Педагогическая находка
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

Маркова Наталья Сергеевна

Использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния,  последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_ispravlennoe.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  для дошкольников

«Мы хозяева своего настроения»

Цель – Определение собственного эмоционального состояния и его коррекция доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Возраст: старше-подготовительная группа детского сада, 5 — 7 лет

Задачи:

Образовательные:

- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

- учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

- обучать приемам саморасслабления, снятию  психомышечного  напряжения.

Развивающие:

- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

- развивать навыки релаксации,

 Воспитательные:

  • повышать социальную компетентность;
  • создавать положительный эмоциональный настрой;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: круги разных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный,  коричневый, чёрный), коллаж с различными эмоциональными состояниями,   таблица «Наше настроение»,  заготовка для коллективного настроения, аудиоколонка, аудиозаписи.

Ход занятия:

1.  Вступление.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Приветствие

Психолог:-"Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас , а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встречи с друзьями: повернитесь к соседу справа-улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева -улыбнитесь ему.

(Дети поворачиваются друг к другу, улыбаются)

- А теперь присаживайтесь на стульчики.

Посмотрите на мольберт. (На мольберте изображены эмоции)

- Что вы видите?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Проводится беседа "Настроение по цвету"

Ребята, забота о своем настроении также важна, как и забота о своем теле, о своем здоровье. необходимо научится радоваться жизни.

- Согласитесь, что настроение у нас  бывает разное.

- А когда настроение бывает не очень хорошим?

Сегодня мы с вами попробуем чувствовать свое настроение и даже управлять им. И помогут нам в этом разноцветные круги и вот этот большой лист.

  • А как вы думаете почему именно круг?

(Дети высказывают предположения)

- Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? В нем нет острых углов, он напоминает собой Солнце- символ жизни, удачи и счастья.

2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

- Сейчас я   открою вам  секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите на наши разноцветные круги.  

красный     –  бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;

желтый     –  веселое настроение –  хочется радоваться всему;

зеленый      –  общительное настроение –хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними;

синий         –   спокойное настроение –  хочется спокойно поиграть, послушать

                     интересную  книгу, посмотреть в окно

коричневый –  сердитое настроение  - я злюсь, я обижен;

черный        –  грустное настроение – мне грустно, я расстроен.

- Сейчас каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение и возьмет нужный круг и прикрепит его в нашем листе настроения.  

(Дети обозначают цветом свое настроение.)

- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем. Я покажу Вам, как можно управлять нашим поведением.

3. Игра «Рукопожатие»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

  • Сейчас мы все возьмемся за руки и будем передавать друг другу рукопожатие.

(Дети встают в круг, берутся за руки и по команде начинают передавать рукопожатие)

4.  Музыкотерапия (в зависимости от детей)

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей.

  • Музыка и настроение тоде бывают разным. Сейчас я включу музыку, а вы попробуйте определить ее  настроение. (звучит тихая, спокойная музыка) _ что хочется делать под эту музыку?
  • А как вы думаете, какая музыка поднимает настроение? (веселая)

- Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и попробуете почувствовать, что происходит с вашим настроением и отметить его нужным вам цветом.

(для прослушивания даётся два музыкальных фрагмента: грустную и весёлую)

(Дети закрывают глаза и прослушивают музыку, затем вновь отмечают цвет своего настроения)

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

- Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

(По окончании релаксации дети снова отмечают своё настроение цветом.)

6. Арт-терапевтическое упражнение  Рисование ладошками

Цель: выражение чувств и эмоций через   изобразительную деятельность,   концентрации внимания и снятие напряжения у детей. 

- А я вам открою ещё один секрет хорошего настроения. Помните, что мы говорили о кругах в самом начале нашего занятия?

- Правильно, что круг самая добрая геометрическая фигура. И сейчас мы нарисуем для вашей группы что-то круглое и теплое. Чтобы узнать что именно отгадайте загадку.

-  В синем небе жёлтый Блин.
Ну давай его съедим!
Нет уж больно Блин горяч
Ты свои ладоши прячь. (Солнышко)

- Конечно,  это солнышко. (Показываю на ватмане заготовку для солнца)

- Чего не хватает нашему солнцу? (Лучиков)

  • Правильно, лучиков. И мы дорисуем ему эти лучики, но не самым обычным способом. Мы будем рисовать их ладошками.

(дети моют руки в специально приготовленных тазиках)

- Пусть это солнышко живёт в вашей группе, чтобя у вас всегда было солнечно, тепло и уютно. И чтобы ваше настроение было всегда солнечным!

- Отметьте своё настроение после рисования.

(Дети обозначают свое настроение в таблице)

Подведение итогов

- А теперь давайте посмотрим на наш лист настроения.

- Что мы видим?

- Менялось ли ваше настроение на занятии или нет? От чего это зависело?

- У кого настроение было плохим?

  • У всех ли в конце занятия настроение осталось хорошим?

(Дети по желанию отвечают на вопросы)

- Давайте подведем итог нашему занятию.

- Нужно ли нам следить за своим поведением ? Зачем?

- Можем ли мы сами управлять нашим поведением? Как ?

(Дети отвечают, что управлять своим поведением возможно и это очень важно)

Молодцы! Вы все правильно сказали.  

 - А ещё я хочу подарить вам вот такие необычные раскраски. Они не совсем обычные. Если Вас кто-нибудь обидит разозлит, или у вас просто плохое настроение возьмите эту раскраску, цветные карандаши и начинайте раскрашивать. И вы сами не заметите, что ваше настроение снова станет хорошим.

(Детям раздаются раскраски-антистресс)

Ритуал прощания

- Давайте встанем в круг, потрем свои ладони одна о другую - чувствуете, какие они стали горячие? Теперь прикоснемся ладонями друг к другу, закроем глаза и мысленно предадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы поделились друг с другом  частичкой своей доброты и хорошим настроением.

(Дети становятся в круг,  прикасаются ладонями друг к другу, передавая тепло и хорошее настроение)

Спасибо вам за занятие и до свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...