Кружок "Наполним музыкой сердца"
материал (подготовительная группа) на тему
Основная направленность кружка по слушанию музыки- формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2016-2017gword.doc | 98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ « Карпогорская средняя школа №118,
СП « Детский сад №67 « Родничок»
Программа дополнительного образования.
Кружок « Наполним музыкой сердца».
(по музыкальному воспитанию).
Для детей подготовительной группы
6-7 лет.
Автор - Петухова Татьяна Альбертовна,
музыкальный руководитель.
Пояснительная записка.
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся», так говорил великий композитор
Д. Шостакович.
Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Слушая музыку, дети познают мир во всем его многообразии. Музыку называют « языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей. Развитие творческого слушания музыки побуждает к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.
Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений приносит большую пользу. У детей появляется потребность слушать музыку, наслаждаться ею. В будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в театрах – разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям с раннего возраста.
Цель программы: формирование музыкальной культуры детей, расширение знаний о народной и классической музыке.
Основные задачи:
Обучающие: учить слушать народную и классическую музыку, побуждать детей к ее оценке (эмоциональной и словесной), учить выражать музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности (рисунках, инсценировках).
Развивающие: развивать музыкально – эстетические потребности, развивать музыкальные способности, мышление, осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра.
Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, воспитывать любовь к народной и классической музыке.
Данная программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Предполагает проведение одного занятия в неделю в подготовительной группе. Продолжительность занятия – 20 – 25 минут. Срок реализации – ноябрь – май (2016-2017г.).
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы | Общее кол-во часов | В том числе | |||||
теоретические | практические | |||||||
Раздел 1. « Песня, танец, марш». | ||||||||
1. | Народные песни: колыбельные, хороводные, плясовые. | 2 | 1 | 1 | ||||
2. | Романсы. | 1 | 1 | |||||
3. | Серенады | 1 | 1 | |||||
4. | Вальс, полька, менуэт. | 3 | 3 | |||||
5. | Марши – солдатские, игрушечные. | 2 | 1 | 1 | ||||
Раздел 2. « Сказка в музыке». | ||||||||
1. | Сказка – балет П. И. Чайковского « Щелкунчик». | 3 | 1 | 2 | ||||
2. | Сказка – балет П. И. Чайковского « Спящая красавица». | 3 | 1 | 2 | ||||
Раздел 3. « Музыкальные инструменты и игрушки». | ||||||||
1. | Тамбурин, волынка. | 2 | 1 | 1 | ||||
2. | Колокольный звон. | 1 | 1 | |||||
3. | Музыкальная табакерка | 1 | 1 | |||||
3. | Музыкальная сказка С. С. Прокофьева « Петя и волк». | 2 | 1 | 1 | ||||
Раздел 4. « Природа и музыка». | ||||||||
Облака плывут | 1 | 1 | ||||||
2. | Утро | 1 | 1 | |||||
Вечер | 1 | 1 | ||||||
4. | Весна | 2 | 1 | 1 | ||||
5. | Березка | 2 | 1 | 1 | ||||
Итого: | 28 | 11 | 17 |
Учебно-тематический план.
№ занятия | Название раздела, тема, цель. | Вид деятельности, репертуар. |
1. | Раздел I «Песня, танец, марш» Народные песни. Продолжать знакомить с разновидностью песенного жанра – народные колыбельные песни. | Беседа, слушание «Колыбельная» А. Лядова, пение « Спите, куклы» Тиличеевой. |
2. | Продолжать знакомить с разновидностью песенного жанра - хороводные и плясовые народные песни. | Беседа, слушание, «Из под дуба», «Со вьюном я хожу», пение в хороводе «Во поле береза стояла». |
3. | Романсы Дать понятие и представление о разновидности песенного жанра - русском романсе. | Беседа, слушание «Нищая» А. Алябьева, «Вешние воды» С. Рахманинова. |
4. | Серенады Познакомить с разновидностью песенного жанра - серенадой, различать характер муз. интонаций, выразительные средства. | Беседа, слушание «Серенада» Шуберта, «Меланхолическая серенада» Чайковского. |
5. | Вальс, полька, менуэт. Продолжать учить различать жанр танец, уточнить представления о танце - вальс. | Беседа, слушание «Вальс» Шопена, муз-ритм. дв. «Вальс» Леви. МДИ «Вальс» (с треугольником). |
6. | Продолжать учить различать жанр танец, уточнить представления о танце - полька. | Беседа, слушание «Детская полька» Глинки, Муз-ритм. дв.- Полька «Аннушка», МДИ «Полька» (с колокольчиком). |
7. | Расширять представления о старинной музыке, познакомить с разновидностью танца - менуэт. | Беседа, слушание «Менуэт» Бах. Мастер-класс «Характерные движения менуэта» (с приглашением хореографа). |
8. | Марш Продолжать знакомить с разновидностью жанра марш - солдатский. | Беседа, слушание «Солдатский марш» Р. Шуман, МДИ «Марш» (с барабаном). |
9. | Продолжать знакомить с разновидностью жанра марш. Шутливые и игрушечные марши. | Беседа, слушание «Марш» Д. Шостаковича, МДИ «Сказочный марш» (с исп-м дер. палочек, театр. масок). |
10. | Раздел II «Сказка в музыке». Продолжать знакомить с музыкой балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, познакомить с сюжетом сказки. | Чтение отрывка сказки Гофмана ««Щелкунчик и мышиный король», слушание «Марш» (из балета «Щелкунчик»), «Дуэт Мари и принца». |
11. | Продолжать знакомить с музыкой балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. | Беседа, слушание «Сражение Щелкунчика с мышиным войском», «Мы рисуем музыку. |
12. | Продолжать знакомить с музыкой балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, побуждать к активному восприятию музыки. | Беседа, слушание «Вальс снежных хлопьев», МДИ «Придумай танец». |
13. | Продолжать знакомить с музыкой балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», познакомить с сюжетом сказки. | Чтение отрывка сказки Перро «Спящая красавица», слушание «Вступление к балету» (характеризующее злую фею Карабос и добрую фею Сирень) |
14. | Дать представление о двух основных лейтмотивах балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, дать представление об оркестровых красках, помогающих передавать эти образы. | Беседа, слушание «Адажио» (III действие). МДИ «Исполни музыку» (с колокольчиками, треугольниками). |
15. | Познакомить с муз. образами сказочных персонажей балета « Спящая красавица» П.И Чайковского, побуждать к активному восприятию музыки. | Беседа, слушание «Красная шапочка и волк», муз-ритм. дв. «Придумай танец» сказочных героев». |
16. | Раздел III «Музыкальный инструменты и игрушки» Тамбурин Познакомить с муз. инструментом - тамбурин, разновидностью барабана, побуждать к активному восприятию музыки. | Беседа, показ наглядного изображения, слушание «Тамбурин» Ж. Ф. Рамо, МДИ «Бубен». |
17. | Волынка Познакомить с народным инструментом - волынка. | Беседа, показ наглядного изображения, слушание «Волынка» И. С. Бах, МДИ «Танцующие руки». |
18. | Колокольные звоны Дать представление о способности музыки изображать колокольные звуки, познакомить с понятием «Колокольный звон». | Беседа, показ наглядного изображения, слушание «Звонили звоны» Г. Свиридова, МДИ «Колокольчики звенят» |
19. | Музыкальная табакерка Учить слышать изобразительную музыку, различать средство выразительности, создающие образ муз.табакерки. | Беседа, слушание «Муз. табакерка» А. Лядова, мастерская по изготовлению «муз. табакерки» |
20. | Музыкальная сказка «Петя и волк» Познакомить с историей возникновения муз. инструментов, их разновидностями на примере муз. сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева. | Знакомство с сюжетом сказки, показ изображения инструментов, слушание отрывков: «Петя» -струнные, «Птичка»-флейта, «Утка»-гобой, «Кошка»-кларнет. |
21. | Продолжать знакомить с персонажами сказки и изображающими их муз. инструментами. | Беседа, показ наглядного изображения инструментов, слушание: «Петя» - струнные, «Дедушка»-фагот, «Волк»-валторна. «Мы рисуем музыку». |
22. | Раздел IV «Природа и музыка» Облака плывут Учить различать оттенки настроений в музыке, стихах, картинах. | Беседа, показ картины, стих. «Гроза» И. С. Тургенева, слушание «Облака плывут» С. Майкапара, «Мы рисуем музыку». |
23. | Утро Учить различать изобразительность в музыке. | Беседа, показ картины, слушание «Рассвет на Москве- реке» М. П. Мусоргского, «Мы рисуем музыку». |
24. | Вечер Развивать эстетическое восприятие, чувство красоты природы, музыки, поэтического слова. | Беседа, стих. А. Фет «Какая ночь!». Слушание « Вечер» С. Прокофьева, « Мы рисуем музыку». |
25. | Весна Учить чувствовать настроение, выраженное в музыке, в поэтическом слове. | Беседа, стих. «Весна» Е. Баратынского, слушание «Весною» С. Майкапара «Мы рисуем музыку». |
26. | Учить чувствовать настроение, выраженное в музыке, в поэтическом слове. | Прогулка в весенний лес. |
27. | Березка Воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы, слышать красоту музыки и поэтического слова. | Беседа, стих. «С добрым утром» С. Есенина. Слушание «Березка» Е. Тиличеевой. |
28. | Воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы, слышать красоту музыки и поэтического слова. | Досуг «Люблю березку русскую». |
МДИ- музыкально- дидактическая игра.
Методическое обеспечение.
Программа включает в себя использование компьютера, DVD – проигрывателя, магнитофона, иллюстративного материала, методических пособий, детских музыкальных инструментов, фор – но, музыкальных словарей и энциклопедий.
В работе используются разнообразные методы и приемы: наглядные, словесные и практические.
Для подведения итогов по разделам предполагается проведение игр, выставки рисунков « Мы рисуем музыку», инсценировки и досуг « У красы березки».
Список литературы.
- Радынова О.П. « Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. – М.: ТЦ Сфера, 2009,- 240с.(2).
- Радынова О.П. « Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 208 с.(5).
- Радынова О. П. « Музыкальные шедевры: Природа и музыка.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 176с.(4).
- « Энциклопедический словарь юного музыканта» составители Медушевский В.В.,
Очаковская О.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"После боя сердце просит музыки в двойне"
Разработка учебного занятия к дню победы....
"Если поэзия - это музыка сердца, то эссе- это музыка души"
Творческое эссе Лисковчук В.А....
Конспект № 2. «После боя сердце просит музыки вдвойне»
Цели: расширять музыкальные представления детей; развивать нравственные чувства и отношения....
Проект Кто сказал, что надо бросить песни на войне После боя сердце просит музыки вдвойне.Трифонова Н.В.
Проект Кто сказал, что надо бросить песни на войне После боя сердце просит музыки вдвойне.Трифонова Н.В....
Социально личностное направление.Открытое занятие о музыке .Для детей 4-5 лет "Доброе сердце"
з-анятие для детей 4-5 лет.По моциално личностному воспитанию.Связь музыки и добра...
"Танец с сердцами"под песню "Мамино сердце"(музыка Кима Брейтбурга, слова Элеоноры Мельник ,поёт Жасмин)
Данный танец предназначен для детей старшего дошкольного возраста,на праздник "День Матери","8 марта".В руках у детей может быть шар в виде сердца,открытка в виде сердца и тд....
программа работы с родителями "Наполним музыкой сердца"
В Соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители (законные представители) становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и с...