отдельным столом, экспериментатор, сообщив инструкцию, садится в отдалении от ребенка, изображает занятость. В случае обращения ребенка за помощью, за разъяснениями, с вопросом о выполнении задания, экспериментатор уклоняется от прямых указаний. Если ребенок отказывается «расколдовывать» третий рисунок – неваляшку, то ему предлагают закончить работу и переходят ко 2-ой серии.

СЕРИЯ 2.

Инструкция ребенку: «А теперь я буду учить тебя это делать. У меня есть еще контуры, их тоже надо расколдовать (рис 2.). Давай попробуем вместе. Посмотри на первую картину.(рис 2,а) Как можно ее расколдовать? (тоже относительно рис 2 б, 2 в)

Экспериментатор сидит рядом с ребенком, но реально не вмешивается в его работу. На вопросы отвечает: «Нарисуй, я посмотрю как это у тебя получится». Кроме того экспериментатор подбадривает ребенка. Если ребенок отказывается выполнить задание с конфликтным рисунком, с ним соглашается: «Действительно этот рисунок здесь случайно»

СЕРИЯ 3.

Инструкция ребенку: «Ну вот, ты уже научился расколдовывать разные картинки, теперь сделай это совсем хорошо»(рис 1). Экспериментатор вновь садится поодаль.

Обработка результатов: оценивается качество выполнения рисунков, их содержательная сторона, отношение ребенка к конфликтному рисунку каждой серии, особенности поведения ребенка во время выполнения задания. На основании выделенных критериев вывод о принадлежности ребенка к одному из типов развития:

- дошкольный тип: дети не принимают учебную задачу, не смотря на дополнительные объяснения, одинаково низкий уровень выполнения заданий во всех сериях;

- псевдоучебный тип: дети не обращаются с вопросами и за помощью, тревожны.  Рисунки во 2 серии ниже по качеству, чем 1 и 3. Конфликтные рисунки вызывают отказ, либо выполняются формально;

- коммуникативный тип: дети контактны, демонстративны, задают много вопросов, чаще не имеющих отношения к заданию, задачу принимают только во 2 серии;

- предучебный тип: дети способны выполнять посильные задания, но только в присутствии взрослого. Более высокий уровень выполнения заданий во 2 и 3 сериях;

- учебный тип: дети легко справляются с заданиями во всех сериях, работаю молча, редко обращаются к взрослому. Конфликтные рисунки либо отказываются дорисовывать, либо включают их в сложные композиции.

МЕТОДИКА «ЛАБИРИНТЫ» (Е.Е.КРАВЦОВА)

Цель: изучение сотрудничества со сверстниками.

Материал: лабиринт, расположенный на доске размером 60х70. В противоположных по диагонали углах этой доски находятся два окрашенных в разные цвета «гаража» с четырьмя игрушечными машинками в каждом. Машинки тоже окрашены в два соответствующих гаражам цвета.

Ход работы: перед началом игры экспериментатор ставит машинки в чужой гараж двум детям предлагается провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая оказалась в гараже своего цвета. В остальном правила этой игры сводятся к следующему: можно возить только по одной машине; машины должны ездить только по дорожкам лабиринта; нельзя трогать руками машинки партнера.

Обработка результатов: на основании полученных данных определяется тип взаимодействия и сотрудничества со сверстником.

1 тип не может быть охарактеризован как «сотрудничество». Дети, отнесенные к этому типу, не видят действий партнера, нет никакого согласования действий. Всё внимание направлено на машины.

2 тип близок к первому. Для таких детей характерно, что они видят действия  партнера, однако воспринимают их только как образец для подражания. Эти дети эпизодически обращаются к партнеру с вопросами.

3 тип характеризуется взаимодействием между детьми, которое, однако, носит ситуативный и импульсивно-непосредственный  характер: в каждой конкретной ситуации и по поводу каждой машины дети пытаются договориться и согласовать свои действия.

4 тип (кооперативно-соревновательный): участники начинают воспринимать ситуацию задачи в целом. У детей этой группы устанавливаются отношения с партнером по игре как с противником. Участники внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ним свои действия, планируют их последовательность.

5 тип характеризуется возникновением подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи. Дети подсказывают друг другу, сопереживают успехам  партнера.  У участников обнаруживается способность к совместному планированию и предвосхищению результатов действий не только своих, но и партнера. Подсказка взрослого принимается  адекватно.

6 тип – наиболее высокий. Дети с самого начала относятся к игре как к совместной, общей задаче. Они сразу же, не дотрагиваясь до машинок, начинают искать общий способ решения. Общение иногда трудно зафиксировать, так как во многом оно носит свернутый характер. Хорошо подготовленные к школе дети имеют высокий ( не ниже четвертого) тип общения со сверстником.

МЕТОДИКА «СТУПЕНЬКИ» (В.Г.ЩУР)

Цель: диагностика самооценки

Материал: лесенка из шести ступенек

Ход работы: ребенку предлагается «лесенка» и читается инструкция.

Инструкция ребенку: «Вот видишь, ступеньки. На самую верхнюю ступеньку мы поставим самых умных детей, а на нижнюю – самых неумных. Как ты думаешь, на какую ступеньку можно поставить тебя? На какую ступеньку тебя поставит мама? Учитель? И.д.

Обработка результатов: учитывается дифференцированность, аргументированность, происхождение самооценки, соответствие реальным достижениям ребенка (по данным наблюдений экспериментатора).

1 группа (низкий уровень) – дети уверенно, без раздумья сразу ставят себя на верхнюю ступеньку независимо от параметров.

2 группа (средний уровень) – дети долго обдумывают, куда себя поставить, и даже, если ставят себя на верхнюю ступеньку, то обязательно с комментариями: «Я, правда, лучше всех решаю задачи» или «Я самый быстрый, так как на соревновании обогнал всех». Дети меняют свое местоположение в зависимости от параметров.

3 группа (высокий уровень) – дети, как правило, решают эту задачу по-взрослому. Они, в основном, ставят себя не на верхнюю ступеньку, а на предпоследнюю, считая справедливым, что кто-то в группе или другом месте умеет делать это лучше его и когда он подрастет, то сумеет решать задачи и быстрее бегать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение диагностики уровня готовности к школе у детей с нарушениями зрения.

Специфические особенности проведения психологической диагностики у детей с различными нарушениями зренияю...

Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...

Наглядный материал для диагностики на готовность к школе

в документе представлен наглядный материал в цвете для диагностики зрительной памяти, восптиятия, логического мышления, классификация....

Диагностика психологической готовности к школе,(бланки)

бланки для диагностики детей от 2хдо 6 лет...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Скоро в школу (подготовка к школьной жизни) Интеллектуальная готовность к школе

Подготовка к школе.Что включает в себя это понятие?Тест "готов ли мои ребенок к школе"....

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"...