«Этажи леса или удивительное путешествие по лесу».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Познавательное занятие в подготовительной  группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Познавательного занятия в подготовительной  группе

На тему: «Этажи леса или удивительное путешествие по лесу».

Воспитатель

Батяйкина Татьяна Ивановна

Программное содержание:

  1. Уточнить и систематизировать представления детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, цветы,  все они живут на своих зеленых этажах);
  2. Закреплять умения детей различать деревья по силуэтам, соотносить изображение с силуэтом, знать плоды;
  3. Закреплять знания детей об изменениях образа жизни птиц осенью (с исчезновением насекомых улетели многие птицы, которые ими питаются); поздней осенью становится меньше корма и для других птиц, они прилетают ближе к жилью человека. Вызвать у детей бережное отношение к птицам, подвести к пониманию того, что необходимо систематически их подкармливать;
  4. Уточнить представления детей об образе жизни диких зверей  (ёж, заяц, лиса, медведь, белка, волк, лось) с наступлением осени, как они готовятся к зиме каким кормом питаются;
  5. Закреплять умение детей ориентироваться в макропространстве по схемам;
  6. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, упражнять в связной речи, точном использовании словаря, названии деревьев, кустарников, трав, явлений природы – листопад, ветрено и т.д.
  7. Уточнить представления детей о том, что растения и животные нуждаются в охране и заботе. Воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:   Дом со всех сторон открыт,

                                Он резною крышей крыт,

                                Заходи в зеленый дом –

                                 Чудеса увидишь в нем.       (лес)

  • Дети, о чем эта загадка? Хотите попасть в чудесный лес и вспомнить каким он был осенью?
  • Чтобы попасть в этот лес, надо преодолеть препятствия – перелезть через бревно, назвать дерево, затем взять медальку с тем изображением плода, которое соответствует названию вашего дерева, и встать возле него (дети выполняют задание и рассказывают).
  • Лена, возле какого дерева ты встала? Почему и т.д.
  • Ребята, назовите, какие лиственные деревья растут в нашем лесу? (дуб, береза, клен, рябина, осина).  А ель и сосна – это какие деревья? (хвойные). Давайте сосчитаем их. Может ли в настоящем лесу расти столько деревьев? А сколько их в лесу? Какие они по величине? (толстые и тонкие, большие и маленькие, высокие и низкие). Давайте представим, что в нашем лесу есть полянка. И мы с вами придумаем, какие деревья будут на ней расти. Я вам буду загадывать загадки о деревьях, а вы их отгадывать и располагать там, где я скажу (игра с силуэтами).

Стоит красавица на поляне,

В белом сарафане,

В зеленом полушалке. (береза) – расположите ее в левом верхнем углу.

Никто не пугает, а вся дрожит. (осина) – поместите  ее в нижнем правом углу.

Этой бабке сто лет, горба у нее нет,

Высоконько торчит, далеконько глядит.

Придет смерть за старушкой – станет бабка избушкой.  (сосна) – посадите сосну в середине нашего леса. Почему в загадке говорится, что она «высоко торчит, далеко глядит?» (верно, это самое высокое дерево в лесу). На каком этаже она живет? (на последнем, самом высоком).

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вылез,

Стал высок и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, -

Ничего, что плод мой мелок.  (дуб) – посадите дуб в правом верхнем углу.

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы. (рябина) – посадите рябину в левом нижнем углу.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ель) – посадите ее внизу полянки.

  • И еще одно дерево мы посадим на полянке, рядом с сосной, листья этого дерева похожи на раскрытую ладошку (клен).
  • Вот и выросли в нашем лесу деревья.

Послушайте еще одну загадку:

Без рук, без ног по полю рыщет,

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле траву приклоняет. (ветер)

  • Засвистел ветер у-у-у-у-у (вместе с детьми, загудел с-с-с-с, все громче и сильнее, сорвал листья и разнес их по всему лесу.
  • Как называется явление в природе, когда листья опадают? (листопад).

Проводится игра «Найди лист»: посмотрите сколько листьев лежит на земле, какой прошел листопад. Надо эти листья собрать. Сейчас каждый из вас соберет листочки того дерева, плоды которого нарисованы у вас на медальках. (дети собирают и пересчитывают листья. Сколько собрал Витя? Таня? Лена? А теперь сделайте из листьев гирлянду, но так, чтобы в середи был самый большой лист (дети выполняют задание, а затем рассказывают и проверяют, верно, ли оно выполнено).

  • Ребята, на нашей лесной полянке собрались звери, которые живут в лесу. Как их можно назвать по-другому?  (дикие). Посмотрите, нет ли здесь ошибки? Отберите и поместите только диких животных. А сейчас поиграем с этими животными.

Проводится игра «Кому что нужно на обед» - я вам показываю плоды, а вы называйте, кто ими питается и угощать этих зверей.

  • Дети, а что растет в лесу ниже, под деревьями? (кустарники). Назовите их (малина, шиповник, боярышник, смородина, орешник, можжевельник).
  • Почему-то тихо в нашем лесу? В чем дело? Верно, не слышно веселого пения птиц. Давайте отдохнем на лесной полянке и вспомним, как заливисто распевали свои трели птицы летом. (дети лежа на ковре слушают пение птиц в грамзаписи).
  • Как приятно было еще раз услышать пение птиц! Какие птицы улетели  на юг? С наступлением холодов голодно нашим птицам. Как им помочь? (подкармливать).  Вот и мы с вами повесим на нашем участке эту кормушку и будем кормить птиц.  Посмотрите, сколько их слетелось. А все ли эти птицы будут прилетать к нам зимой за угощением?  Поместите на кормушку только зимующих птиц (дети выполняют задание). А чем мы их будем кормить?
  • Давайте пойдем по лесным  тропинкам и найдем корм для наших птиц (дети идут по группе по схемам и находят корм): просо, семечки, пшено, горох, сало, рябину, ягоды). Нет ли здесь какой ошибки? Весь ли этот корм могут клевать птицы? (горох нет – почему?).
  • Ребята, а что растет на самом нижнем этаже нашего леса? (травы, цветы).
  • Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Не огонь, а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой, а зовут…(крапивой

                 

                Эй, звоночки, синий цвет –

                С язычком, а звону нет? (колокольчик).

Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.   (подорожник)

               

                  Выпускает он листы,

                  Широченной широты,

                  Держатся на стеблях крепких

                  Сто плодов шершавых, цепких.

                  Если их не обойдешь, на себе их все найдешь.  (репей)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист, нам идет на чай,

Что за травка, отвечай!  (душица)

                   

                   Даже ночью муравьишка

                   Не пропустит свой домишко:

                   Путь – дорожку до зари

                    Освещают фонари.

                   На больших стеблях подряд

                   Лампы белые висят.   (ландыш)

  • Знаете, ребята, наш лес – это зеленая аптека. Многие растения лечат лесных зверей и людей. Звери знают лечебные травки и сами находят их. Помогают лечебные травки и людям. Из ландыша делают лекарство для тех, у кого болит сердце; подорожник – раны заживляет; мать и мачеха – заваривается в чае и пьется от кашля, такое же действие у душицы, зверобоя.
  • Вот мы и попросим сегодня заварить нам чай из лечебных трав, а когда будем пить его, вы почувствуете, какой он душистый и ароматный, а самое главное – полезный. Приглашай, дети и гостей наших на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности на тему:"Удивительные животные наших лесов" для детей пятого года жизни.

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию для детей средней группы....

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Конспект "Удивительное путешествие по лесу"

Конспект "Удивительное путешествие по лесу" Цель: знкомство с природой родного края через игру - путешествие....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Удивительное путешествие по зимнему лесу».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-э...

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по лесу и правила безопасности в лесу"

Аннотация С интересом исследуя окружающий мир, дети постоянно узнают о нем что-то новое, делая при этом удивительные открытия. На пути познания их будут ждать не только радостные встречи, но и опаснос...

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Удивительное путешествие по зимнему лесу» средняя группа

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-э...