Формирование гендерной воспитанности у детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа) на тему
В статье рассмотрены этапы формирования гендерной воспитанности детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование гендерной воспитанности у детей | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о формировании гендерной воспитанности детей 6-7 лет.
Задиракина И.С.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
детский сад №201 «Волшебница»
педагог-психолог
г. Тольятти (Россия)
Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни. Поэтому учет гендерных различий в воспитании детей является одним из актуальных вопросов в области дошкольного образования. [1]
Гендерное воспитание является важным аспектом становления личности ребенка и понимается нами как целенаправленный процесс психолого-педагогического сопровождения детей, заключающийся в создании условий для накопления социального опыта гендерного поведения ребенка, развития у него индивидуальных особенностей в выполнении гендерных ролей, по средствам сотрудничества со сверстниками и взрослыми, учитывая исторически сложившиеся культурные традиции общества.
Результатом гендерного воспитания, по нашему мнению, является гендерная воспитанность, как интегративное качество личности, предполагающее становление гендерной идентичности ребенка, обусловленное накоплением социального опыта гендерного поведения, и включающее совокупность компонентов (когнитивный, эмоциональный, мотивационно-ценностный, поведенческий).
Наше исследование по формированию гендерной воспитанности у детей 6-7 лет осуществлялась по направлениям (работа с детьми, работа с родителями), этапам (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и на основе выделенных нами организационно-педагогических условий.
Первым важным условием является организация различных видов деятельности детей, с целью накопления ими социального опыта гендерного поведения. Следующее необходимое условие формирования гендерной воспитанности – это создание гендерно-ориентированной предметно-пространственной среды, направленной на гендерное самопознание и становление гендерной идентичности детей и обуславливающей реализацию накопленного социального опыта гендерного поведения. Третьим условием является вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения по гендерному воспитанию.
На каждом этапе мы реализовывали совокупность выделенных нами организационно-педагогических условий, конкретизируя их содержание с учетом цели и задач каждого этапа:
1) Эмоционально-мотивационный этап направлен на формирование положительного отношения и ценности гендерных особенностей своего и противоположного пола;
2) Когнитивный этап направлен на формирование представлений ребенка о гендерной культуре определенного общества;
3) Деятельностный этап, направлен на формирование способов поведения и особенностей взаимодействия ребенка как представителя определенного пола.
Выделим следующую целевую ориентировку работы с детьми на каждом этапе. Реализация работы по формированию каждого компонента гендерной воспитанности осуществлялась с учетом специфики этапов следующим образом. Мотивационный этап частично обеспечивал формирование мотивационно-ценностного компонента. Когнитивный этап обеспечивал формирование когнитивного компонента. Деятельностный этап обеспечивал формирование поведенческого компонента. Следует подчеркнуть, что работа по формированию эмоционального и мотивационно-ценностного компонентов проходила через все этапы.
Осуществляя планирование работы с детьми, мы определили необходимость реализации таких видов детской деятельности как: игровая, познавательная, трудовая, изобразительная и восприятие художественной литературы и фольклора.
Рассмотрим сущность каждого этапа организации работы по формированию у детей 6-7 лет гендерной воспитанности с учетом выделенных условий.
На эмоционально-мотивационном этапе цель реализации первого условия была направлена на формирование интереса и положительного отношения детей к особенностям своего и противоположного пола. Мы развивали интерес к гендерным проявлениям людей разного пола, положительное отношение к выполнению будущих социальных ролей, способствовали развитию стремления к усвоению определенных способов поведения, соответствующих собственной гендерной принадлежности.
С этой целью мы показали детям спектакль по сказке О. Ахметовой «Молоточек и иголочка». У главных героев произведения ярко выражены мужские и женские качества, увлечения, особенности поведения. Мы предложили, чтобы данные герои сопровождали детей в ходе всей последующей работы.
Также, для решения поставленных задач, мы читали сказки, например: «Морозко», «Иван Царевич и серый волк» и организовывали с детьми обсуждения о том, какими личностными качествами обладают главные герои, какие они совершают поступки, показывая с помощью этого детям яркие примеры норм и эталонов гендерного поведения, принятых в обществе.
Для реализации второго условия предметно-пространственная среда группы пополнилась новыми яркими героями. Куклы-марионетки Молоточек и Иголочка мотивировали детей на дальнейшую работу.
Целью реализации третьего условия на данном этапе было показать родителям важность и необходимость воспитания детей с учетом гендерных различий, вызвать интерес к данной теме. Для этого мы подготовили наглядную информацию (газеты, буклеты, папки-передвижки): «Девочки и мальчики два разных мира», «Народные традиции в воспитании детей», «Сказки для девочек и мальчиков» и т.д.
На втором, когнитивном этапе, направленном на формирование представлений ребенка о гендерной культуре определенного общества, реализацию первого условия, мы разделили на три блока: «Внешние проявления гендерных особенностей», «Гендерные предпочтения и характеристики», «Гендерное поведение».
Целью первого блока было формировать у детей представления о внешних проявлениях своей гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей. Работа с детьми по темам «Я – мальчик, я – девочка» и «Маленькие модники и модницы» позволила обогатить их знания и представления о своих внешних особенностях, научила видеть внешние сходства и различия между мальчиками и девочками, отмечать особенности их внешнего вида, позволила развить умение рассказывать о себе, как о представителе определенного пола.
С детьми проводились беседы, мы организовывали дидактические и сюжетно-ролевые игры. Также дети с удовольствием рисовали портреты, уделяя внимание своим гендерным особенностям. Из портретов детей была организована выставка для родителей.
Содержание работы с детьми по первому блоку представлено в таблице.
Таблица – 1. Характеристика содержания работы с детьми по видам детской деятельности в первом блоке когнитивного этапа.
Игровая деятельность | Познавательно-исследовательская деятельность | Восприятие худ. лит-ры и фольклора | Изобразительная деятельность |
– д/и «Собери силуэт мальчика и девочки»; – игра «Мы разные»; – д/и «Одень куклу»; – д/и «Мода в разные времена» – сюжетно ролевая игра «Показ мод» – сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | – беседа «Про мальчиков и девочек»; | – Чтение худ литературы и сказок: «Золушка», «Спящая красавица»,»Илья Муромец»» и т.д. | – рисование «Я – мальчик, я – девочка; |
Второй блок, «Гендерные предпочтения и характеристики», подразумевал работу с детьми по пяти темам: «Девочки - маленькие принцессы, мальчики благородные рыцари», «Наши имена», «Маленькие умельцы и умелицы» (или мои увлечения), «Когда я вырасту, я буду…» (будущие мамы и папы, мужчины и женщины), «Увлекательные профессии».
Организация детей в различных видах деятельности позволила расширить и упорядочить их знания о последовательности возрастного и полового развития человека, о зависимости имени человека и его гендерной принадлежности. Также мы сформировали у детей представления о привлекательных качествах представителей своего и противоположного пола, научили аргументировано обосновывать их ценность, понимать относительность их проявления в зависимости от различных ситуаций. Данная работа позволила развивать умение детей видеть различия в любимых игрушках, видах деятельности, увлечениях в зависимости от гендерной принадлежности, сформировать представления о женских и мужских профессиях.
Содержание работы с детьми по второму блоку представлено в таблице.
Таблица – 2. Характеристика содержания работы с детьми по видам детской деятельности во втором блоке когнитивного этапа.
Игровая деятельность | Познавательно-исследовательская деятельность | Восприятие худ. лит-ры и фольклора | Трудовая деятельность (ручной труд) | Изобразительная деятельность |
– игра «Мальчики о девочках, девочки о мальчиках» – игра «Наши имена»; – игра «Кому, что нравится»; – д/и «Кто, чем любит заниматься»; – игра «Последовательности»; – сюжетно-ролевые игры «Семья», «Родился малыш». | – беседа «Тайна моего имени»; – исследование «Найди одинаковые имена»; – организация клуба «Встречи с интересными людьми»; – беседа «Увлечения мальчиков и девочек»; – беседа «Мальчики и девочки будущие мамы и папы»; – беседа «Профессии»; – лэпбуки «Профессии девочек», «Профессии мальчиков» – экскурсия по д\с «Профессии в детском саду» | чтение и обсуждение литературных произведений и сказок. «Крошечка Хаврошечка», «Каменный цветок» «Летучий корабль» и т.д. | – изготовление каталогов «Имена девочек», «Имена мальчиков»; – изготовление альбома «Тайна моего имени» | – рисование «Мои любимые дела»; – рисование «Когда я вырасту, я буду…»; – лэпбуки «Профессии девочек», «Профессии мальчиков» |
Целью третьего блока когнитивного этапа было сформировать представления о культуре взаимоотношений между сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола.
В ходе работы по темам «Азбука общения для мальчиков и девочек» и «Учимся помогать», мы способствовали формированию положительных эмоций детей при общении друг с другом, смогли развить представления о различиях и особенностях в настроении и поведении людей разного пола. Также мы уделяли внимание формированию представлений детей о нормах и правилах поведения, о способах взаимодействия между представителями разного пола с учетом их гендерной принадлежности.
Содержание работы с детьми по второму блоку представлено в таблице.
Таблица – 3. Характеристика содержания работы с детьми по видам детской деятельности в третьем блоке когнитивного этапа.
Игровая деятельность | Познавательно-исследовательская деятельность | Восприятие худ. лит-ры и фольклора | Трудовая деятельность (ручной труд) | Изобразительная деятельность |
– сюжетно-ролевые игры, отражающие взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях «День рождения», «Родился малыш», »Семья собирается в гости» и т.д. | – беседы «Секреты общения»; – буклеты «Этикет для девочек», «Этикет для мальчиков», «Правила общения»; – беседа «Как я помогаю взрослым и детям»; | – чтение и обсуждение литературных произведений и сказок рассказы В.А. Осеева «Сыновья», Н. Павлова «Помощница», Е. Пермяк «Как Маша стала большой». | – буклеты «Этикет для девочек», «Этикет для мальчиков», «Правила общения». | – рисование «Я умею помогать»; |
Для реализации второго условия был организован смотр-конкурс, по организации гендерно-ориентированной предметно–пространственной среды в группах. Данный конкурс был проведен в завершении когнитивного этапа. Результаты конкурса оценивались по следующим, выделенным нами критериям: насыщенность содержания, эмоциогенность, доступность, возможность обеспечить познавательную и творческую активность детей, возможность использования среды для организации разнообразной самостоятельной деятельности детей, вариативность, учет индивидуальных особенностей. Каждый из критериев раздельно оценивал РППС для мальчиков и девочек.
Следует отметить что, предметно-пространственная среда в группах пополнялась педагогами по мере реализации тем данного этапа. На протяжении всей работы создавались дидактические игры, пособия, материалы к сюжетно ролевым играм, подбиралась художественная литература и игрушки. Также материал пополнялся за счет продуктивных результатов совместной деятельности педагогов детей и родителей. Это каталоги, альбомы, лэпбуки, буклеты и т.д.
Наша цель по реализации третьего условия на когнитивном этапе была повысить компетентность родителей по вопросам гендерного воспитания детей.
В ходе, организованных фронтально консультаций, мы познакомили родителей с историческими и современными подходами психологов и педагогов по актуальным вопросам гендерного воспитания детей.
Индивидуальная и подгрупповая форма работы использовались нами с целью вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами на основе инициатив и потребностей каждой семьи.
Например, мы организовали творческую группу родителей, которая совместно с педагогами и детьми занималась созданием альбомов «Тайна моего имени». Результатом ее работы явились яркие наглядные пособия для детей, рассказывающие о разных аспектах имен мальчиков и девочек.
Индивидуальная форма работы с родителями использовалась, например, при организации клуба «Встречи с интересными людьми». Мы готовили встречи детей с родителями разных профессий. Родители (учитель, кондитер, полицейский, врач) рассказывали детям о своей работе, показывали фотографии.
Последний этап нашего эксперимента – деятельностный, был направлен на формирование способов поведения и особенностей взаимодействия ребенка как представителя определенного пола. Реализацию первого условия мы разделили на три блока: «Помощники и помощницы», «Этикет для девочек и мальчиков», «Мои поступки».
Целью первого блока было развивать у детей умение осуществлять различные виды деятельности, доминирующие у людей собственного пола.
В ходе работы по темам «Мамины помощницы, папины помощники», «Юные рукодельницы», «Мастера самоделкины» мы смогли развить у детей положительное отношение, интерес и умение выполнять различные виды деятельности людей собственного пола, научили оказывать и принимать помощь детей и взрослых, уважительно относится к труду и продуктам деятельности людей своего и противоположного пола.
Целью второго блока, «Этикет для девочек и мальчиков», было формирование умения выполнять нормы поведения, принятые в обществе, относительно своей гендерной принадлежности.
В процессе реализации тем «Этикет для девочек», «Этикет для мальчиков» дети научились применять нормы и правила этикета относительно своей гендерной принадлежности, а также мы способствовали развитию умения детей быть внимательными к взрослым и друг к другу.
Целью третьего блока «Мои поступки» было сформировать у детей умение выбирать способы взаимодействия с детьми и взрослыми с учетом собственной гендерной принадлежности.
В ходе работы мы смогли развить у детей умение выбирать различные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в зависимости от ситуации, научили проявлять положительные эмоции при общении друг с другом и сформировали доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
Работа по реализации первого и третьего условия на деятельностном этапе проходила взаимосвязано. Вся деятельность с детьми, в основном проводилась в совместной деятельности с родителями, а целью работы с родителями было вовлечение их в деятельность детского сада по формированию гендерного поведения у детей.
Родители привлекались к организации и совместно с детьми, участвовали в различных досуговых и спортивных мероприятиях в детском саду, конкурсах совместно сделанных с ребенком работ, выставках и т.д. На данном этапе мы способствовали организации совместной деятельности детей и родителей относительно гендерной принадлежности, в том числе и посредствам различных мастер классов.
Организация гендерно-ориентированной предметно-пространственной среды на данном этапе осуществлялась параллельно с реализацией двух вышеуказанных условий. Например, продукты совместного творчества детей и родителей на мастер-классе, украшали группу или участвовали в выставках, проводимых в детском саду. Костюмы, сделанные к играм драматизациям, оставались в группах для самостоятельной игровой деятельности детей и т.д.
В результате проведенной нами работы следует отметить повышение интереса, знаний и активности родителей к вопросам воспитания детей с учетом гендерных различий. Обогащение РППС материалами, способствующими гендерному самопознанию детей, а главное проявлением гендерной воспитанности в поведении детей.
Таким образом, результаты, проведенного нами контрольного эксперимента, свидетельствуют об эффективности выделенных нами организационно-педагогических условий. Сравнительный анализ полученных данных экспериментальной группы в констатирующем и контрольном экспериментах показал положительную динамику уровня сформированности гендерной воспитанности у детей 6-7 лет.
Список используемой литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Российская газета. – 2013. – 25 ноября. – № 6241.
2. Евтушенко, И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста [Текст] / И.Н. Евтушенко // Начальная школа плюс ДО и После. - 2007 –№5. − С. 64-67. - 0,35 п.л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи
Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...
Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».
Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...
Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе
Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста....
Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...
Проблема формирования гендерной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены компоненты гендерной воспитанности и организационно-педагогические условия ее формирования....
Презентация "Формирование гендерного воспитания старших дошкольников посредством различных видов образовательной деятельности"
В презентации представлены материалы о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре, а также развитии ценностного отношения к себе, как к человеку соответсвующего пола, формиро...