«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
консультация на тему
Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_karte.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Педагогами широко применяются современные образовательные технологии по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста:
1. Проектная деятельность;
2. Коллекционирование;
3. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность;
4. Путешествия по реке времени;
5. Путешествия по карте.
Подробно остановимся на такой технологии, как "Путешествия по карте".
Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.)
Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). «Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Задачи, решаемые при «Путешествии по карте»:
1.Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т.д.).
2.Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
4.Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5.Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира, т.е. зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.).
Алгоритм структуры занятия «Путешествия по карте» Н.А.Коротковой:
Этапы:
1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы: Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов), хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни (например, Олимпийские игры, путешествия с родителями в летний период и др.).
2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем: Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным круглым столом или на ковре, вокруг предлагаемого предметного материала, карты). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Иллюстративный материал, как и в технологии «путешествие « по реке времени» представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми, передаются из рук в руки. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.
3. Предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями: На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями: Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Исследование по карте может стать продолжением сюжетной игры в путешествие.
Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте»:
1. Выбор пункта назначения.
2. Выбор транспортного средства передвижения.
3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Материалы для «Путешествия по карте»:
1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.
2. Иллюстрации видов транспорта.
3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал, А-4).
4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).
5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2 на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.
6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).
7. Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).
Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»:
1. Дети рассматривают карту, компас, глобус.
2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте.
3. Рассматривание энциклопедий.
4. Опыты.
6. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.
7. Вырезание картинок и создание панно, макета.
8. Рассматривание панно, макета.
9. Чтение художественной литературы с детьми.
10. Дидактические игры.
11. Рефлексия (самоанализ)
12. Составление синквейнов.
Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках.
Схема синквейна:
1 строка – существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.
Пример:
Книга
Мудрая, вечная.
Учит. Лечит. Ведет.
Всю жизнь сопровождает.
Радость.
Достоинства метода «Путешествия по карте»:
- Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Стимулирует развитие речи.
- Формирование познавательной активности в процессе различных видов деятельности.
- Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия, как одна из форм познавательного развития детей
Экскурсионная форма образования является одним из важнейших организованных видов детской деятельности...
Консультация для воспитателей "Мини-музей как одна из форм познавательной активности детей"
Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе...
Организация наблюдения в природе как одна из форм познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
Конспект наблюдения на прогулке...
Экспериментирование – одна из форм познавательно - исследовательской деятельности детей
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой ...
ЭКПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА консультация для родителей
Консультация для родителей "Эксперементирование как одна из форм позновательно-исследовательской деятельности детей раннего возрата"...
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ.
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень н...