Проблема формирования гендерной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье рассмотрены компоненты гендерной воспитанности и организационно-педагогические условия ее формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема формирования гендерной воспитанности
у детей старшего дошкольного возраста.
Задиракина Иветта Сергеевна
АНО ДО «Планета детства «Лада»
детский сад №201 «Волшебница»
педагог-психолог
г. Тольятти (Россия)
В настоящее время ряд современных исследований допускают возможность формирования у детей дошкольного возраста гендерной воспитанности. Исследования Ю.С. Григорьевой, Л.И. Градусовой, И.Н. Евтушенко, Ю.В. Перловой и др. были посвящены данной проблеме. При этом существует необходимость осмысления и конкретизации понятия «гендерная воспитанность», определение его структуры с учетом особенностей детей старшего дошкольного возраста.
И.Н. Евтушенко понятие гендерной воспитанности старшего дошкольника определяла, как интегративное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения [1].
Для нас имеет существенное значение позиция Ю.В. Перловой, которая дает определение гендерной воспитанности с точки зрения единства формирования компонентов, из которых она состоит.
По ее мнению гендерная воспитанность это сложное личностное образование, включающее знание основ гендерной культуры (когнитивный компонент), потребность в реализации себя как представителя определенного пола (эмоционально–чувственный компонент), способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью и принятыми в социуме нормами гендерной культуры (поведенческий компонент) [2].
В своей работе И.Н. Евтушенко так же определила составляющие гендерной воспитанности. Она считает, что гендерная воспитанность детей дошкольного возраста формируется из единства коммуникативно–поведенческого, познавательного, эмоционального и ценностного компонентов [1].
Проанализировав имеющиеся исследования по данной проблеме, мы определили структуру гендерной воспитанности, которая включает когнитивный, эмоциональный, мотивационно–ценностный, поведенческий компоненты, и выглядит следующим образом.
Когнитивный компонент – отражает представления ребенка о гендерной культуре определенного общества. Данный компонент включает в себя следующие составляющие:
– представления о своей гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей;
– представления о различных проявлениях мужских и женских особенностей (внешний вид, увлечения, особенности поведения, особенности проявления эмоциональных реакций);
– представления о привлекательных качествах представителей своего и противоположного пола, аргументированное обоснование их ценности;
– представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, относительно своей гендерной принадлежности;
– осознают относительность проявления мужских и женских качеств, в зависимости от различных ситуаций;
– представления о перспективах взросления в соответствие со своей гендерной ролью;
– представления о способах взаимодействия между представителями разного пола с учетом их гендерной принадлежности.
Мотивационно – ценностный компонент – отражает сформированность у детей ценностей и мотивов поведения, обусловленных осознанием значимости собственной гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей:
– испытывают чувство собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности;
– осознают ценность гендерной принадлежности представителей противоположного пола, уважительно относятся к ним;
– в процессе деятельности проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, соответствующих собственной гендерной принадлежности и ориентируясь на выполнение будущих социальных ролей;
– осознают нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу;
– осознают нравственную ценность собственного гендерного поведения.
Поведенческий компонент – отражает способы поведения и особенности взаимодействия ребенка как представителя определенного пола. Поведенческий компонент включает в себя следующие умения:
– умение выполнять нормы поведения, принятые в обществе, относительно своей гендерной принадлежности;
– умение устанавливать взаимосвязь между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских качеств, принятых в обществе на основе сложившихся культурных традиций;
– умение осуществлять различные виды деятельности, доминирующие у людей собственного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин и собственную гендерную принадлежность;
– умение выбрать способы взаимодействия с детьми и взрослыми с учетом собственной гендерной принадлежности
Эмоциональный компонент – отражает эмоциональное отношение детей к собственной гендерной принадлежности и включает в себя:
– проявляют положительное отношение, желание и инициативу к взаимодействию со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола;
– проявляют положительное отношение к предметам и видам деятельности, которые традиционно доминируют у людей разного пола, с учетом принятой в обществе гендерной культуры.
В целом, мы определяем, что гендерная воспитанность является интегративным качеством личности, включающим когнитивный, эмоциональный, мотивационно–ценностный, поведенческий компоненты, предполагает становление гендерной идентичности ребенка и является результатом гендерного воспитания.
Эффективность формирования гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста будет обеспечиваться комплексом организационно–педагогических условий.
Имеющиеся исследования по данной проблеме носят единичный характер. Исследованием данного вопроса занималась И.Н. Евтушенко. Изучив и проанализировав ее опыт, мы выделили комплекс организационно-педагогических условий, реализация которых будет способствовать эффективному построению процесса гендерного воспитания детей в дошкольном учреждении.
При определении организационно-педагогических условий мы учитывали задачи психолого-педагогического развития и содержание работы по гендерному воспитанию в рамках ФГОС, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и определенную нами структуру компонентов гендерной воспитанности.
Для формирования гендерной воспитанности мы считаем важным организовать деятельность детей в различных ситуациях, которая будет обеспечивать накопление дошкольниками социального опыта гендерного поведения. В процессе деятельности будут формироваться умения выполнять гендерные роли в соответствии с принятыми социальными нормами и эталонами, которые сформировались в данной культуре.
Старший дошкольный возраст является сезитивным для усвоения норм и правил, выполнение которых лежит в основе произвольной регуляции поведения ребенка. В период, когда дошкольник начиняет подчинять свое поведение представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо» необходимо заложить в сознание детей идеальные образы мужчины и женщины и стремление действовать в жизни в соответствии с этими идеалами. Тем более, что ребенок в этом возрасте может сам адекватно оценивать свои поступки и испытывать чувство удовлетворения, когда поступает правильно.
Следующим необходимым условием формирования у детей гендерной воспитанности мы считаем организацию предметно–развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей, становление гендерной идентичности и реализацию накопленного социального опыта гендерного поведения.
Развивающая предметно–пространственная среда это комплекс условий, который обеспечивает развитие личности и деятельности детей. Среда является источником получения знаний и опыта ребенка. Важно, чтобы организация предметно–пространственной среды в дошкольном учреждении давала возможность эффективно развивать индивидуальные особенности, интересы, склонности каждого дошкольника. Только в этом случае дети получат возможность накопления социального опыта гендерного поведения в соответствии с собственными потребностями и особенностями.
Также, одним из условий, следует отметить важность включения родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения по гендерному воспитанию. Построение взаимодействия с родителями должно строиться на основе выявления особенностей, потребностей и инициатив каждой семьи.
В семье ребенок получает свой первый опыт гендерного поведения. Родители ребенка являются наглядным примером выполнения гендерных ролей. Поэтому мы считаем важным с одной стороны организовать педагогическое просвещение родителей по проблеме гендерного воспитания, а с другой стороны выявить потребности, трудности каждой семьи и организовать индивидуальную работу с семьями, исходя из выявленных особенностей.
Список литературы
1.Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: защищена: 25.06.2008 / И.Н. Евтушенко, – Челябинск, 2008.
2.Перлова, Ю.В. Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный] /Ю.В. Перлова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: защищена 27.03.2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статья раскрывает актуальную проблему формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...
Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи
Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...
Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе
Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста....
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Интерес к проблеме воспитания нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место з...
Гендерное воспитание. Размышления детей старшего дошкольного возраста о выборе профессии.
Мальчики и девочки - дети дошкольники... Кем же они мечтают стать в будущем? Важную роль в этом играет сюжетно-ролевая игра. В играх дошкольников отражаются знания детей о мире, о людях разных п...
Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
В статье раскрыто влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений старших дошкольников...