Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Особое место в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста занимает игровая деятельность. Развивающая игровая деятельность эффективно используется в образовании и воспитании детей на протяжении всей истории педагогики, позволяя детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий мир, органично войти в него.
Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения.
Одна из задач реализации образовательной области «Социализация» является формирование гендерной принадлежности и идентичности.
Формирование гендерной принадлежности и идентичности – это формирование семейной и гражданской идентичности, а не половое или полоролевое воспитание, как это было раньше.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и полезным формам поведения окружающих, и вредным социальным привычкам (брань, курение и т.п.) Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями, где одним из требованием является календарно – тематическое планирование – на примере темы «Семья» мы поделимся опытом по формированию первичных гендерных представлений у детей II младшей группы.
Первоочередной задачей, стоящей перед нами являлось создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды по теме «Семья». Для этого мы проанализировали состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении и дополнили её необходимым материалом и оборудованием.
При подборе материалов и оборудования для игр мы руководствовались, как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учетом гендерных особенностей. Во II младшей группе по программе «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Е.С. Комаровой, М.А.Васильевой стоят следующие задачи:
- Формирование элементарных представлений о росте и развитии ребёнка, изменении его социального статуса;
- Постепенное формирование образа Я. Сообщение детям разнообразных, касающихся непосредственно их сведений, в том числе сведений о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о проишедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать, знаешь «вежливые» слова);
- Формирование начальных представлений о человеке. Формирование первичных гнедерных представлений (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляли в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. В группе нами было создано игровое пространство для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструктором, морской тематикой), так и для девочек (семья, парикмахерская, магазин).
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений и знаний об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для этого в совместной деятельности с детьми мы провели следующие мероприятия: в ОО «Познание» - «Моя семья», ОО «Коммуникация» - «Мама, папа, я». С целью: обеспечить детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре; способствовать пониманию роли взрослых и детей в семье, вызывать у ребёнка гордость за свою семью; учить называть членов семьи по имени, формировать умение вести диалог с педагогом. В структуру каждого занятия включались следующие элементы: гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари, и т.д.)
Особую роль в формировании гендерной принадлежности играло чтение художественных произведений в непосредственной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах во II половине дня с последующей этической беседой. Так на примере русских народных сказок - «Гуси – лебеди», « Кот, петух и лиса», стихотворения И. Косякова «Всё она» раскрывали перед детьми нравственный смысл заботливости и попечительского отношения к другим. На примере сказки «Лиса и заяц», произведений К. Чуковского «Краденое солнце», «Муха – цокотуха», «Айболит» - раскрывали качества мужественности: смелости, стойкости, обращали внимание на то, что герой не может не оказать помощь нуждающимся в ней. Использовали пословицы о семье и поговорки, заучивали потешки, стихи, использовали пальчиковые игры: «Семья», «Дом».
В ОО «Художественное творчество» с использованием нетрадиционной техники рисования мы раскрашивали чашечки для мам и пап. В лепке закрепляли семейные отношения с помощью героев русской народной сказки «Три медведя» - лепили миски для медведей.
В непосредственной образовательной деятельности «Музыка» совместно с музыкальным руководителем подбирали материал с учётом пола детей. Для девочек движения более пластичные, для мальчиков более ритмичные.
В совместной деятельности в режимных моментах проводили индивидуальные беседы с целью — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Беседы включали такие вопросы:
1. Ты мальчик или девочка?
2. Мальчик и девочка — одинаковые или разные?
3. Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?
Проводились индивидуальные и групповые беседы с целью понимания роли взрослых в семье с использованием дидактического материала.
Так же проводились беседы по семейной фотографии.
Использовали проблемные ситуации, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения
Беседовали отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, где обсуждали, каким должен мальчик, какой должна быть девочка, дети приводили примеры из собственной жизни.
Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний также были изготовлены дидактические игры: «Одень Машу и Сашу»
Дидактическая игра «Чей портрет?»
Дидактическая игра «Кому, что нужно»
Дидактическая игра «Матрешки»
Дидактическая игра «Дорожка»
Дидактическая игра «Кто кем работает »
Дидактическая игра «Семья»
Дидактическая игра «Колобки»
Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Дети этого возраста, вначале под руководством воспитателя в непосредственно образовательной деятельности, а затем самостоятельно охотно конструируют. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.
Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто нам приходилось наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд. В играх девочек однообразие проявлялось в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. Поэтому, что бы дети не играли на уровне подражания, и не ограничивались «ролью в действии», взрослые должны принять меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя в младшем докольном возрасте состоит в ежедневном участии в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Не менее важной задачей является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик.
Метки для шкафчиков для одежды.
Полотенца для девочек и мальчиков.
Фартуки для сюжетно – ролевых игр и для уголка дежурства.
Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться.
С этой целью нами проводились различные формы работы с родителями: провели консультацию для пап «Отец – семьянин»; родительское собрание «Влияние гендерного воспитания на развитие ребёнка», беседы, наглядная информация по таким темам как: «Девочки и мальчики», «Советы по воспитанию мальчиков», «Советы по воспитанию девочек», «Роль отца в воспитании детей». Конкурс «Мама, папа, я – дружная семья». На конкурс были представлены рисунки, поделки, макет «Древо моей семьи».
Бабушка сочинила сказку «Новая сказка про репку и дружную семью Репкиных» мы её инсценировать вместе с нашими детьми.
Совместно с родителями оформили газету «Моя семья», которую разместили в группе на уровне глаз детей. Каждый ребёнок мог подойти, расмотреть, рассказать о своей семье своим сверстниккам. Родители принимали активное участие в подготовке материала и оборудования для оснащения предметно – развивающей среды.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личностии позволит им быть успешными в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи
Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...
"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые ис...
Конспект НОД с использованием игровых технологий по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста: "Волшебные деревья"
Дидактическая игра для младшей группы...
Конспект НОД с использованием игровых технологий по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста: "Помоги растению"
Конспект для среднего дошкольного возраста....
«Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов»
Материалы из опыта работы...
Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно испо...